В зависимости от имеющихся ресурсов кто-то нащупывает ниши для создания собственного бизнеса, кому-то нужно выбрать направление вложений для обеспечения безбедной старости, а для кого-то важно подобрать надёжного работодателя. Как вычислить перспективные направления?
Одним из самых комфортных способов входа в бизнес называют франчайзинг. По данным Forbes, число участников франшиз с начала 2022 года в России выросло на 20%. Порог требуемых первоначальных инвестиций начинается с нескольких сотен тысяч рублей. Наиболее распространённые направления — доставка, торговля, общественное питание.
Модель франчайзинга привлекательна по той причине, что помогает зарабатывать на уже проверенной, доказавшей свою работоспособность бизнес-идее. Например, предприниматель создаёт образовательный курс для детской группы развития, подбирает персонал, интерьер и оборудование, находит пути выхода на целевую аудиторию. Клиенты, то есть дети, довольны, и его проект оказывается очень востребованным у родителей. Можно самостоятельно тиражировать модель в других районах города, а есть вариант запустить продажу франшиз и за счёт этого привлечь единомышленников и их средства, заодно переложив на них часть рисков реализации.
Для покупателя франшизы тоже есть смысл: да, она не даст той прибыли, которую может принести свой бизнес, основанный на уникальной разработке или открывший ранее неосвоенную нишу. Но и вероятность полного провала в этом случае многократно ниже. Мир бизнеса довольно жесток. По статистике, до 85% вновь созданных компаний закрываются в течение первых пяти лет. Среди франчайзи такова участь всего около 15% компаний.
История появления франчайзинга
Основателем современной модели франчайзинга считается американский изобретатель и промышленник Исаак Зингер. Компания по производству швейных машинок его имени с 1851 года расширяла продажи с помощью договоров, дающих эксклюзивное право на реализацию и обслуживание этой техники на определённой территории США. Там же в Соединённых Штатах с 20-х годов прошлого века стал развиваться товарный франчайзинг, который сейчас широко используют торговые сети во всём мире. Интересно, что Рэй Крок, основатель самой известной в мире франшизы — компании McDonald’s («Макдоналдс») — сам в 1954 году приобрёл права на тиражирование бизнес-модели, технологии и рецептуры калифорнийского ресторанчика у его владельцев братьев Макдоналдов. То есть глобальная империя-франчайзер фактически сама выросла из франчайзи. В СССР элементы франчайзинга можно обнаружить разве что в модели, по которой с 1972 года действовала сеть заводов по производству газированных напитков «Пепси». Классический франчайзинг в России появился с рождением свободного рынка, и первым был не «Макдоналдс», открывший свой самый большой в мире ресторан в Москве в 1990 году. Это заведение было совместным предприятием с участием канадского франчайзи и Мосгорисполкома (правительства Москвы). Одним из пионеров российского франчайзинга стал предприниматель Владимир Довгань. С 1990 года он продавал мини-пекарни тольяттинского завода «Дока» вместе с технологией и рецептурами, а также с правом на использование единых брендов «Дока-пицца» и «Дока-хлеб». Сеть, достигавшая на пике своей популярности 800 точек по всему СНГ, обанкротилась в 1997 году. К этому времени в России росли франшизы американской сети пиццерий «Сбарро», отечественного туроператора «ВКО Тревел», присоединившегося впоследствии к TUI, торговой сети «Спортмастер» и многих других. В 1996 году в Гражданском кодексе РФ появилась глава 54 «Коммерческая концессия», регулирующая взаимоотношения в рамках договоров франчайзинга. Для представления интересов новой отрасли в 1997 году была создана Российская ассоциация франчайзинга (РАФ). По её данным, в России сейчас работает: • 1050 франшиз; • 60% из них — отечественные бренды; • 40 тысяч — общее число объектов, входящих во франчайзинговые сети.
право на одно предприятие на определённой территории. Но можно купить сразу несколько франшиз, если средства позволяют.
право открывать свои предприятия и продавать франшизы третьим лицам на определённой территории. Обычно партнёр становится представителем в определённой стране или регионе. Например, недавно сибирский субфранчайзи «Макдоналдс» выкупил всю сеть в России.
полная автономия партнёра на выделенной территории.
получение товара на реализацию. За франчайзи остаются только текущие расходы и доход от оборота.
право на производство, реализацию и техническое обслуживание товарной продукции. Например, производство товаров зарубежных брендов — автомобилей, электроники, производственного инструмента и т. п.
право на предоставление услуг, в том числе с помощью фирменного оборудования. Например, сеть химчисток, вендинговых автоматов, автоматизированных пунктов выдачи заказов.
Каким бы раскрученным ни был бренд, едва ли не наполовину успех франчайзи зависит от самого предпринимателя, решившего стать частью известного имени. Как и от любого другого бизнесмена, от него потребуются:
Вдобавок к этому франчайзинговая модель требует:
#предпринимателям
#бизнес
Вам понравилась статья?
В избранное
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruКогда мы говорим «бизнесмен», перед глазами возникает образ серьёзного мужчины в пиджаке и с портфелем в руках. Но это всего лишь клише. Сейчас собственный бизнес могут открыть даже школьники, тем более студенты. Многие топовые компании мира связаны с технологической сферой и всего 10 лет назад были стартапами. А основатели большого количества крупных корпораций открыли свой бизнес в совсем юном возрасте.