Основная часть (около 80%, по данным на 2021 год) мирового спроса на палладий приходится на систему выхлопов для автомобилей, в основном бензиновых. Дело в том, что катализаторы, помогающие снижать уровень выбросов токсичных веществ от двигателей, в бензиновых автомобилях главным образом состоят из палладия, в дизельных — из платины. Это связано с разницей в физических свойствах этих драгметаллов и тем, что бензиновые двигатели работают при более высокой температуре.
В 2015 году произошел «дизельгейт»: стало известно, что автоконцерн Volkswagen подтасовал результаты экологических тестов. До этого многие страны, и прежде всего в Европе, предоставляли налоговые стимулы для покупателей дизельных авто, которые считались более экологичными по сравнению с бензиновыми.
В результате потребители стали покупать меньше дизельных авто и больше — бензиновых. Так, в Европе в 2021 году доля дизельных авто в продажах снизилась до 19%, хотя ещё в 2015 году превышала 50%. Доля бензиновых авто снижается не так сильно.
Экологическое законодательство ужесточается не только в Европе. Например, в Китае автопроизводителей заставляют увеличивать долю драгметаллов, которые используются в катализаторах. Это приводит к росту спроса на палладий со стороны автопроизводителей, отмечал Bloomberg.
Остальная промышленность обеспечивает ещё 17% спроса. Это электроника, медицина, в том числе стоматология, очистка водорода и грунтовых вод и другие химические применения. На ювелирное производство приходится ещё 3% спроса.
Палладий — один из самых редких драгметаллов: его запасы в 15 раз меньше, чем платины, и в 30 — чем золота. Кроме того, палладий в основном извлекается как вторичный продукт при добыче платины или никеля. Это значит, что добыча не так быстро реагирует на рост цен, как в случае с другими драгметаллами.
Поэтому, несмотря на растущий спрос, предложение палладия почти не меняется с 2013 года. В 2021 году впервые за 10 лет на рынке был зафиксирован профицит предложения металла. И то это было связано с временным фактором: автопроизводители столкнулись с дефицитом чипов и сократили производство.
Главный долгосрочный риск — снижение закупок со стороны производителей автомобилей: последние несколько лет идут разговоры о замене палладия на более дешёвую платину. Компания BASF SE из Германии в 2020 году представила соответствующую технологию.
Планировалось, что эта технология уже будет использоваться в малолитражных автомобилях в 2022–2023 годах. Однако, как писал Bloomberg в прошлом году, чтобы платина полноценно могла заменить палладий, потребуются дополнительные исследования. Кроме того, металлы — относительно небольшая часть себестоимости автомобилей, что снижает стимулы к инновациям.
Также многие автопроизводители сейчас фокусируются на растущем сегменте электрокаров. В долгосрочной перспективе это может негативно повлиять на спрос на палладий и платину, однако электрификация в большей части мира займёт годы, отмечает Bloomberg.
В обозримом будущем спрос на палладий растёт со стороны гибридных автомобилей, пишет агентство. Риском в среднесрочной перспективе также признаётся замедление роста глобальной экономики или даже рецессия, что может уменьшить спрос на автомобили.
При этом нужно учитывать, что в краткосрочной перспективе цены на драгметалл могут быть волатильными, так как около 77% палладия добываются всего в двух странах — ЮАР и России. Так, в феврале — марте 2022 года цены на драгметалл выросли с 2364 $ до исторического максимума 2982 $ за несколько дней из-за опасений по поводу перебоев с поставками из России, а потом вернулись на прежние уровни.
Косвенной ставкой на рост палладия могут быть акции крупнейшего в мире добытчика металла — ПАО «ГМК „Норильский никель“». Доля палладия в продаже всех металлов компании, по итогам 2021 года, составила около 45%.
Чтобы напрямую вложиться в драгметалл, можно открыть металлический счёт.
Продвинутые инвесторы для спекуляций на изменении стоимости драгметалла могут использовать фьючерсы. Подробнее о том, что это за инструмент, мы рассказывали здесь.
#инвестиции
Вам понравилась статья?
В избранное
Мой личный золотой запас: почему я покупаю монеты
Многие мои знакомые копят на образование детям или на свою будущую пенсию, открывая вклады в банках. Есть приятель, который покупает акции и облигации различных компаний. Я же выбрала наиболее консервативный и наименее доходный на сегодняшний день способ сохранения своего капитала — покупку золотых монет.
Как отличить коррекцию от обвала и что делать, когда рынок идёт вниз
Коррекцией чаще всего называют краткосрочное снижение биржевого индекса на 10–20% от максимальных значений. Так как рынки в долгосрочной перспективе растут, такое снижение означает, что их цена как бы корректируется, чтобы затем снова начать расти. Коррекция может происходить как на рынке в целом, так и в отдельных акциях, облигациях и других биржевых активах, например золоте.
Сколько денег нужно накопить, чтобы сбережений хватило на 30 лет
Жителю России со средней зарплатой в 50 тысяч рублей потребуются накопления в размере 15 млн, чтобы не работать и сохранить привычный уровень потребления. Таких денег может хватить на 30 лет и при условии, что они будут инвестированы. Это легко рассчитывается с помощью известного правила 4%. Оно же поможет вычислить сумму сбережений, нужную лично вам, чтобы не зависеть от работы.
Хочу картину! Как правильно выбрать произведение искусства
Хочется украсить дом красивым пейзажем, но бюджет не предусматривает приобретения оригинала Шишкина? Выход есть — можно купить работу современного художника. Где её найти и на что обращать внимание при покупке — в нашем материале.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
sbersova@sberbank.ru© 1997—2023 ПАО Сбербанк