Вселенная персональных данных: защита в интернете
5 мин • 3 вопроса
Задумывались ли вы о том, что практически каждое действие в интернете связано с передачей личных данных по сети? Предлагаем вам подумать об этом и ответить на вопрос.
Какие случаи из перечисленных могут быть связаны с передачей личных данных с помощью интернета?
Возможно несколько вариантов ответов.
Пройдите урок до конца, чтобы узнать, какие ответы являются верными!
Давайте на конкретных примерах разберёмся, какие ваши действия связаны с передачей личных данных в интернете или с их раскрытием в общем доступе.
Регистрация аккаунта в любом сервисе предполагает введение определённых регистрационных данных.
Например, среди таких данных могут быть: ФИО, никнейм, номер телефона, электронная почта.
Поскольку зарегистрировать аккаунт без интернета не получится, процесс регистрации аккаунта предполагает передачу персональных данных в конкретную социальную сеть с помощью интернета.
Любая социальная сеть предназначена для взаимодействия между людьми. Именно поэтому современные соцсети предоставляют нам множество возможностей рассказать о себе.
Кроме того, соцсеть позволяет переписываться с другими людьми, делать публичные посты: делиться событиями жизни, планами, размещать фотографии и видео.
Всё это ничто иное, как оставление вами информации о себе и своём окружении в сети, которое предполагает либо опубликование информации, либо её передачу конкретным лицам с помощью сети.
Современные онлайн-игры предоставляют множество «плюшек»: от сетевого взаимодействия с другими игроками до приобретения инвентаря в игре и возможности продолжения игры на том уровне, где вы остановились.
Благодаря вашим действиям, которые в сетевой игре невозможно совершить, не подключившись к интернету, в игре оказывается информация:
Возможно, вы замечали, что после прохождения онлайн-игры или в процессе стала появляться реклама похожих игр? Это не просто так. Вы сами предоставили данные, на основании которых вам начали делать персональные предложения.
Вне зависимости от того, как вы совершаете покупки или ищете новый товар – в личном кабинете или на сайте без привязки к личному кабинету – большое количество информации о вас может попадать через интернет в приложения доставки, различные онлайн-магазины, сервисы через интернет.
Среди такой информации:
На основании ваших предпочтений для вас могут формировать индивидуальные подборки товаров, которые с наибольшей вероятностью вас заинтересуют.
Как вся эта информация оказывается у онлайн-магазина?
Все ваши активности в онлайн-кинотеатре также не остаются незамеченными. Онлайн-кинотеатр получает очень большое количество информации – даёте эту информацию вы сами, используя, конечно же, интернет.
Так, кинотеатр знает:
На основании этой информации вы можете получать подборки интересных фильмов, информацию о выходе новых серий вашего любимого сериала и не только.
Музыкальные сервисы тоже знают о вас очень много. Помните, как в конце года многие из них сделали для нас персональные итоги года с информацией о количестве минут прослушивания музыки за год и любимых треках? Это не просто так.
Доступ к музыке вы обычно получаете, подключившись к интернету. Слушая музыку с помощью интернет-подключения, вы передаёте большое количество личной информации конкретному музыкальному сервису.
Например:
Эта информация, опять же, позволяет делать индивидуальные подборки, напоминать о выходе новых треков любимого исполнителя и не только.
Формирование поисковых запросов в сети также неразрывно связано с попаданием ваших персональных данных в поисковый сервис через интернет.
Как минимум, это данные:
Сделать поисковый запрос, не подключившись к интернету, не получится.
Вне зависимости от того, как вы заказываете такси – определённая информация о вас также может попадать к агрегатору такси или водителю через интернет (точно так же, как она оказывается в онлайн-магазине).
Если вы делаете заказ через личный кабинет, среди такой информации могут быть:
Если вы делаете заказ без привязки к личному кабинету, то среди информации, которую получает сервис, могут быть данные карты, с которой вы произвели оплату, информация об устройстве, с которого был совершён заказ.
Создавая маршруты по картам, то есть пользуясь навигатором, вы также передаёте определённую личную информацию навигатору с помощью интернета.
Например, среди информации, которая оказывается у владельца приложения с картами:
Умная колонка, умные часы, умный дом – это уже давно не новость, а наша реальность.
Практически любую информацию о вас девайс получает через интернет.
Например, умные часы знают, какое количество шагов вы прошли, потому что вы предоставили доступ к информации о ваших перемещениях и к геолокации. Умная колонка способна выучить, какой трек у вас самый любимый, и включать его по запросу «Включи мой любимый трек», потому что она уже знает, что именно вы слушаете чаще всего. Такой информационный обмен был бы также невозможен без интернета.
Ваш телефон, планшет, ноутбук знают о вас очень много. От времени, которое вы проводите в телефоне, до контактов из телефонной книги и приложений, которыми чаще всего пользуетесь. Точно так же ваше «устройство» знает многое о ваших перемещениях, о том, хватает ли вам памяти на телефоне, и о многом другом.
Большая часть такой информации также попадает к адресату через интернет.
В сервисы чтения книг и прослушивания их аудиоверсий вы, опять же, через интернет передаёте очень много информации о себе:
Практически вся информация о нас вращается в сети. Это не всегда означает, что она где-то публикуется. Однако эта информация находится во всемирной паутине и используется заинтересованными лицами. Поэтому очень важно, чтобы всё это было во благо нам, а не для того, чтобы навредить. Об этом мы предлагаем поговорить в следующем уроке.
Помните тест в самом начале урока? Мы спрашивали вас, какие из перечисленных действий связаны с попаданием персональных данных в интернет. Надеемся, что после завершения урока вы разобрались окончательно, почему всё перечисленное, так или иначе связано с попаданием личных данных во всемирную паутину и почему не всегда это означает опубликование личных данных.
Регистрация личного кабинета в социальной сети | При регистрации в социальной сети вы используете интернет и, скорее всего, указываете, телефон/e-mail, логин и пароль. |
Прохождение онлайн-игры в сети | При прохождении онлайн-игры вы передаёте множество данных: от истории прохождения игры до совершаемых покупок и данных карты. |
Просмотр кинофильмов и сериалов в онлайн-кинотеатре | Онлайн-кинотеатру вы также передаёте через интернет много данных: историю просмотров, любимые фильмы и сериалы и многое другое. |
Поиск товаров на маркетплейсе без входа в личный кабинет | Даже без входа в аккаунт вы передаёте по сети определённую информацию о себе: например, предпочтения товаров, адрес доставки, покупки, информацию об устройстве, с которого пользуетесь онлайн-магазином. |
Опубликование поста в социальных сетях «Мы летим в отпуск в Дубай» | Публикуя пост в социальной сети, вы также передаёте владельцу соцсети, её работникам, пользователям определённую личную информацию: в данном случае о планах на отдых, месте отдыха, возможно, о том, с кем его будете проводить. |
Заказ такси через сервис такси | Агрегатор такси и водитель благодаря интернету также получают ваши личные данные: например, водитель знает адрес прибытия и пункт назначения, может найти вас по геолокации, возможно, видит ваш рейтинг, а агрегатор в дополнение владеет всей вашей историей поездок и не только. |
Поиск в интернете отеля для отдыха | Формирование поисковых запросов в сети тоже неразрывно связано с попаданием ваших персональных данных в поисковый сервис через интернет. Это происходит, например, благодаря файлам cookie, которые хранят информацию о ваших действия в сети (какие сайты посещали, что смотрели, как долго и не только). |
Размещение аватарки, на которой изображены вы, в мессенджере | Ваше фото – это также персональные данные. Размещая в сети аватарку, на которой вы запечатлены, вы через интернет передаёте эти данные мессенджеру, которым пользуетесь, и другим людям, которые могут видеть ваше фото. |
Выставление в сети видео с праздника, на котором вы веселитесь с друзьями | На опубликованное фото или видео можете попасть вы или ваши друзья (изображение лица – персональные данные), интерьер вашей квартиры, место, в котором вы отдыхаете или празднуете. Всё это персональные данные! |
Что такое передача личных данных в интернете?
Оцените, какие из приведённых ниже примеров связаны с передачей персональной информации по сети определённым лицам или опубликованием личных данных в интернете.
Возможно несколько вариантов ответов.
Ответьте на все вопросы, чтобы проверить
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru