Онлайн-курсыЖурналПодкастыПроверь себяБанк-РокВклад в Победу
header-image

В яйце – курочка, а в курочке – корона. Как появился культ Фаберже

16.04.25

5 мин

Инвестиции в искусство дают возможность сохранить и приумножить капитал, а также прикоснуться к миру культуры и эстетики. На стоимость арт-объектов влияет не только их качество, но и связанные с ними истории. И тут, пожалуй, вне конкуренции «яйца Фаберже», уникальные ювелирные изделия, которыми владели члены российской императорской семьи. Рассказываем, как имя российского ювелира стало мировым брендом.

Содержание

Всё началось с… античности

Имя Карла Фаберже в первую очередь, конечно, связано с уникальными пасхальными яйцами, которые коллекционировала императорская семья. При этом сам мастер был не только талантливым ювелиром, но и успешным предпринимателем. В 24 года он встал во главе семейного дела и сумел превратить его в предприятие, удостоенное звания поставщика императорского двора.

Своё первое знаменитое пасхальное яйцо Карл Фаберже создал в 1885 году. Такой подарок император Александр III пожелал преподнести супруге, императрице Марии Фёдоровне, на Пасху. Внимание высоких особ мастер привлёк, когда представил коллекцию копий античных украшений из собрания Императорского Эрмитажа на Всероссийской промышленно-художественной выставке. Императрица тогда приобрела одно из изделий, после чего император решил заказать у мастера пасхальный подарок в виде драгоценного яйца.

Первое яйцо, известное как «Курочка», было названо так, потому что внутри скрывался сюрприз — миниатюрная золотая курочка, а в ней, в свою очередь, находилась алмазная корона. Этот подарок привёл императрицу в восторг, и Александр III стал заказывать у Фаберже пасхальные подарки для супруги и матери каждый год. И это превратилось в семейную традицию, которая продлилась три десятилетия.

Каждое яйцо было уникальным произведением искусства, сочетающим в себе ювелирное мастерство, художественный замысел и техническую сложность.

Фаберже использовал самые редкие и дорогие материалы: золото, платину, бриллианты, рубины, сапфиры, горный хрусталь и эмаль уникальных оттенков.

Ювелиры Фаберже применяли сложные техники гильоше, (ТУЛТИП — резьба по металлу под эмалью) миниатюрной мозаики, перегородчатой эмали и механических секретов. Вдохновение они черпали в русской культуре, природе и исторических артефактах.

Кроме пасхальных яиц, дом Фаберже создавал украшения, часы, табакерки, рамки для фотографий, посуду и даже предметы интерьера. Мастера разрабатывали изделия в разных стилях — от барокко и рококо до модерна и русского национального стиля. В начале 20 века в мастерской в Санкт-Петербурге работало 600 человек.

Точно неизвестно, сколько яиц было изготовлено ювелирным домом Фаберже. Принято считать, что 71, из них 54 — для императорской семьи. До наших дней дошло 65 (императорских — 48). Сейчас они хранятся в государственных музеях и частных коллекциях.

Швейцарская «надёжность»

На рубеже 19-20 веков фирма Фаберже конкурировала с Картье и Тиффани, при этом сам мастер говорил, что ему важнее художественная ценность изделий.

«Если сравнивать с моим делом такие фирмы, как "Тиффани", "Бушерон", "Картье", то у них, вероятно, найдётся драгоценностей больше, чем у меня. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга».

приводят слова Фаберже в статье 1914 года.

Магазины работали в Петербурге, Москве, Киеве и Одессе, а затем открылись и зарубежные представительства в Лондоне, Нью-Йорке, Женеве и Гонконге. Магазин в Лондоне, которым управлял один из сыновей Фаберже, посещали английские монархи. «День рождения дорогой мамы (королевы Александры — прим. ред.) … посмотрел подарки, можно сказать, что она получила половину магазина Фаберже», — писал будущий король Георг V. Впоследствии он и сам стал постоянным покупателем этого ювелирного дома. В числе заказчиков Фаберже были представители европейской аристократии, американские миллиардеры, правители азиатских стран.

После революции Карл Фаберже ещё некоторое время оставался в стране и продолжал вести бизнес. Его имя было настолько авторитетным, что петербургские аристократы отдавали ему на хранение драгоценности, надеясь, что таким образом удастся их сохранить. Тем не менее ему пришлось покинуть Россию в 1918 году с одним саквояжем. Последние несколько лет жизни он прожил за рубежом. Все сыновья — их было четверо — также эмигрировали из страны. Переданные Карлу на хранение и собственные драгоценности он оставил в швейцарской дипмиссии, оттуда они исчезли после череды странных событий.

Впоследствии некоторые из этих предметов обнаружились у частных владельцев. Кроме того, советская власть провела экспроприацию имущества Фаберже, а затем, чтобы пополнить бюджет, отправила часть изъятого на экспорт.

Именно тогда в Америке и Европе возник «культ Фаберже» — изделия активно продвигали на арт-рынке работавшие с советской властью коммерсанты.

Интересно, что бренд Faberge зарегистрировал испанский предприниматель и первоначально выпускал под ним духи. Когда сыновья Карла Фаберже, которые пытались возродить семейное дело, узнали об этом, то обратились в суд. Но дело было проиграно, так как ранее в юридическом поле торговой марки не существовало, а братья получили лишь небольшую компенсацию. Товарный знак переходил от компании к компании, пока в итоге не оказался у южноафриканского бизнесмена, торгующего драгоценными камнями, который вновь стал использовать бренд для предметов роскоши

Вечные ценности

Самым оригинальным среди всех яиц, созданных Фаберже для Императорского дома, считается «Зимнее яйцо». Николай II заказал его для своей матери в 1913 году на Пасху. Скорлупа была сделана из горного хрусталя, инкрустированного мелкими бриллиантами, которые изображали морозный узор. Внутри же была корзиночка с белыми подснежниками. Произведение символизировало пробуждение природы. Считается, что на тот момент яйцо было самым дорогим среди всех, приобретённых императорской семьёй.

А вот в наши дни самым дорогим стало «яйцо Ротшильда», которое было продано на аукционе в 2007 году за 18,5 млн долларов. Покупателем стал коллекционер Александр Иванов. Некоторое время изделие находилось в частном собрании Русского национального музея. А в 2014-м году от имени Российской Федерации было преподнесено в дар Государственному Эрмитажу.

Назовём ещё несколько известных произведений работы Фаберже.

  • «Коронационное» (1897) — одно из самых знаменитых яиц, созданное к коронации Николая II. Внутри — миниатюрная копия кареты, на которой ехала Александра Фёдоровна.
  • «Орден Святого Георгия» (1916) – одно из последних яиц, сделанных Фаберже, посвящено награждению Николая II и его сына Георгиевскими крестами.
  • «Московский Кремль» (1906) – самое крупное яйцо Фаберже, внутри — миниатюрная модель Успенского собора Московского Кремля.
  • «Лавровое дерево» (1911) – яйцо в форме кустарника, внутри механическая птичка, которая поёт и машет крыльями.
  • «Транссибирский экспресс» (1900) – внутри находилась миниатюрная модель золотого поезда с гравированным маршрутом Транссибирской магистрали.
  • «Бутон розы» (1895) — одно из самых романтичных яиц, внутри — золотая роза и миниатюрная корона, такой подарок Николай II преподнёс своей жене как символ её нового титула — императрицы.

Посмотреть знаменитые пасхальные яйца можно в музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Примечательно, что коллекция для музея была приобретена российским предпринимателем Виктором Вексельбергом у семьи американского почитателя искусства Фаберже Малкольма Форбса. Именно он за 30 лет собрал коллекцию из двухсот предметов российского ювелирного дома. Это второе по величине собрание пасхальных яиц после музеев Московского Кремля.

Самые дорогостоящие приобретения царской семьи в пересчёте на сегодняшние деньги стоили 10-20 млн рублей. В наши дни изделия продаются на аукционах, и их стоимость постоянно растёт. Так, в 2021 году на аукционе в России было продано яйцо размером со спичечный коробок, его стоимость в ходе торгов выросла с 28 до 65 миллионов рублей. Привлекательность подобных изделий связана и с тем, что их количество ограничено, и это значит, что стоимость будет только расти.

Как начать инвестировать в искусство

Конечно, приобретение таких предметов искусства доступно лишь владельцам больших капиталов. Но начать знакомство с арт-рынком можно даже с минимальных вложений.

Вот несколько рекомендаций:

  • Изучайте творчество молодых художников. Ищите работы перспективных авторов на студенческих выставках, в галереях или на онлайн-платформах. Такие работы стоят недорого, но со временем их стоимость может вырасти, если художник станет популярным либо если произведение привлечёт крупного коллекционера.
  • Обратите внимание на тиражное искусство. Постеры, литографии и принты известных художников — отличный вариант для начинающих. Ограниченные тиражи с сертификатами подлинности стоят от нескольких десятков тысяч рублей, но могут стать ценным активом.
  • Не забывайте о существовании декоративного искусства и винтажа. Антикварные украшения, керамика, часы или фарфор от известных брендов можно найти на интернет-аукционах и даже на Авито.
  • Исследуйте рынок NFT. Цифровое искусство и NFT-платформы, такие как OpenSea, предоставляют доступ к современному искусству за небольшие деньги. Цена некоторых работ стартует от 50 долларов, при этом цифровые активы могут значительно вырасти в стоимости.
  • Посещайте блошиные рынки и небольшие антикварные магазины. В таких местах можно встретить недооценённые работы, старинные предметы или редкости. А кроме того, это хороший способ завести знакомства в среде коллекционеров.

#финансы и деньги

#инвестиции

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2025 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru