Основная часть (около 80%, по данным на 2021 год) мирового спроса на палладий приходится на систему выхлопов для автомобилей, в основном бензиновых. Дело в том, что катализаторы, помогающие снижать уровень выбросов токсичных веществ от двигателей, в бензиновых автомобилях главным образом состоят из палладия, в дизельных — из платины. Это связано с разницей в физических свойствах этих драгметаллов и тем, что бензиновые двигатели работают при более высокой температуре.
В 2015 году произошел «дизельгейт»: стало известно, что автоконцерн Volkswagen подтасовал результаты экологических тестов. До этого многие страны, и прежде всего в Европе, предоставляли налоговые стимулы для покупателей дизельных авто, которые считались более экологичными по сравнению с бензиновыми.
В результате потребители стали покупать меньше дизельных авто и больше — бензиновых. Так, в Европе в 2021 году доля дизельных авто в продажах снизилась до 19%, хотя ещё в 2015 году превышала 50%. Доля бензиновых авто снижается не так сильно.
Экологическое законодательство ужесточается не только в Европе. Например, в Китае автопроизводителей заставляют увеличивать долю драгметаллов, которые используются в катализаторах. Это приводит к росту спроса на палладий со стороны автопроизводителей, отмечал Bloomberg.
Остальная промышленность обеспечивает ещё 17% спроса. Это электроника, медицина, в том числе стоматология, очистка водорода и грунтовых вод и другие химические применения. На ювелирное производство приходится ещё 3% спроса.
Палладий — один из самых редких драгметаллов: его запасы в 15 раз меньше, чем платины, и в 30 — чем золота. Кроме того, палладий в основном извлекается как вторичный продукт при добыче платины или никеля. Это значит, что добыча не так быстро реагирует на рост цен, как в случае с другими драгметаллами.
Поэтому, несмотря на растущий спрос, предложение палладия почти не меняется с 2013 года. В 2021 году впервые за 10 лет на рынке был зафиксирован профицит предложения металла. И то это было связано с временным фактором: автопроизводители столкнулись с дефицитом чипов и сократили производство.
Главный долгосрочный риск — снижение закупок со стороны производителей автомобилей: последние несколько лет идут разговоры о замене палладия на более дешёвую платину. Компания BASF SE из Германии в 2020 году представила соответствующую технологию.
Планировалось, что эта технология уже будет использоваться в малолитражных автомобилях в 2022–2023 годах. Однако, как писал Bloomberg в прошлом году, чтобы платина полноценно могла заменить палладий, потребуются дополнительные исследования. Кроме того, металлы — относительно небольшая часть себестоимости автомобилей, что снижает стимулы к инновациям.
Также многие автопроизводители сейчас фокусируются на растущем сегменте электрокаров. В долгосрочной перспективе это может негативно повлиять на спрос на палладий и платину, однако электрификация в большей части мира займёт годы, отмечает Bloomberg.
В обозримом будущем спрос на палладий растёт со стороны гибридных автомобилей, пишет агентство. Риском в среднесрочной перспективе также признаётся замедление роста глобальной экономики или даже рецессия, что может уменьшить спрос на автомобили.
При этом нужно учитывать, что в краткосрочной перспективе цены на драгметалл могут быть волатильными, так как около 77% палладия добываются всего в двух странах — ЮАР и России. Так, в феврале — марте 2022 года цены на драгметалл выросли с 2364 $ до исторического максимума 2982 $ за несколько дней из-за опасений по поводу перебоев с поставками из России, а потом вернулись на прежние уровни.
Косвенной ставкой на рост палладия могут быть акции крупнейшего в мире добытчика металла — ПАО «ГМК „Норильский никель“». Доля палладия в продаже всех металлов компании, по итогам 2021 года, составила около 45%.
Чтобы напрямую вложиться в драгметалл, можно открыть металлический счёт.
Продвинутые инвесторы для спекуляций на изменении стоимости драгметалла могут использовать фьючерсы. Подробнее о том, что это за инструмент, мы рассказывали здесь.
#инвестиции
Вам понравилась статья?
В избранное
Даже у выдающихся инвесторов бывают неудачные сделки. Важно контролировать потери и уметь вовремя признавать ошибки, говорил Джордж Сорос, зарабатывавший на большом количестве сделок. Рассказываем истории крупных неудач легендарных инвесторов, чтобы вы не повторяли их ошибки.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruСберБанк обрабатывает Cookies с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой использования Cookies. Подробно рассказываем, как CберБанк обрабатывает и защищает ваши персональные данные на странице.