Студентке Лере 21 год, и в свободное от учёбы время она увлечённо печёт торты, которые так нравятся её друзьям и родным. Более того, они даже заказывают Лере торты как для себя, так и в подарок. Сарафанное радио работает исправно, так что Лера уже начала задумываться об открытии собственной пекарни. Родители пообещали помочь финансово на первых порах, но предпринимательского опыта у них нет. Так что многие вещи Лере придётся делать самостоятельно. Перед тем как снимать помещение, регистрировать ИП и нанимать сотрудников, друзья посоветовали Лере для начала написать бизнес-план для своей будущей пекарни.
Это, по сути, чёткая программа действий на определённый срок для того, чтобы бизнес динамично развивался.
Вариантов написания бизнес-планов очень много, они разнятся в зависимости от задач и целевой аудитории.
Есть универсальный стандарт, выработанный подразделением ООН UNIDO. Он состоит из 12 частей — если вы делаете план исключительно для себя, то спокойно можете убрать некоторые пункты.
Также можно воспользоваться специальными сервисами, которые помогут вам с бизнес-планом. Например, Сбер Бизнес-старт.
Как ни странно, первая часть — это резюме.
Это вывод по всем пунктам в документе, которые вы рассматривали. Стоит понимать — это первое, на что обратит внимание инвестор/банкир, открыв ваш бизнес-план. В этой части пишите кратко.
Укажите:
Что можно указать ещё: необходимый размер инвестиций, текущие финансовые показатели (если открываете проект в компании), сроки запуска, задачи на будущее.
Проведите сами или закажите у экспертов исследование в той рыночной нише, которую занимает ваша компания. Так вы не только начнёте лучше разбираться в рынке, но и сможете составить портрет вашего покупателя, изучите конкурентов, выявите интересные тенденции.
Перечислите все виды ваших продуктов, а также расскажите о необходимой инфраструктуре, особенностях, выгодах для клиента и ожидаемом доходе. А ещё можете описать жизненный цикл продукта и приложить фотографии.
Определитесь со стратегией продвижения продукта. Для этого выявите вашу целевую аудиторию и её платёжеспособность. Покажите, как вы видите проникновение товара на рынок и как будете привлекать потенциальных клиентов.
Что вам нужно для выпуска продукта? Оборудование, аренда помещений, количество наёмных сотрудников, договорённости с поставщиками, расчёт себестоимости товаров, прогноз цен на ресурсы, логистика — пропишите всё, с чем столкнётесь.
Это ваша структура руководства с должностями и ролями сотрудников в проекте, а также с указанием их размера заработной платы. Для этого раздела будет удобно использовать таблицы, схемы или диаграммы.
Этот раздел очень важен как предпринимателям, так и инвесторам. Посчитайте, какие приблизительные расходы и доходы вы ожидаете, сколько средств необходимо сейчас и в ближайшие несколько лет. Не бойтесь писать большие числа — здесь важна честность.
Используя свой финансовый план, покажите, через сколько месяцев или лет проект окупится, как будет меняться динамика финансовых показателей, сделайте расчёт точки безубыточности и выявите рентабельность.
Не бойтесь писать о возможных трудностях. Опять же важно быть честным и сразу выявить все возможные риски своего бизнеса. Расскажите, как будете решать проблемы.
Вложите дополнительные материалы — например, разные схемы, рисунки, которые не вошли в конкретные разделы. Также сюда можно добавить фотографии продукции, материалы исследований, юридические документы.
#самозанятым
#предпринимателям
#бизнес
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruВам понравилась статья?
В избранное
Интерес к первым бизнес-доходам у современных детей просыпается рано. Они продают старые игрушки, делают стикерпаки, пекут печенье для школьных ярмарок или рисуют на заказ. Всё это отличная практика, но вряд ли её можно назвать системным бизнесом. В подростковом возрасте намерение стать предпринимателем может быть уже более выраженным и серьёзным. Вместе с экспертом Национального центра финансовой грамотности Анной Деньгиной разберёмся, что же для этого нужно.
Наталья с детства любила готовить и читать книги. Когда речь зашла о профессии, выбор между филологией и кондитерским делом был решён в пользу последнего. Но любовь к книгам никуда не делась и помогает Наталье рассказывать с помощью тортов удивительные истории. О самых жарких кондитерских сезонах, о подводных камнях профессии и о том, почему в период пандемии вырос спрос на сладости — в сегодняшнем материале.
Многим из нас открытие собственного бизнеса кажется крайне дорогим удовольствием. Не всегда понятно, с чего начать, сколько нужно денег для старта, сколько затем вкладывать в продвижение и развитие, как не влезть в долги. Поэтому возможность попробовать себя в этом деле подчас обрывается на самом старте. На деле запуск проекта далеко не всегда требует много затрат, зато обязательны чёткий план и бизнес-стратегия.