Вселенная персональных данных: защита в интернете

Урок 2

Как персональные данные могут попадать в интернет

5 мин

header-image

Современный мир уже невозможен без использования цифровых технологий. Вокруг нас – умные дома и города, онлайн-магазины и кинотеатры, которые подстраиваются под наши предпочтения, игровые метавселенные... Мы настолько привыкли к новой киберреальности, что не всегда задумываемся, какое количество наших действий связано с передачей личных данных по сети: их направлением конкретным лицам или опубликованием в открытом доступе. Именно с этого вопроса мы предлагаем начать изучение уроков, которые посвящены вопросам безопасности личной информации в интернете.

Вводный тест: проверьте себя на старте этого урока

Задумывались ли вы о том, что практически каждое действие в интернете связано с передачей личных данных по сети? Предлагаем вам подумать об этом и ответить на вопрос.

Какие случаи из перечисленных могут быть связаны с передачей личных данных с помощью интернета?

Возможно несколько вариантов ответов.

Пройдите урок до конца, чтобы узнать, какие ответы являются верными!

Как всемирная паутина поглощает информацию о нас

Давайте на конкретных примерах разберёмся, какие ваши действия связаны с передачей личных данных в интернете или с их раскрытием в общем доступе.

header-icon

Регистрация аккаунта

Регистрация аккаунта в любом сервисе предполагает введение определённых регистрационных данных.

Например, среди таких данных могут быть: ФИО, никнейм, номер телефона, электронная почта.

Поскольку зарегистрировать аккаунт без интернета не получится, процесс регистрации аккаунта предполагает передачу персональных данных в конкретную социальную сеть с помощью интернета.

header-icon

Ведение соцсетей

Любая социальная сеть предназначена для взаимодействия между людьми. Именно поэтому современные соцсети предоставляют нам множество возможностей рассказать о себе.
Кроме того, соцсеть позволяет переписываться с другими людьми, делать публичные посты: делиться событиями жизни, планами, размещать фотографии и видео.

Всё это ничто иное, как оставление вами информации о себе и своём окружении в сети, которое предполагает либо опубликование информации, либо её передачу конкретным лицам с помощью сети.

header-icon

Прохождение онлайн-игр

Современные онлайн-игры предоставляют множество «плюшек»: от сетевого взаимодействия с другими игроками до приобретения инвентаря в игре и возможности продолжения игры на том уровне, где вы остановились.

Благодаря вашим действиям, которые в сетевой игре невозможно совершить, не подключившись к интернету, в игре оказывается информация:

  • о вашем имени или никнейме;
  • о совершаемых в игре действиях;
  • о покупках инвентаря, суммах покупок, данных банковской карты и не только.

Возможно, вы замечали, что после прохождения онлайн-игры или в процессе стала появляться реклама похожих игр? Это не просто так. Вы сами предоставили данные, на основании которых вам начали делать персональные предложения.

header-icon

Покупки в интернете

Вне зависимости от того, как вы совершаете покупки или ищете новый товар – в личном кабинете или на сайте без привязки к личному кабинету – большое количество информации о вас может попадать через интернет в приложения доставки, различные онлайн-магазины, сервисы через интернет.

Среди такой информации:

  • история просмотров товаров;
  • время просмотра каждого товара;
  • история покупок;
  • оценки, которые вы ставите товарам и не только.

На основании ваших предпочтений для вас могут формировать индивидуальные подборки товаров, которые с наибольшей вероятностью вас заинтересуют.

header-icon

Онлайн-просмотр фильмов

Все ваши активности в онлайн-кинотеатре также не остаются незамеченными. Онлайн-кинотеатр получает очень большое количество информации – даёте эту информацию вы сами, используя, конечно же, интернет.

Так, кинотеатр знает:

  • историю ваших просмотров;
  • предпочтения жанров фильмов;
  • сколько времени в день, в неделю, в месяц, в год вы тратите на просмотр;
  • какую сумму денег платите за подписку или сколько потратили единоразово, с какой карты;
  • в какое время и в какие дни недели пользуетесь кинотеатром;
  • какие оценки ставите кинокартинам и многое другое.

На основании этой информации вы можете получать подборки интересных фильмов, информацию о выходе новых серий вашего любимого сериала и не только.

header-icon

Прослушивание музыки

Музыкальные сервисы тоже знают о вас очень много. Помните, как в конце года многие из них сделали для нас персональные итоги года с информацией о количестве минут прослушивания музыки за год и любимых треках? Это не просто так.

Доступ к музыке вы обычно получаете, подключившись к интернету. Слушая музыку с помощью интернет-подключения, вы передаёте большое количество личной информации конкретному музыкальному сервису.

Например:

  • историю прослушивания;
  • данные банковской карты, если вы пользуетесь подпиской или внесли разовую оплату;
  • сумму, которую платите за подписку;
  • историю отказов от подписки.

Эта информация, опять же, позволяет делать индивидуальные подборки, напоминать о выходе новых треков любимого исполнителя и не только.

header-icon

Поиск в браузере

Формирование поисковых запросов в сети также неразрывно связано с попаданием ваших персональных данных в поисковый сервис через интернет.

Как минимум, это данные:

  • об истории просмотров;
  • предпочтениях;
  • наиболее часто посещаемых сайтах;
  • времени, которое вы тратите на поиск нужной информации;
  • о языке, который используете при создании поисковых запросов и не только.

Сделать поисковый запрос, не подключившись к интернету, не получится.

header-icon

Заказ такси

Вне зависимости от того, как вы заказываете такси – определённая информация о вас также может попадать к агрегатору такси или водителю через интернет (точно так же, как она оказывается в онлайн-магазине).

Если вы делаете заказ через личный кабинет, среди такой информации могут быть:

  • имя, номер телефона, адрес электронной почты;
  • адреса отправления и прибытия;
  • частота поездок и любимые маршруты;
  • ваш рейтинг и информация о том, как вы оценивали водителей;
  • данные банковской карты;
  • стоимость заказа и не только.

Если вы делаете заказ без привязки к личному кабинету, то среди информации, которую получает сервис, могут быть данные карты, с которой вы произвели оплату, информация об устройстве, с которого был совершён заказ.

header-icon

Использование навигатора

Создавая маршруты по картам, то есть пользуясь навигатором, вы также передаёте определённую личную информацию навигатору с помощью интернета.

Например, среди информации, которая оказывается у владельца приложения с картами:

  • сведения, которые вы указали при регистрации аккаунта;
  • сведения об устройстве, с которого вы пользуетесь навигатором;
  • любимые маршруты;
  • пункты отправления и прибытия;
  • время, за которое вы добираетесь до места, и многое другое.
header-icon

Использование девайсов

Умная колонка, умные часы, умный дом – это уже давно не новость, а наша реальность.

Практически любую информацию о вас девайс получает через интернет.

Например, умные часы знают, какое количество шагов вы прошли, потому что вы предоставили доступ к информации о ваших перемещениях и к геолокации. Умная колонка способна выучить, какой трек у вас самый любимый, и включать его по запросу «Включи мой любимый трек», потому что она уже знает, что именно вы слушаете чаще всего. Такой информационный обмен был бы также невозможен без интернета.

header-icon

Пользование мобильными устройствами

Ваш телефон, планшет, ноутбук знают о вас очень много. От времени, которое вы проводите в телефоне, до контактов из телефонной книги и приложений, которыми чаще всего пользуетесь. Точно так же ваше «устройство» знает многое о ваших перемещениях, о том, хватает ли вам памяти на телефоне, и о многом другом.

Большая часть такой информации также попадает к адресату через интернет.

header-icon

Чтение и прослушивание книг

В сервисы чтения книг и прослушивания их аудиоверсий вы, опять же, через интернет передаёте очень много информации о себе:

  • какие книги читаете;
  • какие жанры предпочитаете;
  • каких писателей, поэтов выбираете;
  • на каком моменте чтения/прослушивания остановились;
  • данные банковской карты;
  • суммы покупок и не только.
header-icon

Какой вывод можно сделать

Практически вся информация о нас вращается в сети. Это не всегда означает, что она где-то публикуется. Однако эта информация находится во всемирной паутине и используется заинтересованными лицами. Поэтому очень важно, чтобы всё это было во благо нам, а не для того, чтобы навредить. Об этом мы предлагаем поговорить в следующем уроке.

Помните тест в самом начале урока? Мы спрашивали вас, какие из перечисленных действий связаны с попаданием персональных данных в интернет. Надеемся, что после завершения урока вы разобрались окончательно, почему всё перечисленное, так или иначе связано с попаданием личных данных во всемирную паутину и почему не всегда это означает опубликование личных данных.

Регистрация личного кабинета в социальной сетиПри регистрации в социальной сети вы используете интернет и, скорее всего, указываете, телефон/e-mail, логин и пароль.
Прохождение онлайн-игры в сетиПри прохождении онлайн-игры вы передаёте множество данных: от истории прохождения игры до совершаемых покупок и данных карты.
Просмотр кинофильмов и сериалов в онлайн-кинотеатреОнлайн-кинотеатру вы также передаёте через интернет много данных: историю просмотров, любимые фильмы и сериалы и многое другое.
Поиск товаров на маркетплейсе без входа в личный кабинетДаже без входа в аккаунт вы передаёте по сети определённую информацию о себе: например, предпочтения товаров, адрес доставки, покупки, информацию об устройстве, с которого пользуетесь онлайн-магазином.
Опубликование поста в социальных сетях «Мы летим в отпуск в Дубай»Публикуя пост в социальной сети, вы также передаёте владельцу соцсети, её работникам, пользователям определённую личную информацию: в данном случае о планах на отдых, месте отдыха, возможно, о том, с кем его будете проводить.
Заказ такси через сервис таксиАгрегатор такси и водитель благодаря интернету также получают ваши личные данные: например, водитель знает адрес прибытия и пункт назначения, может найти вас по геолокации, возможно, видит ваш рейтинг, а агрегатор в дополнение владеет всей вашей историей поездок и не только.
Поиск в интернете отеля для отдыхаФормирование поисковых запросов в сети тоже неразрывно связано с попаданием ваших персональных данных в поисковый сервис через интернет. Это происходит, например, благодаря файлам cookie, которые хранят информацию о ваших действия в сети (какие сайты посещали, что смотрели, как долго и не только).
Размещение аватарки, на которой изображены вы, в мессенджереВаше фото – это также персональные данные. Размещая в сети аватарку, на которой вы запечатлены, вы через интернет передаёте эти данные мессенджеру, которым пользуетесь, и другим людям, которые могут видеть ваше фото.
Выставление в сети видео с праздника, на котором вы веселитесь с друзьямиНа опубликованное фото или видео можете попасть вы или ваши друзья (изображение лица – персональные данные), интерьер вашей квартиры, место, в котором вы отдыхаете или празднуете. Всё это персональные данные!

Проверьте себя

Что такое передача личных данных в интернете?

Оцените, какие из приведённых ниже примеров связаны с передачей персональной информации по сети определённым лицам или опубликованием личных данных в интернете.

Возможно несколько вариантов ответов.

Урок 3

Как минимизировать количество ваших данных в сети

Следующее задание

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru