Стоит ли совмещать учёбу и работу: 7 главных вопросов и ответов

17.02.23

6 мин

header-image

Желание получить опыт и финансовую независимость толкает студентов на поиски подработки. Разбираемся, чем придётся пожертвовать ради опыта и какой опыт востребован работодателем.

Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность трудоустройства студентов очных форм обучения и даже даёт право на оплачиваемый учебный отпуск. Работа может быть без специализации (официант, курьер, оператор колл-центра) или по профилю, если хочется «пощупать» профессию.

Работодатели обычно берут студентов в штат на стартовые позиции или предлагают попробовать силы во время стажировки. Многие старшекурсники, работая по профилю, руководствуются принципом: «терпишь и ждёшь». Надежда быть приглашённым в крупную компанию, медицинский центр, популярное СМИ или рейтинговую школу оправдана. Например, «большая четвёрка» — сеть компаний, предоставляющих аудиторские и консалтинговые услуги — предлагает студентам не самые высокие зарплаты. Однако даёт опыт работы, возможность увидеть бизнес-процессы изнутри и внести важную строку в резюме. Почти в каждой сфере есть своя «четвёрка» и шанс удачно трудоустроиться после стажировки или подработки.

1. Стоит ли работать во время учёбы?

Зависит от выбранной стратегии. Почему надо работать? Какие цели преследуются? Что важно получить на выходе? Чем планируете заниматься в жизни? Ответы важны, потому что компромиссы неизбежны.

2. Неужели диплома недостаточно для трудоустройства?

Диплом подтверждает наличие знаний и умений в определённой сфере. Он необходим при официальном трудоустройстве, но не является единственным требованием. Университетские программы, увы, устаревают, знания уступают место навыку добывать эти знания. Именно поэтому работодателям куда важнее реальный опыт соискателя вакансии, а также наличие мягких навыков.

«У выпускников нередки завышенные требования и ожидания, — говорит специалист по набору персонала Елена Н. — Проще взять опытного и скромного, чем амбициозного дипломированного специалиста, который никогда нигде не работал».

3. Работающий студент рискует вылететь из вуза?

Увы, такой риск есть. Во-первых, не все работодатели предоставляют гибкий график и гибридную форму сотрудничества. Во-вторых, вуз ждёт от студента полной отдачи и погружённости в учебный процесс. «Хотите работать? Освободите место тем, кто хочет учиться!», — нередко считает проректор по учебной части. Именно поэтому студенты топовых вузов часто стараются не афишировать подработку.

Хотя пандемия и переход на онлайн-обучение увеличили число совмещающих подработку без ущерба учёбе. Писать код и одновременно слушать лекцию реально. Но важно позаботиться о тайм-менеджменте. Это спасёт от выгорания и позволит не бросить учёбу.

4. Когда лучше искать подработку?

Не раньше третьего курса. За два года обучения можно освоиться с требованиями вуза, продвинуться в образовании и получить удовольствие от учёбы. Наконец, можно уже определить сферу дальнейшего развития (это очень важно), да и шансов трудоустроиться у старшекурсника больше. Впрочем, и на третьекурсника в некоторых компаниях срабатывает красный флажок.

5. Как работодатели относятся к студентам?

По-разному. Если говорить о профильной подработке, стоит знать: в некоторых компаниях нет стартовых позиций, предполагающих наращивание экспертности. Студентов туда точно не возьмут.

В других компаниях, обычно это средний бизнес, привлечение студентов неоправданно. «Студенты слабо представляют, чем работа отличается от учёбы. Велик риск, что задачи будут либо не выполнены, либо выполнены плохо. В такого сотрудника нужно инвестировать силы и время. Порой потери оказываются выше, чем польза, которую он приносит. Со стажёром сложнее, чем без него, — делится мнением специалист по подбору персонала компании по продвижению продуктов народного потребления Светлана К. — Нередко от студента можно услышать: "такая каторга не для меня". А потом увидеть, как он машет ручкой, потому что решил сменить сферу деятельности или понял, что сильно отстал по учёбе».

Финансовый директор группы компаний Дарья П. не так категорична: «Студентов производственной, финансово-экономической сферы и инженерных специальностей учить с нуля приятнее и правильнее. Отсутствие профессиональных навыков — это плюс. Переучивать гораздо сложнее. Но так как навыков у соискателя не купить, оценивать мотивационный потенциал и психологический портрет того, в кого предстоит вкладываться, придётся самостоятельно. Отделение зёрен от плевел всегда требует колоссального времени. Именно поэтому решение взять студента в команду должно быть не только осознанным, но и оправданным. Кстати, многие крупные бизнесы имеют развитые программы стажировок от полугода до двух лет. Они нацелены на обучение и развитие под себя».

6. Стоит ли работать просто потому, что нужно работать?

Даже короткий опыт не по профилю может быть полезен. Например, если вы приобрели навыки деловой коммуникации с иностранными компаниями. «Принимая на работу, я не интересуюсь опытом в моей сфере, но хоть каким-то опытом работы — очень. Тот, кто никогда не работал, совершенно не понимает механизмов взаимодействия внутри коллектива и ответственности за то, что ему предстоит делать. Тратить время, чтобы человек освоил социальные навыки дисциплинарного присутствия, умел соблюдать сроки и не пренебрегал приказами — жалко. Предпочитаю, чтобы организационная обкатка уже была. Тому, что считаю правильным, научу сама, потому что готова воспитывать для себя источник компетенций», — поясняет финансовый директор Дарья П.

Впрочем, распыляться и тратить время на всё подряд не стоит. Работа только ради денег — плохой опыт. На любом месте надо стремиться расти над собой. Подработка для студента, по сути, ещё одно место учёбы, которое стоит выбирать тщательнее. Практика, за которую дают небольшую денежную премию, должна вдохновлять на новые свершения.

7. Если не работаешь, где приобрести опыт?

  • Индекс вовлечённости — важный показатель для работодателя сегодня. Он подразумевает инициативность и усилия человека на пути к цели. Так что можно пройти стажировку в собственном вузе, участвовать в кейс-чемпионатах, подаваться на премии и конкурсы.
  • Соревнования — прекрасный образовательный инструмент, который не только прокачает навыки и умения. Он даст бесценный опыт командной работы и позволит познакомиться с потенциальными работодателями. Финансовый директор Дарья П. отмечает, что для некоторых сфер, прежде всего экономических, важен не опыт, а наличие компетенций. Победа в кейс-чемпионатах в этом смысле — своего рода первичный отбор. Работодатели рассматривают победителей кейс-чемпионатов и хакатонов как потенциальных сотрудников. Это реально действующий инструмент и полигон талантов, который востребован у работодателей.
  • Другой полезный инструмент — ярмарки вакансий и дни карьеры. Надо составить резюме и ходить на собеседования, пробуя себя в самых смелых сферах. Общение с рекрутерами может стать полезным уроком.
  • Также можно подписаться на паблики разных компаний, изучать проблемы индустрии и особенности корпоративной культуры, задачи и требования к специалистам. А ещё — тренироваться выполнять ежедневные должностные задачи по специальности, которая интересна. Хорошим мечтам суждено сбываться.
#студентам
#работа
#вопрос-ответ

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Лайфстайл/

Стоит ли совмещать учёбу и работу: 7 главных вопросов и ответов

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru