Лучше всего начать с официального сайта: посмотреть, что компания рассказывает о себе сама. На таком сайте обычно есть раздел «О компании» или «О нас» с информацией о том, чем занимается компания, какие у неё достижения и планы. В целом можно будет понять, какие ценности и идеи у этого бизнеса.
В разделе «Для инвесторов» или «Для акционеров» можно найти финансовую отчётность, презентации, информацию о дивидендах, о том, кто владеет компанией, какой процент акций находится в свободном обращении.
Например, если акций «в рынке» всего 5-10% — инвестору придётся максимально внимательно следить за новостями, ведь в таком случае движения цены могут быть менее предсказуемыми, а сама акция — менее ликвидна.
По сайту можно составить первое впечатление о том, заинтересован ли бизнес в инвестициях. Посмотрите, есть ли обращения руководства к инвесторам, какая предусмотрена обратная связь, насколько актуальна информация, есть ли свежие новости.
Если компания платит дивиденды, на сайте будет размещена дивидендная политика — документ, где прописано, какую часть прибыли бизнес готов отдавать акционерам в качестве дивидендов и как организованы выплаты.
К информации на сторонних сайтах нужно отнестись с осторожностью — это могут быть довольно субъективные оценки. Какую же информацию стоит принять к сведению?
Мнение «гуру» из телеграм-каналов вряд ли можно отнести к надёжным источникам — иногда бывает, что такие прогнозы проплачены. Негативные — конкурентами. Позитивные — самой компанией или вообще крупными игроками, которые решили разогнать цену акций для своей выгоды.
Когда у вас уже сложилось общее представление о том, что собой представляет компания, стоит посмотреть, насколько эффективно она работает, какими активами владеет, насколько зависит от кредитов и какие даёт прогнозы на ближайшее будущее. Всё это можно узнать из финансовой отчётности.
Годовой или промежуточный финансовый отчёт можно найти на сайте компании или на общедоступных площадках. Любая публичная компания обязана публиковать отчётность в открытом доступе.
Не каждый начинающий инвестор умеет читать финансовую отчётность, да и объёмы под сотню страниц могут смутить. Но на официальном сайте иногда бывают сокращённые версии или презентации для инвесторов. К тому же нет необходимости читать всю отчётность.
Обязательно сравнивайте показатели с данными из прошлых отчётов. Ведь абсолютные значения не так показательны.
Инвестору обязательно нужно разобраться, что означает каждый показатель в этих трёх отчётах. И анализировать их в комплексе. Бывает, что даже при хорошей выручке нет надежд на дивиденды, потому что у компании непосильная долговая нагрузка и большая часть денег уходит на погашение кредитов. К тому же такой бизнес может быть очень неустойчив в кризис.
Следующим этапом инвестору нужно понять, на что можно рассчитывать, покупая акцию. Для чего она в портфеле: ради дивидендов или роста цены? Подходящее ли сейчас время для покупки акций именно этой компании, ведь цикл рынка может быть неподходящим. Не слишком ли высоки риски?
Некоторые активы больше подходят для дивидендной стратегии. Обычно это акции зрелого бизнеса. Если вас интересуют именно дивиденды, убедитесь, что компания их исправно платит, а в идеале — каждый год повышает.
Конечно, бывают кризисные периоды, когда дивиденды могут отменить. В таком случае стоит посмотреть, как быстро компания их возобновила.
Другие активы больше подходят для агрессивной стратегии, когда расчёт идёт на активный рост цены акции. Таких эмитентов называют «компании роста». Часто это молодой высокотехнологичный бизнес, который не платит дивиденды, а пускает всю прибыль на развитие.
Результат у этих двух групп активов может быть очень разным, поэтому стоит сразу определиться, что за бизнес перед вами: зрелый и устойчивый или молодой и быстрорастущий.
Если вы покупаете акцию на десятилетия, этот пункт не так уж важен. А вот на горизонте нескольких лет он может довольно сильно влиять на результат. Дело в том, что одни компании нецикличны и зарабатывают более-менее стабильно независимо от фазы экономики. Например, производители товаров первой необходимости. В такой бизнес можно инвестировать практически в любой момент.
Другие компании цикличны, то есть имеют свои ярко выраженные периоды подъёма и спада, часто совпадающие с фазами экономического цикла. Например, технологические компании хорошо растут вместе с рынком, но страдают во время рецессии. Здесь важно не купить акцию на вершине цикла, прямо перед спадом.
Стоит также задаться вопросом, достаточно ли перспективна сама компания и отрасль в целом. Как минимум, на тот срок, в течение которого вы хотите держать акцию.
Есть ли куда расширять рынки сбыта? Поддерживает ли этот бизнес современные технологии в своей работе?
Например, если компания торгует только офлайн через обычные розничные магазины, она может не выдержать конкуренции с маркетплейсами и теми, кто продаёт товары в том числе через сайт.
Отдельно стоит задуматься о будущих рисках. Например, некоторые отрасли выживают только благодаря господдержке. Другие больше прочих зависят от внешних рынков и подвержены санкциям. Предвидеть такие риски начинающему инвестору непросто, для этого нужно немного разбираться в конкретном бизнесе и в экономике.
В любом случае получение дохода не гарантировано, также в процессе инвестирования можно потерять вложенные средства.
#ценные бумаги
#инвестиции
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruВам понравилась статья?
В избранное
Финансовая отчётность поможет оценить, как идут дела у компании, акции которой инвестор хочет купить. А ещё по данным из отчётов можно сравнивать компании между собой, чтобы выбрать наиболее привлекательные для инвестиций ценные бумаги. Рассказываем, где искать отчёты и на какие показатели в них смотреть.