Член совета по финансовой грамотности при ЦБ РФ, соавтор проекта по финансовому просвещению «Разумный лис»
Эксперт по финансовому просвещению, управляющий активами на рынке ценных бумаг
Эксперт сообщества педагогов по финансовой грамотности БФ Сбербанка «Вклад в будущее»
Вероника Яковлева:
— Начинать можно с 1 класса школы, потому что в это время дети обычно становятся более самостоятельными, у них появляется желание что-то приобретать. Хорошо, если такие мелкие покупки позволят ребёнку почувствовать свою независимость.
Вдвойне полезно давать карманные деньги ребёнку безналичным способом. Сейчас можно заводить детские карты, и это дополнительный повод объяснить детям, что такое банковские продукты.
Детская СберКарта— это продукт, специально предназначенный для детей с 6 до 13 лет. Приложение СберKids, которое загружается при оформлении карты онлайн, научит ребенка контролировать траты и копить. Использование карты безопасно для кошелька родителей: взрослые могут переводить на карту ограниченную сумму карманных расходов, контролировать расходы и настраивать лимиты. Обслуживание и выпуск карты бесплатны.
Отдельное преимущество карт — прозрачность трат без лишних вопросов самому ребёнку. Но лучше постепенно приучать его к самостоятельности и избегать гиперконтроля. На начальном этапе можно проверять операции, а потом — просто ставить лимиты, договариваться, что крупные траты будете обсуждать вместе, и всё больше отпускать контроль по мере взросления ребёнка.
Мария Гусева:
— С учётом того, что наличные почти вышли из оборота, необязательно учить ребёнка обращаться с наличными перед тем, как дать карту. Объяснить практику покупок можно и на примере безналичных денег. Математические подсчёты и правила финансовой безопасности от этого не изменятся.
Вероника Яковлева:
— Первое представление, которое ребёнок должен получить от карманных денег, очень простое, но крайне ценное: «Вот я потратил такую-то сумму. Как её откуда-то снова получить?» Так формируется понимание, что деньги — это всегда ограниченный ресурс.
На начальном этапе знакомства с деньгами ребёнок может до конца не понимать их ценность и просто отдать их кому-то в школе. В такой ситуации родители должны объяснить, что происходит: «Ты отдал деньги, значит, сам уже не сможешь купить то, что хочешь».
Если ребёнок потратил все деньги, а затем просит ещё на школьные обеды, то это удачный момент, чтобы научить ответственности и заодно объяснить концепцию займа. Вы можете сказать: «Хорошо, вот дополнительные деньги. Но мы не планировали их выдавать, так что ты должен будешь постепенно это вернуть».
Желательно оговорить фиксированную сумму, которую ребёнок теперь будет получать регулярно, и на что эти деньги предназначаются. Например, он получит 1000 рублей, из которой 800 уйдёт на школьные обеды, а оставшиеся 200 рублей он сможет тратить, как пожелает. Надо, чтобы у детей в любом случае оставалась часть денег, которую они могут тратить по своему усмотрению.
При этом можно сказать ребёнку, что он может получить ещё 200 рублей за определённые достижения, например в учёбе. Когда мы привязываем денежные вознаграждения к каким-то успехам, это помогает понять, что деньги требуют усилий.
Екатерина Горбунова:
— В дошкольном возрасте тоже надо закладывать важные правила. Например, такое: прежде чем что-то получить — обычно нужно подождать. Показать различие между желаемым и действительно необходимым можно на примере сказок или собственных жизненных ситуаций.
Екатерина Горбунова:
— Чтобы научить экономии, важно рассказать о ценности нематериальных ресурсов. Например, объяснить ребёнку, как он может внести вклад в семейный бюджет. Если он помогает родителям дома, на даче, старается не тратить деньги понапрасну — значит, он бережёт здоровье родителей, которым пришлось бы больше работать, и общий семейный кошелёк.
Для обучения экономии стоит поощрять детей в изготовлении открыток или подарков ручной работы. При этом полезно вместе с ребёнком составить список расходов, необходимых для такого хендмейда, и объяснить выгоду: это дешевле и позволяет приобрести новые умения. Обратите внимание детей, как используются такие нематериальные ресурсы, как время, знания и творчество.
Ресурсы | Открытка своими руками | Покупная открытка |
Финансовые | 80 рублей | 100 рублей |
Материальные | да | нет |
Интеллектуальные | да | нет |
Творческие | да | нет |
Трудовые | да | нет |
Временные | 30 мин | 5 мин |
Итого | Задействует ресурсы, развивая навыки ребенка | Используются финансовые ресурсы, но не приобретается знаний |
Вероника Яковлева:
— Если ребёнок хочет новую игру или смартфон — это отличный повод научить его собирать нужную сумму. И даже если карманные расходы не так велики, чтобы он сам накопил полную сумму, к крупным покупкам его можно привлекать хотя бы частично.
Вы всегда можете сказать: «Велосипед стоит 15 тысяч рублей, так что давай ты будешь откладывать часть карманных денег и накопишь 5 тысяч, тогда мы дадим тебе ещё 10». Таким образом ребенок поймет, что может копить на большие покупки самостоятельно.
Бывает так, что ребёнок не справляется с соблазном потратить все деньги. Если у него пока не получается копить самостоятельно, вы можете вместе сделать копилку и откладывать туда по 10% от каждой суммы карманных расходов. А потом вместе радостно её открыть.
После первой крупной покупки на накопленные деньги у ребёнка появляется новый опыт, который учит его, что самоограничение может принести большую награду. Во взрослой жизни гораздо труднее приучать себя копить.
А если с первого-второго класса ты привык постоянно копить, если есть радостные детские воспоминания о покупке велосипеда, то уже не испытываешь внутренней боли от того, что надо откладывать часть денег.
Вероника Яковлева:
— Когда ребёнок впервые сталкивается с нехваткой денег, его могут посетить предпринимательские идеи о том, как получить деньги или полезные вещи от других детей и знакомых.
Такие идеи нужно обсуждать и поддерживать, если они не переходят разумные границы. Вы всегда можете вместе подумать, как ребёнок мог быть заработать деньги самостоятельно. Понятно, что детский труд по закону запрещён, поэтому речь идёт о небольших школьных проектах и обменах.
Заставлять заниматься предпринимательством ребёнка не нужно. Желание быть предпринимателем появляется далеко не у всех.
Вероника Яковлева:
— Ребёнок до подросткового возраста может не понимать, что некоторые бытовые вещи, которые он воспринимает как данность, тоже стоят денег. Например, свет в квартире, вода и другие жилищно-коммунальные блага. Об этом тоже можно говорить с детьми, когда они становятся старше: «Ага, месяц закончился, теперь нам надо заплатить за электричество и воду».
Когда вы проговариваете такие бытовые ситуации вслух, подросток узнаёт, что такой раздел расходов тоже есть. Так вы готовите его ко взрослой жизни, в которой нужно будет арендовать квартиру, платить за ЖКХ, решать другие бытовые проблемы.
Мария Гусева:
— Задача взрослых — проконтролировать, чтобы на каждом этапе взросления ребёнок освоил необходимый набор знаний и навыков в сфере финансовой грамотности.
Вот примерный порядок:
#родителям
Вам понравилась статья?
В избранное
Взрослая жизнь предполагает общение с государственными и финансовыми организациями: оформление документов, уплату налогов, получение вычетов. Вчерашнему подростку сложно в этом разобраться — помогите ему выстроить необходимое общение с фискальными органами с пользой для себя и личного бюджета. Своими советами с читателями СберСовы делится Ольга Андреева, федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности.
Работая в личном страховании больше 15 лет, узнаёшь, как страховые полисы по цене пары чашек кофе спасают людей от финансового краха; как страховка помогает людям справиться с тяжёлым заболеванием и обрести новую жизнь. Но особенно запоминается всё, что связано со страхованием детей.
Младшие школьники ещё не могут зарабатывать, но уже способны экономить деньги семьи. Очень важно донести до них идею, что обучение в школе — это работа. И то, насколько качественно ребёнок её выполняет, влияет на благосостояние семьи. Поговорим на эту тему с Ольгой Андреевой, федеральным экспертом Ассоциации развития финансовой грамотности.
«Мама сказала, что из меня ничего не получится», — расстраивается Елена в очередной раз — хотя ей 35, в подчинении двадцать человек, а дома ждут прекрасный муж и трое детей. Вроде бы уже всё получилось, но мамины слова почему-то очень задевают взрослую успешную женщину. Или бывает так: родители продолжают контролировать, как одет и когда вернулся домой их ребёнок, хотя тому давно за 20 и он сам уже воспитывает детей. Как грамотно выстроить границы и не пораниться о нетактичные высказывания близких — в нашем материале.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru