Первый сценарий: вы внезапно получаете сообщение о списании денег со счёта или уведомление о том, что кто-то вошёл в личный кабинет системы онлайн-банкинга. Важным условием в данном случае является тот факт, что вы сами не предпринимали никаких действий: не оплачивали покупки, не диктовали по телефону номер карты и код из СМС, ваша банковская карта не утеряна и не украдена, то есть сама ситуация является для вас неожиданной.
Второй сценарий: встреча с мошенниками. Варианты сетевых мошенничеств предельно разнообразны: это и фейковые интернет-магазины или платёжные системы, сайты несуществующих организаций, объявления на различных торговых площадках, голосовой фишинг (звонки якобы от сотрудников банка или представителей иных структур) и многое другое. Ключевым отличием второго сценария является то, что в данном случае, будучи введёнными в заблуждение, вы сами совершаете необходимые злоумышленникам действия: вводите данные карты на фейковом сайте для оплаты покупки, сообщаете код из СМС или переводите деньги на чужой банковский счёт.
Как только вы поняли, что вас обманули, или увидели сообщение о несанкционированном списании денег, немедленно позвоните в банк. Подробно расскажите оператору о случившемся и попросите его заблокировать карты и доступ к счетам. Помимо обращения по телефону, вам также может потребоваться посетить банк и написать соответствующее заявление.
Сделать это можно двумя способами: лично прийти в территориальный отдел полиции с заявлением или подать электронное сообщение на сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации. Также можно позвонить по номеру 112 и сообщить о случившемся. В последнем случае оператор либо направит к вам сотрудника полиции, либо сообщит, куда необходимо подъехать для подачи заявления.
Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме. Если вы не согласны с принятым решением, вы вправе обжаловать его.
Вы можете обратиться в полицию, не выходя из дома, оставив обращение на сайте Министерства внутренних дел или регионального главка. Форма подачи электронных обращений доступна на главной странице сайта в разделе «Для граждан» или по ссылке.
В рассматриваемых нами ситуациях в открывшемся списке подразделений следует выбрать «Управление ''К'' МВД России» и нажать кнопку «Продолжить». После того, как вы прочитаете информацию о порядке рассмотрения обращений и поставите галочку, вы можете приступать непосредственно к заполнению формы обращения. Требования к описательной части в данном случае ничем не отличаются от требований к письменному заявлению: вам необходимо максимально подробно описать всё произошедшее и при необходимости прикрепить электронные копии подтверждающих документов. Помимо основного текста, в обращении следует указать своё имя, адрес электронной почты и контактный телефон для возможности оперативной связи с вами.
Этим вопросом задаются многие люди, ставшие жертвами сетевых злоумышленников, тем более, если сумма хищения невелика. Причинами таких колебаний является и недоверие полиции, и опасения по поводу бюрократической волокиты, и сомнение в благополучном исходе ситуации.
Одной из причин расцвета интернет-преступности является уверенность злоумышленников в собственной безнаказанности. Да, расследование преступлений в сфере информации и телекоммуникаций — это долгий и сложный процесс. Не стоит надеяться на то, что злоумышленника найдут через неделю после вашего обращения (хотя и такие случаи бывают). В то же время каждое новое заявление даёт полиции ещё одну крупицу информации, и из таких деталей впоследствии собирается единая картина сложного многоэпизодного преступления. Даже если вам не удастся вернуть похищенные деньги, ваше заявление наряду с десятками других подобных документов приблизит момент наступления наказания для злоумышленника. А неотвратимость наказания за совершённые преступления — это отличный способ демотивировать начинающих преступников и заставить их переосмыслить свою жизнь.
#мошенничество
#безопасность
Вам понравилась статья?
В избранное
«Акция! Полис накопительного страхования жизни со скидкой 30%! Онлайн-оформление всего за 5 минут!» — такое рекламное объявление попалось Олегу, когда он искал в интернете подходящие программы страхования для своей семьи. По ссылке открылся сайт известной страховой компании. Без малейших подозрений Олег оплатил договор страхования и стал ожидать, когда обещанный полис придёт на электронную почту. Но письмо всё никак не приходило. Тогда Олег позвонил в страховую по номеру, указанному на сайте. Сотрудники страховщика проверили информацию и сообщили, что никакого договора с таким клиентом оформлено не было. Олег понял, что попался на уловку аферистов. Разбираемся, какое бывает мошенничество при страховании и что делать, чтобы его избежать.
В 2019 году Центробанк выявил более 700 компаний-мошенников, обещавших прибыли от инвестиций без усилий. Они находят жертв в соцсетях или в нелегальных базах телефонных номеров. Чтобы не потерять деньги, нужно уметь распознавать аферистов и задавать им правильные вопросы.
Всегда находятся те, кто быстро реагирует на происходящие события. Мошенники не исключение — они меняют популярные схемы кражи персональных данных, чтобы в очередной раз попытаться проникнуть в наши кошельки. Рассказываем о новых способах воровства личной информации и о том, как от них защититься.
На заре эпохи интернет-махинаций преступники особенно не заморачивались: просто копировали сайты известных банков. И это работало — неискушённые «юзеры» вполне могли не заметить отличий. Постепенно уровень интернет-грамотности вырос, и теперь мошенникам приходится действовать хитрее. Они создают с нуля сайты несуществующих финансовых организаций, которые выглядят вполне солидно, и предлагают доверчивым посетителям полный набор финансовых услуг. В этом материале мы объясним, почему люди «ведутся» на такие уловки, и как распознать подделку.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruСберБанк обрабатывает Cookies с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой использования Cookies. Подробно рассказываем, как CберБанк обрабатывает и защищает ваши персональные данные на странице.