Право имею: что жильцы многоквартирных домов могут требовать от коммунальщиков

03.06.22

3 мин

header-image

Текущие трубы, отсутствие электричества в течение долгого времени, странные начисления в квитанциях — список жалоб в сфере ЖКХ многогранен и бесконечен. Зачастую жильцы и управляющая компания по-разному смотрят на качество предоставляемых услуг. Рассказываем, на что имеет право жилец многоквартирного дома.

Точность начислений

Управляющая организация по закону должна производить начисления, исходя из объёма потреблённых услуг ЖКХ. Тарифы и методика расчёта прописаны в договоре с управленцами, его можно найти и скачать в системе ГИС ЖКХ (для этого потребуется название управляющей организации и адрес дома).

Однако часто у жильцов возникают сомнения в правильности начислений. И в этом случае жилец может обратиться в управляющую организацию за разъяснениями и получить правильно посчитанную платёжку. И предоставить это в управляющей компании должны не завтра или через неделю, а в день обращения. Если расчёты были действительно неправильными, должен быть произведён перерасчёт.

Также перерасчёт должен быть сделан, если услуга в течение месяца предоставлялась не в полном объёме. Например, если у вас отключали электричество на несколько дней. Кроме того, согласно правилам предоставления коммунальных услуг, плата снижается, если услуга была оказана некачественно. В этом случае, правда, возникает вопрос, как доказать, что услуга была некачественной. Но тут на помощь может прийти жилищная инспекция.

Возмещение убытков и морального вреда

По правилам оказания услуг ЖКХ потребитель вправе потребовать компенсацию от управляющей компании, если некачественно оказанная услуга привела к вреду для здоровья или порче имущества.

Например

если у вас в течение недели протекала труба, а управляющая компания ничего с этим не делала, и в итоге отклеились обои и сгорел телевизор — то вы можете требовать от коммунальщиков возмещения убытков и морального вреда. Если коммунальщики считают, что их вины в этом нет, то можно обратиться в суд.

Скорость реагирования на запросы

Для коммунальщиков есть чёткие временные нормативы, как быстро они должны отреагировать на ту или иную проблему:

  • аварийный прорыв трубы необходимо устранить незамедлительно;
  • протечку кровли и неисправность лифта — в течение суток;
  • повреждение кабеля — максимум за два часа;
  • разбитое окно должны отремонтировать в течение трёх суток летом и в течение одних суток зимой;
  • неисправность мусоропровода необходимо устранить в течение суток;
  • если для ремонта нужно отключить холодную воду и канализацию, то это должно продолжаться не более четырёх часов;
  • газ могут отключать не более, чем на четыре часа в течение месяца;
  • отопление — максимум на 24 часа в течение месяца зимой.

Аварийная диспетчерская служба должна ответить на звонок о неисправности за пять минут. Если диспетчер не взял трубку, то служба должна обеспечить возможность оставить голосовое сообщение или электронную заявку и перезвонить в течение 10 минут. Соответственно, потребитель имеет право получить услугу в установленный законом срок.

Если управляющая компания эти нормативы не соблюдает, вы можете пожаловаться на её действия. Сначала — руководству управляющей организации. Ответ на такое обращение должен быть дан в течение трёх дней. А при отсутствии реакции можно жаловаться в жилищную инспекцию.

Своевременное оповещение

Если в вашем доме планируется отключение горячей воды, то жильцы должны быть проинформированы об этом не позднее, чем за 10 дней до отключения. Если планируется отключать электричество или газ, то объявления на подъездах тоже должны появиться заранее, и в них должны быть чётко указаны сроки отключения и подключения услуги.

Чистота в квартире

Если случилась авария и вы вызвали сантехника, то можете требовать от него соблюдения чистоты.

В постановлении правительства о содержании многоквартирных домов, которое вступило в силу 1 марта 2019 года, написано, что сотрудник аварийной службы должен иметь бахилы. Также у него должен быть бейдж или удостоверение, где указаны его фамилия, имя и отчество, а также название обслуживающей организации.

Также у сотрудника должно быть необходимое оборудование и материалы для устранения аварии. Речь идёт о ремонте стояков горячего и холодного водоснабжения, стояков отопления и водоотведения, газопровода и отводов от него, счётчиков.

Поэтому если вас попросят купить что-то для ремонта, это повод задуматься о том, что ваши права нарушаются. Но это не относится к ремонту личного имущества собственника. Если у вас вышел из строя кран, засорилась раковина или течёт душ, то их ремонт и замена оплачиваются отдельно.

Способ управления домом

Жильцы имеют право выбрать способ управления своим многоквартирным домом самостоятельно. Это может быть управляющая компания или ТСЖ, а для домов, построенных кооперативом — ЖСК. Также жильцы имеют право заменить управляющую компанию, если она не справляется со своими обязанностями.

⚠️ Важно помнить

  • Изучайте свои права. Тогда в любой нештатной ситуации вы будете знать, как действовать.
  • Внимательно читайте платёжные документы и следите за правильностью начислений.
  • Требуйте устранения неполадок в указанные законом сроки.
  • Помните, что на вашей стороне государственные и муниципальные органы, контролирующие работу организаций в сфере ЖКХ.
  • А если управляющая компания плохо справляется со своими обязанностями — её можно сменить.
#по закону
#права потребителей
#жильё

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Лайфстайл/

Право имею: что жильцы многоквартирных домов могут требовать от коммунальщиков

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru