Производительность труда — это то, как мы расходуем рабочее время. Чем больше задач сотрудник успевает выполнить, тем выше у него этот показатель. При этом производительность труда чётко привязана именно к результату. Если человек за смену успевает выпить кофе и разложить пасьянс на компьютере — ещё не факт, что он плохо работает. Возможно, у него очень высокая производительность, поэтому он может найти время для отдыха. Вполне вероятно и то, что наличие подобной отдушины за смену и позволяет этому работнику быть высокопродуктивным. Расчёт производительности труда позволяет понять, как именно этот сотрудник тратит своё рабочее время.
Не всегда эффективность работника можно оценить на глаз. Например, полезный сотрудник редко переговаривается с коллегами, в перерыве общается только на рабочие темы, не приходит на корпоративы. Одним словом, не поддерживает широкие дружеские связи. За это его могут недолюбливать как человека, будто бы отстранённого от коллектива. В то же время проверка производительности труда выявит положительную статистику в его работе.
Обратный пример: общительный, добрый сотрудник всегда помогает другим выполнить их задачи, приносит по четвергам кофе с пончиками и не вылезает из курилки — но его собственная продуктивность при этом стремится к нулю.
Расчёт производительности труда — это чистая математика, поэтому оценка эффективности отдельно взятого сотрудника в этом случае выходит на новый, непредвзятый уровень.
Предположим, компания выпускает одинаковое количество единиц товара, но её производительность труда в целом возросла. Значит, на производстве стали экономнее распределять ресурсы: делать из тех же материалов больше товаров, допускать меньше брака и затрачивать меньше времени. Вероятно, вскоре вслед за этим увеличится и объём производства.
Точный анализ быстрее и проще высвечивает огрехи в управлении рабочими процессами или отдельных людей, которые тормозят общую работу. Для долгосрочного планирования производительность труда лучше рассчитывать несколько раз в разные периоды и сравнивать. Тогда будет чётко видно, как сказываются на эффективности те или иные решения.
Существует три основных типа. Они различаются по масштабу оценки:
Чтобы посчитать производительность труда, применяют определённые формулы и показатели. В зависимости от условий расчёта могут получаться разные результаты.
Для подсчёта производительности труда используют следующие значения.
Объём товара, который сотрудник или компания произвели за установленное время работы. Чем больше продукции получилось за меньшее время, тем лучше. Здесь важно не забывать о качестве — ведь если организация начнёт выпускать товара больше, но хуже по характеристикам, производительность труда всё равно упадёт.
Выработка рассчитывается по формуле:
В = Q/T
Например, один рабочий за день собрал два килограмма чайных листьев, а другой за ту же смену — лишь один килограмм. Значит, выработка первого работника в два раза выше. Есть повод задуматься, как мотивировать или заменить второго.
Количество времени и сил, затраченных на изготовление единичного продукта или услуги. Чем ниже показатель трудоёмкости, тем меньше затрат труда и выше эффективность производства.
Рассчитывается по формуле:
Тр = T/Q
Например, на производстве по изготовлению глиняной посуды создаётся 110 кувшинов в неделю (45 часов рабочего времени). В создании посуды задействовано 5 сотрудников.
Чтобы узнать, сколько времени тратит отдельный рабочий на создание кувшина, надо разделить время на конечный результат.
Применяя формулу, получим: 225/110 = 2 ч.
Кроме того, есть несколько типов расчёта трудоёмкости.
При необходимости можно дополнительно выделить ещё три вида трудоёмкости:
Производительность труда зависит от множества внешних (глобальных, как, например, финансовый кризис, издание новых законов) и внутренних факторов (изменение состава руководства).
Негативно могут влиять, к примеру, такие условия:
Среди положительных факторов — следующие:
К счастью, такой важный показатель в некоторых случаях можно улучшить даже без вливания больших дополнительных средств. Вот какие шаги обычно работают независимо от типа производства.
Если у вас есть система премий, она должна быть прозрачна. Поощрять работников лучше открыто, чтобы каждый видел для себя шанс получить выгодный бонус или надбавку. Необязательно мотивация должна быть денежной. Сотрудникам всегда приятны похвала, доброе слово и уважительное отношение от начальства.
В качестве стимула можно сыграть на соревновательном духе — например, сравнивая каждый месяц статистику отделов во внутреннем корпоративном соревновании. Но важно не переусердствовать, чтобы не посеять рознь и зависть между разными группами работников.
Любой бизнес стремится обогнать конкурентов, и это здоровая цель предпринимателя. Однако бывает, что в мечтах о покорении рынка руководство забывает грамотно распределить нагрузку на подчинённых. Невыполнимые или труднодостижимые цели не только выматывают, но и эмоционально угнетают сотрудников. И то, и другое отрицательно влияет на производительность труда. Более того, таким образом можно спровоцировать начало волны увольнений и в целом упадок мотивации в коллективе.
Чтобы не допустить этого, стоит порой смотреть на планы и решения компании «снизу вверх» — с позиции рядового работника. Порой даже сотрудник на низкой должности может подсказать эффективное решение определённой проблемы и сэкономить компании деньги и время.
Важно отслеживать продуктивность работников в течение всей их смены. Если сотрудник часто сидит в телефоне, а его работа того не требует — есть повод задуматься. Но необязательно об увольнении, а в первую очередь о том, почему у этого человека недостаточно мотивации. Может, ему просто неинтересно выполнять возложенные на него задачи, зато он с большой готовностью и отдачей займётся другой стороной рабочего процесса. Возможно, работник не ленив, а слишком устаёт, поскольку у него недостаточно времени на отдых и личную жизнь. В таких ситуациях стоит внимательно выслушать мнение самого человека или организовать собрание, дать высказаться остальным работникам.
Уютное и удобное рабочее место всегда помогает сфокусировать работников на выполнении их задач. Обеспечить нужные условия не так сложно: добавить живых растений в офис, подыскать помещение с большими светлыми окнами, настроить работу кондиционеров.
Если у вас не удалёнка, то сотрудники каждый день тратят время на дорогу. Возможно, рабочее помещение в промзоне снимать дешевле, но работникам вряд ли будет удобно туда добираться. А уставший и недовольный сотрудник — это всегда минус к производительности труда.
При обустройстве рабочего места полезно также выслушать мнения в коллективе. Работникам может быть важнее новая кофемашина и хороший холодильник, чем красивый, но бесполезный настольный футбол в коридоре.
Компания — это про командную работу. Какой бы ни была специфика производства, работники так или иначе взаимодействуют друг с другом. Поговорка «и один в поле воин» плохо работает в бизнес-реалиях. Порой наступает время, когда нужно делегировать обязанности и попросить о помощи других сотрудников. Зачастую это позволяет выявить лидерские качества у отдельных работников, а директору даёт возможность просто выдохнуть.
#работа
Вам понравилась статья?
В избранное
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruЕсли вы думаете, что серые зарплаты остались в далёком прошлом, вы ошибаетесь. Неофициальные выплаты практикуются и сегодня. Более того: не только работодатели, но и некоторые наёмные сотрудники считают, что при определённых условиях деньги в конверте — вполне приемлемый вариант. Примерно треть россиян согласились бы на неофициальную зарплату, если она будет больше, чем белая. Но стоит ли игра свеч?
Трудовая книжка содержит полную информацию о рабочем пути человека: стаже, занимаемых должностях, характере выполняемой работы, поощрениях или, наоборот, дисциплинарных взысканиях. Рассказываем, что делать, если в этом документе обнаружились неверные данные и записи стали считаться недействительными.
Если ваша работа перестала приносить удовольствие, кажется рутинной и бессмысленной, не спешите увольняться. Поменять компанию или даже профессию вы всегда успеете. Дайте вашей работе второй шанс и влюбитесь в неё вновь, как говорится, «по собственному желанию». А поможет в этом job crafting (переводится буквально как «создать работу») — метод, набирающий популярность во всём мире. Рассказываем подробнее о нём и о том, зачем он нужен.