21.09.21
8 мин
Прежде чем говорить с детьми о деньгах, хорошо бы провести такую же «беседу» с самим собой. Тема денег — из числа эмоционально заряженных. Мы к финансам неравнодушны, а в спектре чувств, которые испытываем по этому поводу, можно обнаружить и страх, и отвращение, и любовь, и восторг, и даже сексуальное влечение. Как правило, эти реакции мы получаем «в наследство» — повторяя или отрицая семейные, впитанные в детстве модели. Стоит понимать, что и наши дети сформируют свои отношения с деньгами, оглядываясь на нас. Поэтому первый шаг — разобраться в личной финансовой политике, а уже потом обсуждать эту тему с детьми.
Когда я была маленькой, то никак не могла понять, чем занимается на работе папа. Он от вопросов уходил, отшучивался: «Я с утра бумаги на столе слева направо перекладываю, а после обеда справа налево». Занятие мамы было куда более понятным — учитель. Сначала она идёт в школу, а потом круглыми сутками тетрадки проверяет. Её работа мне казалась тяжёлой, а отцовская — лёгкой, несерьёзной даже. Но зарабатывал он при этом гораздо больше — пазл никак не складывался.
В итоге я решила, что он получает больше просто потому, что мужчина. Настоящая причина, конечно, была не в этом — папа служил в контрразведке, на сложной и ответственной должности. Понятно, что поделиться подробностями с детьми он не мог, но если бы родители поговорили со мной и братом о деньгах — я бы лучше понимала, что происходит, и не считала бы положение родителей неравным. Но им не пришло в голову, что стоит поднять финансовую тему в разговоре с маленькими детьми, хотя как раз в четыре-пять лет интересно всё. И как работает «печатный станок», и как появляются деньги «в тумбочке».
В таком возрасте ребёнок уже готов узнать первую в жизни информацию о финансах. Не стоит отделываться общими фразами вроде «папа сходил на работу и принёс деньги», но и перегружать ребёнка данными о Трудовом кодексе и нюансах кредитной системы тоже не нужно. Лучше всего будет воспринят простой, но достаточно развёрнутый рассказ о том, что именно делают родители и сколько сил они тратят, чтобы обеспечить семью. Ребёнку порой сложно понять, почему работа требует усилий — покажите ему результаты и, если получится, процесс.
Следующий шаг — объяснить, зачем именно нужны деньги. Поначалу подойдёт и словесное описание — например, «мы покупаем на них еду, одежду и игрушки тебе». Стоит уточнить, почему всё это не достаётся бесплатно — расскажите, что деньги не растут в огороде, а чашки, макароны или платья не появляются ниоткуда на полках в магазине.
Потом можно перейти к демонстрации. Примерно в 6 лет мой младший сын впервые сам пошёл в магазин в дачном кооперативе. Я поручила ему купить буханку чёрного, денег дала с запасом. До сих пор помню, как стояла и ждала сына на дороге у дома. Когда он вернулся с хлебом и сдачей, мы обнимались так, словно не виделись целую вечность. Радовались оба: он тому, что «как взрослый» в магазин ходил один, а я — что смогла отпустить и пережила это. С тех пор все свои желания мой сын переводил в буханки хлеба. Говорил: «я хочу новую игру, она стоит столько-то, сколько буханок можно купить на эту сумму?». Соизмерение абстрактных для малыша цифр с тратами на что-то знакомое и понятное поможет ему осознать ценность денег.
Чем ребёнок старше — тем более он самостоятелен. Малышам завязывают шнурки, а первоклассник должен справляться с этой задачей без помощи. Так и с деньгами — пятилетнего можно отправить в булочную, наказав принести оттуда хлеба, но школьника разумнее наделить большей свободой, выдав «карманные». И тут хочешь не хочешь, но придётся учить ребёнка распоряжаться его «золотым запасом». Кстати, отличная возможность рассказать про накопления и экономию и про то, что желанную игрушку он вполне способен приобрести и на свои.
Понимание, что количество денег не бесконечно, можно прививать с дошкольного возраста. Предложив выбрать что-то одно между походом в кино или в аквапарк, между сладкой ватой или мороженым, мы покажем ребёнку, что бюджет «не резиновый». Такой подход полезен, даже если семья легко может позволить себе покупать сахарную вату в промышленных масштабах — это учит расставлять приоритеты и выбирать.
Ученику начальной школы придётся решать самому: пачка чипсов или булочка в буфете. Конечно, все родители голосуют за булочку, но в учебные часы наше чадо нам не подконтрольно, так что финальный выбор останется за ним. Повлиять на него можно, только лишив ребёнка денег, что обычно становится причиной обид — ведь дети воспринимают карманные как принадлежащие им по праву. Предотвращать лучше, чем наказывать, поэтому куда эффективнее учить ребёнка сознательно относиться к своему питанию и здоровью. Процесс это непростой и долгий, поэтому стоит смириться с тем, что эксцессы возможны.
В истории моего материнства был печальный случай. Я выдавала сыну-третьекласснику по сто рублей дважды в неделю, чтобы он мог купить себе то, что захочет. Как сознательная мать, встретив его из школы, я добросовестно расспрашивала, что он купил, в ответ слышала про булочки, ириски и прочее. И жила бы я спокойно, если бы мама школьной подруги сына не сообщила, что о булочках нет и речи — мой ребёнок отдавал всё одноклассникам, чтобы те его не били. Да-да. Ученики начальной школы способны «поставить на счётчик» своего одноклассника.
Школьный буллинг — тема отдельная. Как ни неприятно родителям признавать, но деньги в детских руках могут использоваться не только для покупки жвачек, коллекционных карточек и боевых роботов. И сверстников, и старших ребят чужая «состоятельность» (смешная по взрослым меркам) может провоцировать на недоброе. Известны случаи, когда травля, насилие и даже то, что можно назвать полузабытым словом рэкет, совершались не столько ради власти, сколько ради вымогательства. И всё это происходит между совсем маленькими детьми. Поэтому придётся поговорить с сыновьями и дочерьми о «тёмной стороне» денег.
В подростковом возрасте у большинства современных детей появляются банковские карточки, или к их телефонам привязывают «пластик» родителей. В эти годы у вчерашнего ребёнка начинаются уже самые настоящие отношения с деньгами. И здесь снова родитель должен объяснить, что деньги с карточки тратятся быстрее и незаметнее, чем наличные. Покажите, как узнавать свой баланс и рассчитывать свои траты, как контролировать бюджет и какие функции в банковском приложении можно для этого использовать.
Подросток вполне в состоянии разобраться и в вопросах кредитования. Дело в том, что это как раз тот возраст, когда хочется получить много и сразу. И важно помочь ребёнку разобраться, в каких случаях кредит будет полезным инструментом, а в каких только помешает. Ну и важно объяснить, как это работает и почему нужно платить банку за возможность пользоваться его деньгами. Нелишним будет затронуть и другие способы управлять финансами, рассказать о том, как копить и инвестировать.
В нашей семье принято дарить детям на совершеннолетие крупную сумму денег. Они получают её с условием не тратить до достижения 21 года и либо хранить на вкладе, либо вложить в покупку валюты или драгоценных металлов. Такой перечень инструментов мы выбрали из-за низких рисков. Пока из троих детей восемнадцатилетний рубеж перешагнули двое. Старший сын (это был наш первый опыт) купил платину. Несколько лет держал её, в итоге продал, а вырученные средства положил на депозит. Дочь сразу выбрала подходящий вклад в Сбербанке, сходила в офис, проговорила все непонятные для неё детали (для подстраховки взяла с собой отца) и теперь наслаждается процентами. Сын уже мог бы потратить деньги, но пока решил их не снимать — они работают сами и приумножают пусть небольшой, но капитал.
В подростковом возрасте появляется возможность зарабатывать. Возможно, совсем небольшие деньги, но свои. Здесь семья должна чётко обозначить: деньги, которые зарабатывает подросток, только его или общие, часть семейного бюджета? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. В каждой избушке свои погремушки, и разные семьи решают по-своему. Единственное, что делала лично я — подсказывала детям, что хорошо бы с первой зарплаты брату и сестре по шоколадке купить, а бабушке отнести розочку. Они прислушивались. Думаю, понятно, что и мне, и папе тоже доставались подарки. Здесь родителям важно встретиться со своими ожиданиями: я растил и учил для того, чтобы потом кормили и обслуживали меня, или я растил и учил для того, чтобы мой ребёнок жил отдельной от меня жизнью и не думал, что он мне должен.
#дети
#родителям
#бюджет
Вам понравилась статья?
В избранное
Ежегодно ведущие производители смартфонов презентуют новые флагманские модели. Нужно ли гнаться за новинками и как часто стоит менять телефон? СберСова рассказывает, как уберечься от лишних трат и при этом не отстать от технического прогресса.
Почему не всегда удаётся привлечь покупателя, просто снизив цену? И почему иногда мы переплачиваем за услугу, хотя знаем, что в другом месте дешевле? Разбираемся, как мозг просчитывает, что на самом деле выгодно, а что нет. А по пути обнаружим, что по такой же схеме принимают решение экономисты и политики.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru