Студентке Лере 21 год, и в свободное от учёбы время она увлечённо печёт торты, которые так нравятся её друзьям и родным. Более того, они даже заказывают Лере торты как для себя, так и в подарок. Сарафанное радио работает исправно, так что Лера уже начала задумываться об открытии собственной пекарни. Родители пообещали помочь финансово на первых порах, но предпринимательского опыта у них нет. Так что многие вещи Лере придётся делать самостоятельно. Перед тем как снимать помещение, регистрировать ИП и нанимать сотрудников, друзья посоветовали Лере для начала написать бизнес-план для своей будущей пекарни.
Это, по сути, чёткая программа действий на определённый срок для того, чтобы бизнес динамично развивался.
Вариантов написания бизнес-планов очень много, они разнятся в зависимости от задач и целевой аудитории.
Есть универсальный стандарт, выработанный подразделением ООН UNIDO. Он состоит из 12 частей — если вы делаете план исключительно для себя, то спокойно можете убрать некоторые пункты.
Также можно воспользоваться специальными сервисами, которые помогут вам с бизнес-планом. Например, Сбер Бизнес-старт.
Как ни странно, первая часть — это резюме.
Это вывод по всем пунктам в документе, которые вы рассматривали. Стоит понимать — это первое, на что обратит внимание инвестор/банкир, открыв ваш бизнес-план. В этой части пишите кратко.
Укажите:
Что можно указать ещё: необходимый размер инвестиций, текущие финансовые показатели (если открываете проект в компании), сроки запуска, задачи на будущее.
Проведите сами или закажите у экспертов исследование в той рыночной нише, которую занимает ваша компания. Так вы не только начнёте лучше разбираться в рынке, но и сможете составить портрет вашего покупателя, изучите конкурентов, выявите интересные тенденции.
Перечислите все виды ваших продуктов, а также расскажите о необходимой инфраструктуре, особенностях, выгодах для клиента и ожидаемом доходе. А ещё можете описать жизненный цикл продукта и приложить фотографии.
Определитесь со стратегией продвижения продукта. Для этого выявите вашу целевую аудиторию и её платёжеспособность. Покажите, как вы видите проникновение товара на рынок и как будете привлекать потенциальных клиентов.
Что вам нужно для выпуска продукта? Оборудование, аренда помещений, количество наёмных сотрудников, договорённости с поставщиками, расчёт себестоимости товаров, прогноз цен на ресурсы, логистика — пропишите всё, с чем столкнётесь.
Это ваша структура руководства с должностями и ролями сотрудников в проекте, а также с указанием их размера заработной платы. Для этого раздела будет удобно использовать таблицы, схемы или диаграммы.
Этот раздел очень важен как предпринимателям, так и инвесторам. Посчитайте, какие приблизительные расходы и доходы вы ожидаете, сколько средств необходимо сейчас и в ближайшие несколько лет. Не бойтесь писать большие числа — здесь важна честность.
Используя свой финансовый план, покажите, через сколько месяцев или лет проект окупится, как будет меняться динамика финансовых показателей, сделайте расчёт точки безубыточности и выявите рентабельность.
Не бойтесь писать о возможных трудностях. Опять же важно быть честным и сразу выявить все возможные риски своего бизнеса. Расскажите, как будете решать проблемы.
Вложите дополнительные материалы — например, разные схемы, рисунки, которые не вошли в конкретные разделы. Также сюда можно добавить фотографии продукции, материалы исследований, юридические документы.
Вам понравилась статья?
В избранное
Как домохозяйки заработали миллионы. Пять необычных историй
Мы уже писали о бизнесменах, которые прошли путь от самых низов и стали миллионерами. Но оказалось, что все эти истории — только про мужчин. Исправляем эту несправедливость и рассказываем об удивительных женщинах, которые воплотили в жизнь свои идеи и заработали на них миллионы. Ручаемся, вы точно пользовались некоторыми из их изобретений.
5 вопросов об акселераторах: зачем школьники и студенты идут в бизнес
Если раньше подросток-бизнесмен был чем-то необычным, то с развитием социальных сетей и распространением интернета разработать собственный ИТ‑продукт можно самостоятельно и без стартового капитала. Возьмите 10 самых дорогих компаний мира, 9 из них относятся к технологической сфере и были стартапами всего 10‑15 лет назад. Основатели многих международных корпораций открыли свой бизнес, когда сами были ещё совсем юными.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru