С обретением Российской Федерацией государственного суверенитета в 1991 году страна взяла курс на создание рыночной экономики. Такую модель принято считать наиболее свободной и эффективной — рынок самоорганизуется, цены определяются спросом, предложением и конкуренцией, а государственное регулирование рынка минимально.
Сейчас нашу экономику уже можно смело назвать рыночной, хотя и с влиянием госрегулирования. Ее еще называют смешанной. Впрочем, рыночной экономики в чистом виде, совсем без вмешательства государства, вряд ли можно встретить в других странах.
Властям в любом случае приходится хотя бы немного отклонять ценовой рыночный баланс своими решениями: давать более дешевые кредиты и субсидии важным отраслям, ограничивать цены на социально значимые товары, чтобы защитить малоимущих, контролировать уровень инфляции и т.п.
Государство старается сохранять этот рыночный баланс и поддерживать экономический рост. Но также в его задачи входит не допустить разгула инфляции и недобросовестной конкуренции, помочь стратегически важным отраслям и обеспечить безопасность, в том числе через поддержание суверенитета.
Для этого применяют разные меры: разрабатывают антимонопольные законы, вводят пошлины на иностранные товары для поддержки отечественного производителя, дают льготные кредиты на важные для страны проекты и др.
Государству нужен экономический рост. Тогда товаров становится больше, бизнес развивается, зарплаты повышаются и в целом жизнь становится приятнее, а страна — крепче. Но тут есть свои нюансы.
Рост не бывает вечным и непрерывным, он идет циклами. Время от времени он замедляется или останавливается, и для его поддержания государству может потребоваться добавлять в экономику новые деньги.
Тогда суммарное количество денег в экономике — денежная масса М2 — становится больше. М2 — это все деньги, которые принадлежат государству, компаниям и домохозяйствам.
Денег стало больше, но количество товаров и услуг осталось тем же. А если рост денежной массы не соответствует росту количества товаров и услуг (которое чаще всего выражают через показатели ВВП), это неизбежно ведет к высокой инфляции.
Высокая инфляция, то есть быстрый рост цен — враг и для граждан, и для бизнеса, и для страны в целом. Поэтому государству постоянно приходится балансировать между двумя задачами: обеспечивать рост экономики и при этом не дать разгуляться инфляции.
Это довольно тонкий баланс, уравнение с множеством неизвестных. Сколько денег добавить в экономику и сколько из нее забрать, чтобы рост был максимально возможным с учетом цикла, и при этом инфляция осталась в разумных рамках?
Государственные органы, которые отвечают за весь этот процесс, должны учитывать сотни разных факторов, среди них:
При этом разные госорганы отвечают за разные части этой задачи, поэтому необходимо выработать консенсус и не мешать друг другу их решать. А теперь пора пояснить, как все это реализуется на практике и кто за что отвечает.
У каждого свои функции и цели. В основном они дополняют друг друга, но в чем-то и ограничивают, сдерживая от перекосов. Работает это так:
Задача Банка России — сохранять покупательную способность рубля, вести здоровую монетарную политику и регулировать финансовую отрасль.
Именно Центробанк отвечает за сдерживание инфляции через повышение ключевой ставки. Инвестору важно следить за этим параметром, потому что в том числе от ставки зависит, какая будет доходность у облигаций и вкладов, насколько дорогими будут кредиты, будут ли у бизнеса финансовые возможности для развития.
Центробанк оценивает уровень инфляции. Если она растет, он может, учитывая динамику экономического роста, повышать ставку, чтобы охладить спрос и замедлить рост цен.
В то же время если ЦБ будет заботить только уровень инфляции, есть риск перегнуть палку и слишком замедлить экономику. Здесь на сцену выходит Минэк, чья главная задача как раз растить экономику — и это естественный ограничитель для жесткой монетарной политики ЦБ.
Минэк отвечает собственно за развитие экономики, за то, чтобы и бизнес, и граждане могли зарабатывать. Но у министерства тоже должны быть ограничители, чтобы активный экономический рост не привел к неконтролируемой инфляции.
Так, ЦБ следит, чтобы Минэк на пару с Минфином своими действиями не «обвалили» курс рубля. А Минфин не дает Минэку тратить слишком много средств бюджета, например,на послабления для бизнеса.
Задача Минфина — сделать так, чтобы государственный бюджет получал достаточно денег и тратил их оптимальным образом. Минфин разрабатывает и обеспечивает реализацию единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, выбирает приоритетные направления развития, управляет госдолгом.
При этом Минэк присматривает, чтобы Минфин в своем рвении не слишком душил бизнес и граждан налогами и всякими ограничениями. А ЦБ может напомнить Минфину о целях по инфляции. При этом ЦБ учитывает решения Минфина по бюджету.
В общем, все друг за другом «присматривают», несут взаимную ответственность и находят оптимальные решения.
Тем, кто не хочет разбираться в работе этого трио, может казаться, что госорганы, как лебедь, рак и щука, тянут экономику в разные стороны, противоречат друг другу и даже враждуют. Например, ЦБ может радоваться крепкому рублю, а Минэк будет переживать за прибыль экспортеров, которым слишком крепкий рубль невыгоден.
Но в реальности все эти инстанции балансируют друг друга и учитывают цели каждого при выработке решений. Серьезные разногласия между ними редки и обычно заканчиваются разумным компромиссом.
Поэтому инвестор вряд ли увидит в серьезных СМИ заголовки вроде «ЦБ почти разрушил экономику своими ставками» или «Минфин будет забирать через налоги всю прибыль». Такие «тревожные» мнения можно иногда встретить у финансовых блогеров или в желтой прессе, но относиться к ним серьезно и тем более строить на этом инвестиционную стратегию явно не стоит.
#фондовый рынок
#инвестиции
Вам понравилась статья?
В избранное
У одних компаний основная часть акций находится в свободном обращении и доступна для покупки на бирже. У других, наоборот, почти все ценные бумаги распределены между мажоритарными акционерами и собственниками бизнеса. Давайте посмотрим, почему инвестору важно понимать эту разницу и как в этом поможет коэффициент free-float.
Российское налоговое законодательство щедро одарило частного инвестора льготами, при использовании которых налоговую нагрузку можно как минимум уменьшить, а как максимум – свести почти к нулю. Как? Независимый финансовый консультант Наталья Смирнова рассказывает об основных видах налоговых льгот для инвесторов.
Даже если вы никогда не инвестировали на бирже, вы наверняка слышали об акциях: о них часто говорят в новостях, особенно когда они падают. Но акции — не единственный инструмент на бирже. Об основных видах ценных бумаг, а также о том, как и зачем в них инвестировать, и пойдёт речь.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruСберБанк обрабатывает Cookies с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой использования Cookies. Подробно рассказываем, как CберБанк обрабатывает и защищает ваши персональные данные на странице.