В одном из эпизодов сериала «Друзья» Моника Геллер инвестировала в акции, выбирая их по коротким обозначениям на бирже — тикерам. Она выбрала MEG (это её инициалы) и CHP, потому что ей нравился актер из сериала CHiPs. В сериале она потеряла деньги, но в реальности могла бы заработать — акций компаний с такими тикерами, как правило, растут сильнее остальных. Но обо всём по порядку.
Обычно тикер состоит из нескольких (от одной до четырёх) букв на латинице. Например, у акции «Лукойла» на МосБирже тикер LKOH, у Сбербанка — SBER. Как правило, компании используют тикеры акций, созвучные с названием компании, — так инвесторам удобнее искать компании.
На некоторых биржах, в том числе в США, публичные компании могут выбирать себе коды акций, которые не похожи на их название. Такие тикеры обычно называют умными или искусными (clever tickers). С их помощью компании могут рассказать о своём бренде и позиционировании.
Например, у авиакомпании Southwest Airlines, вышедшей на биржу в 1971 году, тикер LUV, он созвучен со словом «любовь» (love). Компания обыгрывала тему любви в своем брендинге, например в форме экипажей, а на борту подавалось «зелье любви». Другие компании выбирают в качестве тикеров свои самые узнаваемые продукты. Например, тикер Salesforce — CRM (CRM — система управления взаимоотношениями с клиентами, которую разрабатывает компания), пивоваренной компании Anheuser-Busch InBev — BUD (как название пива). Компания Harley-Davidson использует тикер HOG, обыгрывая сленговое название своих мотоциклов — «хог».
По правилам NYSE, компании должны отослать три варианта своих тикеров до размещения для согласования. Обычно это необходимо, чтобы исключить неуникальные обозначения, но иногда биржа отказывает по другим причинам. В 1992 году биржа не разрешила ресторанной компании Furr’s/Bishop’s Inc взять тикер FBI — сокращённое название Федерального бюро расследований.
Необычные тикеры могут привлекать внимание инвесторов, что будет увеличивать спрос на акцию и капитализацию компаний, показало одно из исследований. Респондентов попросили назвать компании с «умными», по их мнению, тикерами, как, например, GEEK — для интернет-провайдера Internet America. Выяснилось, что акции с такими тикерами растут быстрее рынка. Например, в 1984—2006 гг. их среднегодовой рост составлял 23,5 % в год, в то время как фондовый рынок за это время рос примерно на 12 % в год. Похожая ситуация наблюдалась и в 2006—2018 гг.
Ниже — примеры «умных» тикеров компаний с американских бирж, которые, если верить исследованиям, могут принести доходность лучше рынка только из-за названия.
Компания из Колорадо занимается обработкой металлических изделий, включая перфорацию и обработку взрывом. Эта технология позволяет сваривать металлические изделия между собой с помощью энергии взрыва. Именно обозначение звука взрыва (англ. boom) и стало тикером компании на бирже NASDAQ.
Калифорнийская компания производит аудиооборудование и программное обеспечение. Самые известные продукты компании — игровые наушники для компьютеров и видеоприставок, стилизованные под эстетику популярных игр. У конкурентов — более простые тикеры. Например, у компании Sonos, выпускающей умные колонки, — SONO, а у компании Avid, разрабатывающей программное обеспечение для монтажа, — AVID.
Американская инвестиционная компания названа в честь одного из отцов-основателей США Бенджамина Франклина, изображённого на стодолларовой купюре. Ben — его сокращенное имя. Идея так назвать компанию на бирже принадлежит основателю компании Руперту Джонсону — он был поклонником Франклина, его жизненной философии и финансовых советов из ежегодника «Альманах бедного Ричарда». «Сбережённый пенни — это заработанный пенни» — эта фраза, приписываемая Франклину, была любимой у Джонсона
Компания занимается технологиями получения энергии для домов и производств из возобновляемых источников, например солнечных батарей. Название компании и тикер ROCK (скала, англ.) связаны с территорией Гибралтар и Гибралтарской скалой.
Американская компания разрабатывает корпоративный мессенджер Slack. Он позволяет командам в компаниях обсуждать работу в нескольких чатах, делиться файлами и проводить совещания. Изначально перед размещением на Нью-Йоркской бирже в 2019 году компания планировала использовать тикер SK, но в итоге остановилась на WORK (работа, англ.).
В 2018 году компания объявила о сотрудничестве с австралийский компанией Atlassian, также разрабатывающей приложения для совместной работы программистов. Тикер Atlassian на NASDAQ — TEAM (команда, англ.). Если сложить тикеры партнеров вместе, получится TEAM WORK (командная работа, англ.).
То, что акции компаний с «умными» тикерами растут быстрее среднего, может быть связано с «когнитивными искажениями» инвесторов (в соответствии с теорией психолога Даниэля Канемана). Об этом говорится в нескольких исследованиях. Инвесторы лучше запоминают «умные» тикеры и из-за этого покупают акции.
Но «умный» тикер — это не только обозначение компании на бирже, но и сигнал инвесторам, утверждают исследователи: компания может чётко выделить основной продукт и позиционирование на рынке. Легендарный инвестор Питер Линч однажды купил акции компании, потому что его впечатлило интервью главы компании на эту тему. Частным инвесторам также стоит изучать интервью и заявления глав компаний по поводу стратегии компании — так вы сможете составить более полное впечатление о ней.
Вам понравилась статья?
В избранное
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru