Содержание
Рынок предъявляет различные нововведения покупателям, а они – свои пожелания и предпочтения, от которых зависит спрос. Чтобы сохранить востребованность товаров и услуг, компаниям нужно подстраиваться под тенденции. В этой статье расскажем о характерных потребительских трендах 2024 года.
Всё чаще покупатели предпочитают бренды, которые заботятся об экологии и сокращают углеродный след. Популярность набирают товары с минималистичным дизайном и перерабатываемой упаковкой.
К этому тренду прислушиваются многие маркетплейсы – для отправки посылок они используют однослойную упаковку без лишних коробок и полиэтилена.
Интересно: ожидается, что через пять лет в России весь мусор будет сортироваться, а более трети твёрдых отходов отправятся на переработку для повторного использования. Согласно планам нацпроекта «Экология» на 2030 год, только 50% мусора окажется на полигонах.
Промо-игры и челленджи – способ рассказать о своём продукте и повлиять на поведение потребителя – вовлечь в историю бренда. Например, сервис «СберМаркет» разработал серию игр, в которых рассказывается о буднях торговых сетей. Игровой приём стал популярным за счёт того, что для него нет возраста и статуса – он дарит радость и чувство успеха.
Сегодня многие сервисы предлагают различные квесты и задания, чтобы увеличить продажи и повысить интерес пользователя к своему приложению. Маркетплейсы в сезон распродаж устраивают лотереи, где для участия нужно купить товаров на определённую сумму или оставить отзывы на продукцию, ознакомиться со скидочными предложениями и т. д.
Интересно: согласно исследованиям, игровые элементы на сайте или в рассылках способны увеличить прибыль компании на 25-95% и повысить вовлечённость пользователей на 30%. Они помогают привлечь внимание к спецпредложениям и повышают лояльность – пользователя не заставляют покупать что-либо, а предлагают способ развлечь себя.
Доля онлайн-покупок ежегодно растёт – в 2023 году она составила 56%. Покупателям удобнее пользоваться не отдельными интернет-магазинами, а маркетплейсами, потому что там можно найти всё необходимое за несколько минут – от продуктов до автомобилей.
Набирает популярность тренд на скорость доставки – зачастую покупатели не хотят ждать и готовы переплачивать ради того, чтобы их заказ был приоритетным и приехал буквально за 15-30 минут. Из-за этого многие сервисы стали предлагать соответствующие услуги за дополнительную плату.
Интересно: наиболее важный фактор для покупателей в сервисах доставки – выгодные цены на товары (56%). Среди респондентов 55% отметили низкие цены на доставку, 53% – возможность заказать свежие и качественные продукты. Для 48% важна скорость доставки, а для 46% – большой ассортимент.
Тренд на осознанный подход проявляется в том, что покупатели чаще ищут отзывы на покупаемый товар. Негативные комментарии или низкий рейтинг зачастую становятся причиной для отказа от выбранной позиции.
Чтобы сохранить лояльность клиентов и изменить поведение потребителя себе на пользу, многие компании изучают отзывы и дают ответ на негативные комментарии. Они предлагают исправить ситуацию – помочь с возвратом или обменом товара.
Интересно: согласно исследованиям, 95% россиян изучают отзывы перед совершением покупки. Чаще всего на комментарии пользователей обращают внимание покупатели 18-24 лет, а большинство охотнее верят отзывам с фотографиями.
Из 95% тех, кто читает отзывы, 68% делают это перед каждой покупкой, 16% – при появлении сомнений в товаре или компании, а 11% знакомятся с откликами по настроению.
В 2024 году на поведение потребителя в основном влияют распродажи. По акции в офлайн-магазинах и на маркетплейсах чаще всего покупают одежду и обувь, реже – медикаменты и автозапчасти.
Программы лояльности, кешбэк и накопительные скидки мотивируют к покупке – продавцы онлайн-площадок фиксируют стабильный прирост заказов во время распродаж. Такой тренд во многом связан с популяризацией финансовой грамотности и ответственного подхода к бюджету. Сравнение цен, осознанные покупки, планирование трат помогают пользователям экономить. Что думают россияне о скидках в чёрную пятницу, мы рассказывали здесь.
Интересно: около 75% покупателей российских интернет-магазинов участвуют в программах лояльности, а при выборе продавца учитывают цены и удобство доставки. Почти половина респондентов считают наличие скидки важным фактором выбора, а для 27% важна возможность оформления рассрочки.
Качество обслуживания по важности стоит наравне с ценами и характеристиками товара. Поведение потребителя зависит от вежливости продавца и от его внимания к потребностям клиента. Не менее важно удобство возврата или обмена товара, качество работы клиентской поддержки, особенно в онлайн-маркетах.
В офлайн-магазинах продажи во многом зависят от квалификации консультантов – они должны приветливо, но ненавязчиво общаться, знать ассортимент и следить за порядком в торговом зале.
Интересно: согласно исследованиям, одной из самых частых претензий пользователей при оформлении заказа на маркетплейсах стала бесполезная поддержка (13,4%). На втором месте – невозможность вернуть деньги (7,7%), на третьем – переносы заказа (6,7%), на четвёртом – проблемы в работе приложения (6,5%).
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru