Перейти в тест по финансовой грамотности

В чём опасность перерывов в работе биржевых маркетмейкеров

01.08.22

7 мин

header-image

Маркетмейкеры — это крупные игроки, которые одновременно покупают и продают большие объёмы активов за вознаграждение от биржи. С их помощью биржа поддерживает ликвидность, достаточную для того, чтобы обычные инвесторы могли быстро и с минимальным спредом совершать сделки. Но в моменты высокой волатильности они могут уйти с рынка. Рассказываем, как это устроено, чтобы вы понимали, в какой момент спреды могут резко увеличиться, а ликвидность — упасть.

Обычно маркетмейкерами выступают крупные финансовые организации — банки или брокеры, которые могут позволить покупать большие объёмы активов на свой счёт. За работой маркетмейкеров следят биржи и Банк России.

Для поддержания ликвидности и стабильности цен маркетмейкеры занимаются двумя операциями:

  1. Выставляют множество двусторонних заявок по каждому активу — например купить 100 акций Сбербанка по цене 128,5 рубля и продать 100 акций Сбербанка по цене 129,5 рубля. Это даёт возможность другим участникам торгов совершить сделку в любой момент, а не тогда, когда найдётся продавец или покупатель актива.
  2. Поддерживают спред — разницу между максимальной ценой покупки и минимальной ценой продажи актива — в соответствии с требованиями законодательства, торговой площадки или эмитента финансового актива. Подробнее о том, что такое спред актива и как он считается, мы рассказывали в этой статье.

Например, маркетмейкеры биржевых фондов, согласно закону «Об инвестиционных фондах», должны поддерживать спред между текущей ценой паёв, которые торгуются на МосБирже, и расчётной стоимостью входящих в них активов (iNAV) в пределах 5%. МосБиржа рассчитывает справедливую iNAV каждые 15 секунд и публикует её на своём сайте на странице каждого инвестиционного фонда. Для российского рынка хорошими показателями можно считать фактическое отклонение 0,8–1% и ниже, сообщил РБК один из аналитиков.

Маркетмейкеры за свою работу получают от биржи вознаграждение, а эмитенты включают его в комиссию для инвесторов. При покупке биржевых фондов инвестор платит управляющей компании комиссию в зависимости от цены их акций.

При высокой волатильности маркетмейкеры сильно рискуют. Если цены резко пойдут вниз, а на бирже не будет покупателей, то маркетмейкеру придётся покупать акции по постоянно снижающейся цене. При этом его заявки на продажу выполняться не будут до тех пор, пока другие участники рынка не посчитают, что цены достаточно снизились. В итоге средняя цена продажи маркетмейкером актива будет значительно ниже средней цены покупки.

Например, 24 и 25 февраля 2022 года на российском рынке наблюдалась повышенная волатильность, из-за чего некоторые маркетмейкеры перестали участвовать в биржевых торгах, отмечал РБК. Это привело к тому, что спреды для биржевых фондов, прежде всего номинированных в валюте, резко выросли. Инвесторы, которые в этот момент продавали паи, делали это по невыгодным ценам, значительно отличающимся от справедливых.

Бездействие маркетмейкеров было связано с тем, что Банк России ограничил короткие позиции, которыми активно пользовались маркетмейкеры для хеджирования своих рисков, говорилось в опубликованном в феврале объяснении на сайте FinEx — провайдера иностранных ETF на МосБирже.

С учётом волатильности курса рубля и того, что большинство ETF номинированы в валюте, у маркетмейкера было два варианта действий, чтобы застраховать себя от возможных убытков: временно не выходить на рынок и дождаться нормализации ситуации либо выйти на рынок, выставляя существенный рыночный спред.

Широкий спред, как считают в FinEx, был в этой ситуации невыгоден для инвесторов. «В конечном счёте широкий спред скажется на издержках инвесторов и создаст ложное представление безопасности при совершении операций, ведь „маркетмейкер на месте“», — говорилось в заявлении. Поэтому маркетмейкер не выходил на рынок. В компании посоветовали инвесторам не продавать паи/акции ETF до нормализации ситуации на рынке.

В конце апреля издание Frank Media сообщало, что МосБиржа хочет ввести штрафы для маркетмейкеров в случае, если они не обеспечивают ликвидность. Сначала схему хотят опробовать на срочном рынке, а затем распространить на другие. В будущем это может снизить волатильность в сложные для экономики времена.

Что ещё почитать

  • Весной 2022 года волатильность на российском рынке акций выросла. Рассказываем, как вести себя инвестору на таком рынке, здесь.
  • Активы с низкой ликвидностью увеличивают риски инвестора — продать их по хорошей цене в будущем будет трудно. О том, как оценить ликвидность бумаги, читайте тут.
  • Менее ликвидные акции, как правило, более волатильны. Особенно это заметно в периоды неопределённости на рынке. Как определить волатильность акции или портфеля в целом — в этой статье.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Доход от инвестирования не гарантирован. Инвестиционная деятельность сопряжена с риском неполучения ожидаемого дохода и потери части или всей суммы инвестированных средств. Банк обращает внимание Инвесторов, являющихся физическими лицами, на то, что на денежные средства, переданные Банку в рамках данных Условий, не распространяется действие Федерального закона от 23.12.2003. №177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации».

Вам понравилась статья?

В избранное

Другие статьи этого раздела

СберСова/Инвестиции/

В чём опасность перерывов в работе биржевых маркетмейкеров

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru