Что такое кредитный рейтинг компании и как научиться его читать

19.10.22

5 мин

header-image

Наверняка большинство из вас видели рядом с названиями компаний или биржевым кодом выпуска облигаций буквы АА или ВВВ, иногда со значками «плюс» или «минус». Так обозначаются кредитные рейтинги, присвоенные компаниям и их бумагам. Что же такое кредитный рейтинг, для чего он нужен и чем может быть полезен частному инвестору — разбираемся в этом материале.

Что такое кредитный рейтинг

В широком смысле это мнение специализированного института финансового рынка — кредитного рейтингового агентства — о кредитоспособности того или иного заёмщика (компании, банка, муниципального образования и т. д.).

Проще говоря, оценка его возможностей по обслуживанию долга: может ли этот заёмщик выплачивать долг своевременно и в нужных объёмах согласно договору с кредитором.

Агентства делают оценки на основе анализа множества факторов: финансовой отчётности, публичной информации, новостного фона вокруг компании, дополнительных непубличных данных, получаемых от самой компании, и так далее.

Привычная форма выражения этого мнения — буквенная формула, иногда с дополнительными знаками «плюс» или «минус».

У каждого агентства есть собственные рейтинговые шкалы. В них подробно описаны все ступени и уровни рейтинга с точки зрения кредитного риска. Каждая из рейтинговых оценок обозначается буквами от А до D.

В настоящее время рейтинговой деятельностью в нашей стране имеют право заниматься только аккредитованные ЦБ российские агентства:

  • «Эксперт РА»
  • АКРА («Аналитическое кредитное рейтинговое агентство»)
  • НКР («Национальные кредитные рейтинги»)
  • НРА («Национальное рейтинговое агентство»)

Их рейтинговые шкалы выглядят так: «Эксперт РА», АКРА, НКР, НРА.

ВАЖНО

Рейтинги не отражают вероятность дефолта той или иной компании/банка/ценной бумаги. Они позволяют ранжировать компании или бумаги относительно прочих схожих по характеристикам участников рынка, которые также были прорейтингованы данным агентством.

Компания может иметь один или несколько кредитных рейтингов (присвоенных разными агентствами). Например, крупнейший российский застройщик жилья имеет рейтинги ruA+ от «Эксперт РА» и AА-.ru от НКР. Рейтинги отличаются между собой на одну ступень (НКР оценивает компанию выше, чем «Эксперт РА»), это отражает индивидуальную специфику методологий и оценки бизнеса каждым из этих агентств.

Кредитные рейтинги разных агентств сопоставимы между собой. Чтобы понимать, какое из агентств оценивает компанию выше или ниже, можно пользоваться таблицей сопоставимости (мэппинга) на сайте ЦБ РФ.

Зачем компаниям рейтинги

Наличие рейтинга (неважно, высокого или низкого) говорит о том, что компания готова быть прозрачной, что она ничего не скрывает от контрагентов и инвесторов.

Это своеобразная метка надёжности и показатель репутации бизнеса. Высокие рейтинги дают больше возможностей в привлечении кредитования и на рынке облигаций: кредитные лимиты для таких компаний выше, а стоимость долга (ставки по купонам) ниже, чем для компаний с низкими рейтингами.

Некоторые действия на финансовом рынке без кредитного рейтинга определённого уровня невозможны. Например, нельзя размещать государственные средства на депозите в банке, не имеющем рейтинга или имеющем рейтинг ниже требуемого.

Институциональные инвесторы (это компании, объединяющие в пул средства более мелких участников с целью инвестирования на финансовых рынках. Их размер капитала и объёмы сделок превышают возможности практически любых других участников торгов) не могут покупать ценные бумаги низкого кредитного качества.

Действительно ли мнение рейтинговых агентств важно и авторитетно

Да. Настолько, что учитывается в государственных документах.

Первые компании, которые занимались оценкой компаний и их облигаций, появились ещё в XIX веке. Тогда по всему миру (особенно в США) наблюдался бум строительства железных дорог. В проектах участвовали тысячи компаний, которые выпускали огромное количество облигаций. Бумаги широко расходились среди частных инвесторов. Банкротства таких компаний были обычным явлением. Часто это были просто мошеннические конторы, создаваемые только для того, чтобы выпустить липовые долговые бумаги, распродать их и исчезнуть с деньгами.

Инвесторам остро недоставало информации об участниках бурно развивающегося рынка облигаций. Ответом на этот естественный запрос стало появление статистических бюро, которые собирали данные о компаниях и их финансовом положении и выпускали соответствующие бюллетени. Эти бюро были прообразом современных рейтинговых агентств.

Похожие компании существовали и в России. Они назывались «конторами по кредиту» и занимались составлением справок о финансовом балансе компании, непогашенных долгах, репутации владельцев. В число их услуг входили также рекомендации по участию в сделке с той или иной компанией (или человеком).

Современные рейтинговые агентства выполняют более сложные функции. Они не просто ищут и анализируют финансовую информацию, но и строят математические модели, занимаются накоплением статистики, используют широкий спектр инструментов для того, чтобы их оценки были максимально точными и корректными.

Результатами деятельности рейтинговых агентств пользуются инвесторы — как институциональные (например, при определении инвестиционной политики и установлении кредитных лимитов), так и частные. Провести анализ компании с точки зрения кредитного риска самостоятельно способны единицы, тогда как инвестируют в ценные бумаги миллионы людей. Поэтому подавляющее большинство инвесторов доверяет эту работу агентствам. Ключевым активом рейтинговых агентств является их репутация. Ошибки ведут к снижению доверия, что вредит рынку в целом.

Требование об обязательном наличии кредитного рейтинга для различных случаев содержится в более чем 50 государственных документах.

Например, тех, которые устанавливают требования к качеству активов для инвестирования средств пенсионных и страховых резервов, или тех, которые касаются качества ценных бумаг в составе собственного капитала финансовых компаний.

Какой «срок годности» у кредитного рейтинга

У всех российских агентств подход одинаков: рейтинг действителен в течение одного года, затем он пересматривается.

Это не значит, что на целый год компания выпадает из поля зрения агентства и может бесконтрольно снижать своё кредитное качество. Все рейтингуемые компании находятся под постоянным мониторингом.

Если в течение года случается что-то, влияющее на кредитное качество компании (например, сделка по слиянию и поглощению, смена владельца, закрытие какого-либо бизнес-направления, релокация производства и тому подобное), то рейтинг может быть внепланово пересмотрен. Причём как в лучшую, так и в худшую сторону.

Это не одномоментное действие — ему предшествует период анализа новых вводных, который может быть достаточно длительным. Когда агентство полагает, что произошедшее событие приведёт к смене уровня рейтинга, оно предупреждает инвесторов, ставя рейтинг в статус «под наблюдением».

По плану рейтинг обновляется через год. Для этого все необходимые процедуры — анализ отчётности, новостей, событий и других данных — повторяются. Если же компания решает не продлевать договор с агентством на следующий год, то рейтинг просто отзывают.

Как читать рейтинги

  1. По буквам. Чем ближе к началу алфавита буквенное обозначение, тем рейтинг выше. Самая высокая рейтинговая категория — А. Она подразумевает лучший уровень кредитного качества эмитента или бумаги. В — уровень ниже, там располагаются эмитенты с уровнем кредитного качества от приемлемого до откровенно спекулятивного. Ещё ниже — C. Это уже опасный сигнал: компания финансово неустойчива и близка к дефолту. Самая низкая — D (дефолтная категория).
  2. По количеству этих букв в рейтинговой оценке. Чем больше букв в одной категории — тем лучше. Пример: ААА лучше, чем АА, АА лучше, чем А. При этом рейтинги с любым количеством букв А выше рейтингов с любым количеством букв В.
  3. По наличию дополнительных знаков (+ или –). Знак «плюс» — это дополнительное преимущество. Рейтинг АА+ выше, чем просто АА. Знак «минус», наоборот, указывает на некоторые риски, которых нет у обладателей той же буквы, но без минуса: АА– ниже, чем просто АА. Это справедливо для оценок в одной буквенной категории и с одинаковым количеством букв. Пример: АА– ниже, чем АА, но выше, чем А. Плюс и минус используются для индикации промежуточной оценки или относительного ранжирования внутри одной категории.
  4. «Ru» в буквенной оценке означает, что рейтинг присвоен в рамках российской рейтинговой шкалы (то есть только среди российских компаний/банков/ценных бумаг).

Почему нужно учитывать не только буквы рейтингов

Буквенная формула — наиболее простая, наглядная и привычная. Но она даёт лишь первое представление об эмитенте. Для принятия взвешенного инвестиционного решения необходимо учитывать все характеристики, которые даёт рейтинговое агентство.

Прогноз по рейтингу

Он может быть позитивным, негативным или стабильным. Прогноз отражает мнение агентства о том, каким будет рейтинг (именно рейтинг, а не финансовое состояние) компании/ценной бумаги на горизонте одного года.

Позитивный прогноз означает, что, по мнению агентства, рейтинг компании может быть повышен. Негативный — наоборот. Сложнее всего со стабильным прогнозом. Согласно распространённому мнению, стабильный прогноз отражает мнение агентства, что у компании всё будет стабильно хорошо. Но это не так. Стабильный прогноз может быть и при низком рейтинге. Он означает лишь то, что в течение года рейтинг не поменяется. То есть если он был низким, то и в течение года он не повысится. Если у компании существуют высокие риски дефолта, то и далее они останутся высокими.

Рейтинговый пресс-релиз

Самая распространённая ошибка многих инвесторов — это отсутствие интереса к пресс-релизам, которые всегда сопровождают рейтинговые действия. Релиз — это кладезь ценной информации. В нём объясняется, почему агентство приняло то или иное решение по рейтингу. В релизах подробно описываются сильные и слабые стороны компании, а главное — все факторы риска. Релизы публикуются на сайтах агентств в свободном доступе.

В настоящее время доступ к информации о деятельности российских эмитентов (в частности, банков) закрыт из-за санкционного давления. Это негативно отражается на прозрачности рынка и ставит инвесторов в сложное положение. В такой период адекватным критерием кредитного качества компаний и их бумаг становится кредитный рейтинг. Агентства так же, как все, не имеют доступа к данным, которые раньше были публичными, но они получают информацию напрямую от рейтингуемых компаний.

В этой ситуации изучение рейтинговых пресс-релизов особенно важно — больше получить информацию об эмитентах просто негде.

#фондовый рынок
#инвестиции

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Инвестиции/

Что такое кредитный рейтинг компании и как научиться его читать

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru