Обычно маркетмейкерами выступают крупные финансовые организации — банки или брокеры, которые могут позволить покупать большие объёмы активов на свой счёт. За работой маркетмейкеров следят биржи и Банк России.
Для поддержания ликвидности и стабильности цен маркетмейкеры занимаются двумя операциями:
Например, маркетмейкеры биржевых фондов, согласно закону «Об инвестиционных фондах», должны поддерживать спред между текущей ценой паёв, которые торгуются на МосБирже, и расчётной стоимостью входящих в них активов (iNAV) в пределах 5%. МосБиржа рассчитывает справедливую iNAV каждые 15 секунд и публикует её на своём сайте на странице каждого инвестиционного фонда. Для российского рынка хорошими показателями можно считать фактическое отклонение 0,8–1% и ниже, сообщил РБК один из аналитиков.
Маркетмейкеры за свою работу получают от биржи вознаграждение, а эмитенты включают его в комиссию для инвесторов. При покупке биржевых фондов инвестор платит управляющей компании комиссию в зависимости от цены их акций.
При высокой волатильности маркетмейкеры сильно рискуют. Если цены резко пойдут вниз, а на бирже не будет покупателей, то маркетмейкеру придётся покупать акции по постоянно снижающейся цене. При этом его заявки на продажу выполняться не будут до тех пор, пока другие участники рынка не посчитают, что цены достаточно снизились. В итоге средняя цена продажи маркетмейкером актива будет значительно ниже средней цены покупки.
Например, 24 и 25 февраля 2022 года на российском рынке наблюдалась повышенная волатильность, из-за чего некоторые маркетмейкеры перестали участвовать в биржевых торгах, отмечал РБК. Это привело к тому, что спреды для биржевых фондов, прежде всего номинированных в валюте, резко выросли. Инвесторы, которые в этот момент продавали паи, делали это по невыгодным ценам, значительно отличающимся от справедливых.
Бездействие маркетмейкеров было связано с тем, что Банк России ограничил короткие позиции, которыми активно пользовались маркетмейкеры для хеджирования своих рисков, говорилось в опубликованном в феврале объяснении на сайте FinEx — провайдера иностранных ETF на МосБирже.
С учётом волатильности курса рубля и того, что большинство ETF номинированы в валюте, у маркетмейкера было два варианта действий, чтобы застраховать себя от возможных убытков: временно не выходить на рынок и дождаться нормализации ситуации либо выйти на рынок, выставляя существенный рыночный спред.
Широкий спред, как считают в FinEx, был в этой ситуации невыгоден для инвесторов. «В конечном счёте широкий спред скажется на издержках инвесторов и создаст ложное представление безопасности при совершении операций, ведь „маркетмейкер на месте“», — говорилось в заявлении. Поэтому маркетмейкер не выходил на рынок. В компании посоветовали инвесторам не продавать паи/акции ETF до нормализации ситуации на рынке.
В конце апреля издание Frank Media сообщало, что МосБиржа хочет ввести штрафы для маркетмейкеров в случае, если они не обеспечивают ликвидность. Сначала схему хотят опробовать на срочном рынке, а затем распространить на другие. В будущем это может снизить волатильность в сложные для экономики времена.
Вам понравилась статья?
В избранное
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru