Перейти в тест по финансовой грамотности
Онлайн-курсыЖурналПодкастыПроверь себяСпецпроекты

Как начать пользоваться финансовыми онлайн-сервисами

07.11.22

3 мин

header-image

Хотя абсолютное большинство россиян уже привыкли к цифровым сервисам, есть немало людей, которые упорно отказываются от использования безналичных платежей и онлайн-банкинга. Их аргументы — опасения, недоверие, незнание особенностей работы банков, сила привычки. Как начать пользоваться финансовыми сервисами в интернете, если вы привыкли обращаться в офисы и расплачиваться наличными — в нашем материале.

Поработайте с привычками

Как вы объясняете себе то, почему для вас лучше пойти в офис банка, чем воспользоваться онлайн-сервисами? «Мне так спокойнее», «это надёжнее», «так я чувствую себя ближе к банку», «мне важен живой человек, которому я могу задать вопросы»... Всё это — мысли и чувства, которые уже сформировали у вас привычку — возможно, не самую полезную и эффективную.

Согласно исследованиям, привычки формируются в среднем от 21 до 92 дней. Чтобы их поменять, обычно помогает какое-то масштабное событие, которое заставляет или подталкивает человека адаптироваться к новым условиям. Но даже если пандемия коронавируса и ограничения в работе офисов ещё не побудили вас чаще пользоваться онлайн-сервисами банков или других финансовых организаций, то никогда не поздно начать.

Главное — сделать первый шаг. Не бойтесь попробовать. В конце концов, ничто не мешает вам потом вернуться к привычным способам платежей.

Оцените выгоды

Начните с малого: изучите преимущества, которые может дать вам онлайн-банкинг по сравнению с офисом. Просто почитайте об этом на сайте вашего банка.

  • Среди основных выгод пользования финансовыми онлайн-сервисами — экономия времени, накопление бонусов или другие возможности, которые чаще всего превращаются либо в прямую скидку, либо в возможность заплатить меньше реальных денег за товар или услугу.
  • Есть и нематериальные выгоды. В частности, вам не придётся пораньше вставать и бежать в банк или отпрашиваться с работы, чтобы успеть до закрытия офиса, и не нужно ждать своей очереди. В онлайн-банке вы можете провести необходимую финансовую операцию в любое время.

Да, здесь, как и в любом другом деле, важен первый опыт. Поэтому при подключении онлайн-сервисов вы можете пройти какие-то особенно пугающие вас шаги вместе с сотрудником банка или с более продвинутым в цифровых технологиях членом семьи, другом, знакомым. И нечего стесняться — у вас есть полное право задавать самые наивные вопросы сотрудникам финансовой организации.

Проникнуться доверием к новым технологиям и сервисам очень помогает и удачный опыт решения проблем у друзей, коллег, родственников, соседей. Узнайте или посмотрите, как пользуются финансовыми онлайн-сервисами они и какие проблемы решают с их помощью.

Повышайте финансовую грамотность

Если доверие к банковским онлайн-сервисам остаётся на низком уровне, вам поможет повышение своей финансовой грамотности. Знание терминов, понятий, процессов и явлений финансового мира полезно в жизни вообще и для пользования онлайн-сервисами в частности.

Здесь хорошо работает древний принцип «предупреждён — значит вооружён». Обладая достаточной информацией, вы будете лучше понимать, как работают онлайн-сервисы, и не будете бояться пользоваться ими.

Для повышения финансовой грамотности можно воспользоваться разными инструментами: почитать учебники, пройти специальные курсы, например, изучить материалы на сайте Сбера — там много и подробно написано про различные продукты самого банка, а также про устройство финансового рынка в целом.

Рука об руку с финансовой грамотностью идёт финансовая осознанность. Это когда вы отдаёте себе отчёт в любых действиях с финансовыми продуктами, стараясь анализировать потенциальные преимущества и издержки (минусы или недополученную выгоду) своих решений. Развить финансовую осознанность помогает анализ своего и чужого опыта.

Ещё раз посмотрите на поведение людей, которым вы доверяете и которых знаете лично. Онлайн-банк обычно помогает им совершать операции, ради которых бывает неэффективно ехать в офис банка.

Привыкайте постепенно

Основа любого подхода, обучения и смены привычки — постепенная практика, маленькие шаги, метод проб (но не обязательно ошибок). Не стоит пользоваться сразу всеми возможностями цифровых каналов банковского обслуживания — немедленно, «перекрестившись», открывать вклад, оформлять кредит, переводить деньги по номеру карты, а потом по номеру телефона, да ещё и покупать страховой продукт.

Погружайтесь в онлайн-банк или другие сервисы постепенно, открывая для себя всё новые возможности мира цифровых технологий. Так вам будет удобнее и психологически безопаснее.

Работа над привычками, помощь друзей и сотрудников банка, повышение финансовой грамотности, анализ ситуаций, при которых онлайн-каналы работают лучше и быстрее, чем офлайн, помогут вам стать уверенным пользователем цифровых сервисов. И помните — вас никто не заставляет делать это насильно. Просто так удобнее.

Если вы ошиблись или столкнулись с проблемами на первых порах, не стоит обвинять банк во всех грехах. Посоветуйтесь с более продвинутыми пользователями онлайн-банков — вдруг они уже попадали в такие ситуации и подскажут вам, как действовать.

То же самое всегда сделают сотрудники банка в чате поддержки или по телефону. Всегда можно заказать звонок специалиста, и он быстро с вами свяжется, чтобы прояснить ситуацию и предложить пути решения вашей проблемы.

#банковские услуги

#банки

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

  • Другие статьи этого раздела

    Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

    © 1997—2024 ПАО Сбербанк

    Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

    www.sberbank.ru