02.09.22
3 мин
Они ставят перед собой самую высокую планку и нацелены на идеальный результат. В школе они чаще других самыми последними сдают контрольную, а на работе не всегда укладываются в дедлайны. Причина одна и та же — их задание должно быть доведено до совершенства, иначе это провал.
А вот троечникам такой подход, скорее всего, покажется излишним. Ведь для них важен сам факт выполнения работы, а не её оценка. Возможно, поэтому троечники спокойнее воспринимают критику и уж точно не страдают синдромом отличника (когда человек не только хочет быть лучшим из лучших, но и ждёт похвалы и признания от окружающих. А если не получает — становится неуверенным в собственных возможностях).
Считает кандидат социологических наук Алексей Егоров.
Никто не застрахован от эмоционального выгорания, однако отличники сталкиваются с ним чаще других из-за чрезмерных требований к себе. В 2015 году группа исследователей научного журнала «Личность и социальная психология» пришла к выводу, что стремление довести результат до идеального приводит к выгоранию в учёбе, на работе и в спорте. Человек пытается достичь сверхамбициозных целей, но из-за страха ошибиться не только не добивается желаемого, но и получает эмоциональное выгорание и проблемы со здоровьем.
Карен Арнольд, автор книги «Многообещающая жизнь: что становится с выпускниками средней школы», следила за карьерой 81 отличника с 1981 по 1995 год.
В своей книге она описывает отношение подростков к жизни вне школы, прогнозы на будущее, личный выбор и мнения. Успешные в средней школе отличники и в колледже не сдавали своих позиций. Около 90% строят карьеру, а 40% занимают должности самого высокого уровня.
Однако, по мнению Карен Арнольд, хотя отличники и умеют работать на результат, большинство из них не добиваются грандиозных успехов в жизни. Первая причина в том, что в школе они делают то, что им говорят. Многие отличники сами подтверждали, что не считают себя умнее других, а просто соответствуют всем требованиям учителя, учат материал, демонстрируют добросовестность и самодисциплину. Во-вторых, в школе больше ценят универсализм, поэтому отличники должны знать каждый предмет, а не один. А значит, на самом деле их знания поверхностные. Этого, может, и достаточно для пятёрки на экзамене, но точно не хватит, чтобы совершить прорыв.
Заключает Карен Арнольд.
Американский предприниматель и автор бестселлера «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки в книге «Почему отличники работают на троечников, а хорошисты на государство?» анализирует систему образования и показывает, что она нацелена на создание из людей наёмников.
Оценки — не гарантия финансового успеха. К такому выводу пришёл гарвардский учёный Шон Экор после опроса более 700 американских миллионеров. Их средний балл диплома в колледже составил 2,9 из 5.
Обратимся к ещё одному исследованию. Писатель Томас Корли в течение пяти лет изучал привычки миллионеров, которые самостоятельно добились успеха. Он наблюдал за их жизнью, анализируя особенности поведения.
77% миллионеров, самостоятельно добившихся успеха, не были отличниками — такие результаты получил Корли. Погоня за мечтой, минимум прокрастинации, планирование бюджета — вот те принципы, которым следуют миллионеры. Поэтому не переоценивайте значимость красных дипломов и отличных оценок.
Классический отличник сначала заканчивает учиться, а только потом идёт трудиться. А у троечников нет цели везде получать пятёрки, и они совмещают труд и учёбу.
В 2022 году РБК выяснил у крупнейших работодателей России 2021 года по версии HeadHunter и у крупнейших по выручке компаний рейтинга РБК 500, что наниматели обращают внимание именно на опыт и навыки человека.
Троечник, несмотря на низкую успеваемость, одновременно работает, заводит знакомства, приобретает практические навыки, учится действовать в стрессовых ситуациях. Отличник же получает баллы, делает каждое домашнее задание, старается успеть везде — но это не означает, что он обзаведётся глубокими знаниями по всем предметам.
Разумеется, всё вышеописанное не означает, что нужно специально стремиться учиться плохо, и тогда вы преуспеете. Некоторые школьные отличники становятся выдающимися людьми, а из многих троечников не получается ничего путного. Как говорят, недостаточно бросить университет, чтобы стать Биллом Гейтсом.
Но если ваш ребёнок приносит из школы двойки и тройки чаще, чем четвёрки и пятёрки, это не значит, что у него не сложится жизнь и карьера. Человек может приобретать знания и профессиональные навыки и совершенствоваться всю жизнь.
Вам не даётся физика и математика? Исаак Ньютон был одним из худших учеников в классе, однако позже его отношение к учёбе изменилось в лучшую сторону.
Да-да, Билл Гейтс тоже не был отличником. Обучение в Гарвардском университете его мало интересовало, потому что всё свободное время Гейтс находился в компьютерном центре. После крупного заказа он решил уйти из университета, чтобы основать собственную компанию.
«Назовите приморские города Франции». Не знаете ответ? Лев Толстой тоже не смог ответить на вопрос на экзамене при поступлении на философский факультет и получил двойку. Однако ему разрешили пересдать предмет. На первом курсе он прогуливал лекции, на сессии не сдал немецкий язык и российскую историю. А на втором курсе писатель покинул университет.
Лауреат Нобелевской премии дважды оставался на второй год из-за неуспеваемости. В итоге он окончил школу рабочей молодёжи, а диплом о высшем образовании так и не получил.
Стива Джобса несколько раз исключали из школы за плохое поведение. Он не выполнял домашние задания, потому что считал это напрасной тратой времени. А колледж американский предприниматель бросил уже на первом курсе.
#образование
#любопытно
#дети
#родителям
Вам понравилась статья?
В избранное
Когда мы говорим об интеллекте, то обычно имеем в виду умственный интеллект (IQ) — обобщённую характеристику познавательных способностей. Однако высокого IQ не всегда достаточно, чтобы преуспеть в общении с людьми — не менее важен и эмоциональный интеллект (EQ). Рассказываем, что это такое.
Начиная финансовое воспитание, родители надеются на быстрое усвоение детьми полученных знаний. Что может этому помешать? Отсутствие согласованных действий между родственниками из разных поколениями. Следовательно, необходимо договариваться со всеми взрослыми членами семьи. Ольга Андреева, федеральный эксперт АРФГ, рассказывает, как создать единый вектор развития финграмотности в рамках одной семьи.
Молодые родители часто не задумываются, что подходы к покупке вещей для детей и для взрослых должны быть разными. Если подходить к тому и другому одинаково, то детские расходы могут очень быстро перевесить в семейном бюджете все прочие статьи. Разберёмся, какие ошибки чаще всего делают родители при покупке вещей ребёнку в первые годы его жизни и как этих ошибок избежать.
Дети довольно смело вступают во взрослую жизнь – они уже могут распоряжаться карманными деньгами, копить, пробовать себя в зарабатывании денег. Как только подросток получает дебетовую карту, паспорт и определённые права, его начинают атаковать финансовые организации с большим количеством предложений, порой очень заманчивых. Как понять, кому можно доверять, а кому – нет? Разбираемся вместе с Ольгой Андреевой, федеральным экспертом Ассоциации развития финансовой грамотности.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruСберБанк обрабатывает Cookies с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой использования Cookies. Подробно рассказываем, как CберБанк обрабатывает и защищает ваши персональные данные на странице.