Как социальные сети влияют на рынки

09.03.21

8 мин

header-image

В 2020 году на фондовых рынках появилась новая сила — частные инвесторы. Они не используют дорогостоящие программы, вроде терминала Bloomberg, но активно обсуждают акции в соцсетях, в том числе TikTok, и мессенджерах. Как это может повлиять на финансовые рынки и о чем стоит задуматься инвестору?

Акции китайского производителя электромобилей NIO стали второй по популярности бумагой на американском рынке с конца 2019 года, пишет Wall Street Journal со ссылкой на данные Dow Jones. За последний год ежедневно в среднем 111 млн акций NIO меняли владельцев. По это показателю они уступили только Apple, зато оказались популярнее, чем SPDR S&P 500 ETF Trust. Это один из крупнейших ETF, отслеживающий индекс широкого рынка S&P 500.

Одна из причин роста популярности NIO и некоторых других акций, например конкурента NIO Tesla и разработчика систем водородных топливных элементов Plug Power, — выход на рынок большого числа частных инвесторов, которые покупали их акции, отмечает WSJ. В 2020 году из-за пандемии в США (как и в России) было открыто рекордное число брокерских счетов. У людей появилось больше свободного времени, в том числе на изучение финансовых рынков, отмечало издание. Кроме того, многие брокеры вслед за финтех-стартапами вроде Robinhood снижали комиссии, а волатильность на рынках привлекала новых инвесторов, пишет WSJ.

Вторая причина, по которой отдельные акции получают особое внимание — социальные сети, пишет WSJ. В сообществах на платформах вроде TikTok, Twitter, YouTube, Reddit, а также в мессенджере Discord частные инвесторы могут обсуждать популярные акции, хвастаться прибылью и делятся переживаниями из-за убытков.

Акции NIO — пример бумаги, получившей значительное внимание в соцсетях, отмечает WSJ. Это одна из наиболее популярных бумаг в поисковике Google. Короткие видео в TikTok с хэштегом #nio набрали более 35 миллионов просмотров. Число упоминаний NIO в Twitter в ноябре за один день почти достигло 6 800, тогда как в начале 2020 года оно составляло около 100 в день. В 2020 году акции NIO подорожали c $4 до $48,7.

Опасность «эхо-камер»

При этом у некоторых инвесторов, в том числе и тех, кто также обсуждает акции в соцсетях, такая ситуация вызывает опасения, отмечает WSJ. Они указывают, что акции NIO переоценены и сомневаются, что другие инвесторы проводят оценку компаний. Например, NIO по итогам 2020 года продала менее 44 тыс. электрокаров, однако её капитализация ($97,9 млрд, по данным на 13 января 2020 года) больше, чем у General Motors ($69,1 млрд) — одного из крупнейших автопроизводителей мира, продавшего 2,5 млн автомобилей в прошлом году.

«Люди влюбляются в некоторые акции и попадают в “эхо-камеру”, где все говорят, что они будут вечно покупать Tesla», — утверждает один из скептично настроенных по отношению к популярным акциям инвесторов. Это может приводить к тому, что рыночная стоимость акций будет сильнее отрываться от справедливой, зависящей от фундаментальных показателей (таких как прибыль, выручка и др.)

Онлайн-дискуссии среди инвесторов по поводу акций существовали и раньше — например в конце 1990-х такие обсуждения в интернет-чатах способствовали поддержанию пузыря на рынке доткомов, пишет WSJ. Однако сейчас аудитория соцсетей гораздо больше, чем когда-либо.

Количественно оценить влияние социальных сетей и обсуждений в них на динамику котировок, вероятно, очень непросто, отмечает WSJ. Некоторые аналитики считают, что розничные инвесторы сильнее всего влияют на оценку небольших компаний, пишет издание — на их стоимость легче повлиять.

Операционный директор управляющей компании Ritholtz Weath Management Ник Макгилли в августе проанализировал клиентскую базу Robinhood. Он пришел к выводу, что рост акций NIO (с его относительно большой капитализацией) минувшим летом обеспечили не розничные инвесторы. Пользователи приложений Robinhood начали покупать акции компании уже после того, как он заметно прибавил в цене. Хотя в некоторых других случаях рост акций компаний коррелировали с их популярностью.

Почему это важно

Так или иначе, влияние соцсетей на финансовые рынки растет — такой вывод можно сделать из текста WSJ. А значит инвестору, помимо всего прочего, стоит обращать внимание на «хайп» вокруг акций в сообществах инвесторов. Другое неочевидное следствие — имидж компании или даже её гендиректора в соцсетях будет сильнее, чем раньше, влиять на капитализацию компаний — от них зависят отношение не только покупателей, но и инвесторов.

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Доход от инвестирования не гарантирован. Инвестиционная деятельность сопряжена с риском неполучения ожидаемого дохода и потери части или всей суммы инвестированных средств. Банк обращает внимание Инвесторов, являющихся физическими лицами, на то, что на денежные средства, переданные Банку в рамках данных Условий, не распространяется действие Федерального закона от 23.12.2003. №177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации».
#фондовый рынок

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Инвестиции/

Как социальные сети влияют на рынки

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru