Перейти в тест по финансовой грамотности
Онлайн-курсыЖурналПодкастыПроверь себяСпецпроекты
header-image

Как вести себя новичку в коллективе: 5 главных советов

26.01.23

7 мин

Психологи и специалисты HR-служб утверждают, что первые дни на новом рабочем месте — едва ли не самые сложные, а по уровню стресса могут превышать не только весь период поиска работы мечты, но и финальное собеседование. СберСова рассказывает, как стать своим среди ещё незнакомых коллег, затратив на это минимум душевных сил.

Совет 1. Сохраняйте спокойствие

В первые дни на новом рабочем месте будет уместно вспомнить выражение, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Поэтому даже если вас переполняют эмоции и активное желание начать революционные преобразования в уже сформировавшемся коллективе, постарайтесь сдержать себя, сохранив внутреннее и внешнее спокойствие.

Или вы, наоборот, побаиваетесь проявлять инициативу в знакомстве с коллегами? Опасаетесь, что вас не воспримут всерьёз? Огорчаетесь, потому что не совсем так представляли себе первые трудовые будни? Расслабьтесь. Помните, что вы уже вытащили счастливый билет, заняв желаемую должность. Адаптация в коллективе — период неизбежный и не всегда приятный. Считается, что человеку понадобится не меньше трёх месяцев, чтобы наконец-то почувствовать себя комфортно.

Совет 2. Соблюдайте нейтралитет

В первые дни на новом месте психологи советуют поиграть в детектива. Новичкам очень важно понять, каков расклад среди коллег — кто занимает лидирующие позиции, к чьему мнению точно стоит прислушиваться, а с чьей дружбой на первых порах лучше повременить, чтобы не быть втянутым в возможные интриги.

В любом случае не стоит демонстрировать чрезмерное добродушие и открытость — ведь вас пригласили в компанию как ценного специалиста, а не отличного друга или остроумного собеседника. Лучшая тактика в общении с коллегами на период испытательного срока — сдержанность, заинтересованность, но без лишней суеты и готовности идти на бесконечные уступки.

Совет 3. Ищите лидера

Найти своего наставника — уже половина успеха. Иногда в компаниях эту роль исполняют сотрудники HR-службы, но если вам не повезло и опытный сотрудник не взял над вами опеку, то придётся действовать самому.

Заручиться поддержкой негласного лидера коллектива поможет коммуникабельность и уверенность в своих силах. Для того, чтобы «добавить в друзья» лидера, достаточно найти его в социальных сетях и написать несколько приветственных фраз. Перед этим лучше убедиться, что контент вашей страницы не противоречит позиции компании, а ваше желание подружиться не будет воспринято негативно.

Если это уместно, организуйте чаепитие, на котором можно кратко представиться, выразить свою заинтересованность и готовность стать частью команды. После удачной самопрезентации новый сотрудник наверняка перестанет быть человеком-невидимкой и завоюет расположение коллег.

Впрочем, если ваш план по налаживанию отношений в коллективе не будет реализован на все сто процентов, не стоит огорчаться. Всё-таки главное в работе — сосредоточиться на выполнении своих непосредственных должностных обязанностей.

Совет 4. Просите помощи

Одна из главных ошибок «новобранцев» — страх ошибиться. Стресс от первых рабочих дней, новые лица и имена, много информации — всё это ведёт к путанице и фатальным промахам. Чтобы их избежать, не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы и переспрашивать.

Даже если вы делаете что-то очень знакомое, может оказаться, что на новом рабочем месте приняты иные стандарты. Не стоит вспоминать, как было устроено на вашей прошлой работе, или оправдываться, заявляя, что вас не предупреждали.

Будьте готовы к адекватной критике и умейте признавать свои ошибки, если они действительно имели место. В то же время не стоит слишком болезненно реагировать на замечания, расстраиваться, ссориться с коллегами, тем самым демонстрируя свои слабые места.

Стремление к излишнему перфекционизму — другая крайность в боязни допустить ошибку. Совершенство — это прекрасно, но в погоне за ним можно наделать ещё больше ляпов, усугубить своё положение и погрузиться в депрессию.

Совет 5. Оставайтесь профессионалом

Каким бы приятным в общении человеком вы ни были, всё равно главное, на что смотрят коллеги и начальство — это профессиональные качества, выполнение задач и соблюдение сроков.

Не забывайте составлять подробный план ежедневных дел, эффективно пользуйтесь навыками тайм-менеджмента, закладывайте больше времени на выполнение незнакомой работы.

Будьте готовы к переработкам, но при этом не выполняйте чужие обязанности. Постарайтесь выстроить границы, чтобы, с одной стороны, не стать жертвой-трудоголиком, а с другой — не прослыть сотрудником, работающим строго от и до, избегающим любых просьб.

Воздержитесь от критики сотрудников и традиций, сложившихся в компании. Старайтесь следовать корпоративной культуре, даже если вы не приемлете ограничение в одежде или не любите пятничные посиделки с коллегами в баре. И, разумеется, не смотрите свысока на сотрудников, занимающих должности более низкого уровня и не дотягивающих до ваших компетенций.

В непростых ситуациях обращайтесь к своему чувству юмора и помните, что самое неприятное, что может произойти — перспектива поиска новой работы.

#работа

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

  • Другие статьи этого раздела

    Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

    © 1997—2024 ПАО Сбербанк

    Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

    www.sberbank.ru