Представим, что у тебя есть 200 рублей карманных денег. Каждый месяц на них ты покупал 4 пачки любимых чипсов, а сегодня из-за инфляции порадуешь себя только двумя. Цена выросла, а твоя покупательная способность (бюджет) — нет. Это и есть проявление инфляции. Однако если при этом газировка, жвачка и шоколад не подорожали, то, возможно, ценообразование изменилось из-за проблем с поставками, а не из-за инфляции.
Основой для её измерения считается потребительская корзина. Туда входят товары и услуги, которые мы регулярно покупаем — продукты, бытовая химия, одежда, коммунальные услуги. При подсчёте берут среднестатистическую потребительскую корзину прошлого года и сравнивают с нынешней.
Население ощущает инфляцию по-разному. У кого-то большая часть дохода уходит на еду, и такие люди замечают изменения цен после похода в продуктовый магазин. А для кого-то инфляция становится чувствительной только тогда, когда меняется курс рубля и растут цены на импортные товары.
В рыночной экономике инфляция проявляется через общий рост цен. Спросите у старших членов семьи, помнящих времена СССР — скорее всего, им знакома скрытая инфляция.
Скрытая инфляция — процесс, когда в регулирование цен вмешивается государство. Правительство самостоятельно пытается регулировать цены на товары и услуги. В итоге наблюдается рост производственных издержек, дефицит товаров на полках магазинов и процветание чёрного рынка.
Для экономики полезно, когда инфляция стабильно низкая. Это благоприятная среда для компаний и долгосрочных инвестиций, так как рынок предсказуем. Можно строить планы на несколько лет вперёд. А население может не бояться обесценивания денег и делать накопления.
Полезная инфляция варьируется от 3 до 5% в год, умеренная — до 10%.
Кроме того, инфляция бывает трёх видов: высокая, гиперинфляция и галопирующая. Первая характерна для развивающихся стран с переходной экономикой, особенно в период проведения рыночных реформ или после них. Что касается галопирующей инфляции (это та, которая выражается двузначным числом), то она требует лечения. При гиперинфляции рост цен достигает 1000% в год, что грозит развалом экономики страны.
Обычно она возникает при увеличении спроса (рост количества денег в экономике) или сокращении предложения (рост издержек из-за сокращения занятости или падения производства).
Например, неожиданно в город пришла летняя жара. Спрос на солнцезащитный крем вырос, так как жители бросились за ним в магазины, однако компании не успевают производить такой крем в количестве, необходимом для удовлетворения потребности покупателей.
Отсутствие нужного товара на полке влияет на то, что деньги населения не будут потрачены. Дефицит товара приведёт к повышению цен и появлению инфляции.
Рассмотрим другую причину — сокращение предложения, которую вызывают социальные и природные катаклизмы: войны, революции, эпидемии.
Можно вспомнить пандемию коронавируса, а вместе с ней невозможность пользоваться услугами туроператоров. В 2020 году многим людям пришлось отменить поездки в связи с локдауном. Из-за этого деньги остались у несостоявшихся туристов как вынужденные сбережения, а туристическая сфера оказалась в убытке. И это тоже повлияло на инфляцию.
Центральные банки стараются удерживать инфляцию близко к таргету, то есть к цели. Отсюда и понятие таргетирования инфляции как политики центрального банка страны.
Главным инструментом регулирования инфляции центральными банками является учётная ставка — стоимость кредитования банков.
Основная цель — регулирование условий предоставления кредита и изменения денежной массы в стране. Чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежной массы. А чем выше учётная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и меньше объём предоставления кредита коммерческими банками.
Вам понравилась статья?
В избранное
Без паники: о чём нужно помнить во время подготовки к ЕГЭ
Кажется, ещё вчера ваш малыш просил на день рождения игрушку в виде мультяшного героя, а сейчас уже на носу окончание школы, сдача ЕГЭ, поступление в вуз. Иногда так хочется вернуться в его беззаботное детство — но на самом деле сейчас тоже всё не так страшно, хотя и ответственно. Просто нужно правильно подойти к вопросу. Разбираемся, как это сделать.
Новомодные термины в мире денег. Финфлюенсеры, финансовая дисморфия и свифтономика
Могли ли вы представить, что концерт знаменитости способен изменить ВВП, уровень инфляции и на сдачу немного сдвинуть земную кору? А то, что целое поколение будет принимать финансовые решения по советам блогеров? Всё это реалии сегодняшнего дня. Рассказываем, что новенького появилось в финансовом словаре за последнее время.
Скажи что-нибудь на банковском? Краткий финансовый разговорник
Разговор профессионала с дилетантом, как правило, идёт по одному из двух сценариев. Либо неспециалист притворяется искушённым знатоком и делает вид, что всё понимает. Либо — и такая стратегия более верная — тот, кто осведомлён меньше, не стесняется своего незнания, переспрашивает и уточняет всё, что непонятно. Но настоящий эксперт, конечно, и объяснить может так, что всё станет ещё непонятнее. По крайней мере, использовать он может незнакомую терминологию. Чтобы общий язык нашёлся быстрее, мы подготовили карманный словарь «банковского жаргона», который позволит лучше понимать сотрудников финансовых учреждений.
Кринж или краш? Топ-10 слов молодёжного сленга и как ими пользоваться
«Я в тильте», «А ты кого шипперишь?», «Это кринжово»… Что-что? Говорить на молодёжном языке необязательно, но явно не будет лишним понимать, что имеют в виду ваши дети или подростки из числа родственников или знакомых. А если всё-таки решите полноценно овладеть подростковым сленгом, важно не промахнуться с употреблением базовых понятий. СберСова рассказывает о главных словах молодёжного новояза.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru