В недалёком прошлом система высшего образования была менее дифференцированной. А меньшее разнообразие статусов было проще воспринимать и понимать.
В современную систему входят:
Высшим образованием считается каждая ступень, поэтому деление на полное и неполное между ними применяться не может. При классификации по уровням принято относить к первому только бакалавриат, ко второму — специалитет и магистратуру, а остальное причисляют к третьему уровню или к подготовке кадров высшей квалификации.
Успешное прохождение этапа подтверждается дипломом. А незавершённый процесс называется неполным или незаконченным высшим. В этом случае студенту выдают справку об обучении или о периоде обучения. Первую обычно отдают тем, кто не прошёл итоговую аттестацию, а вторая потребуется при переводе из одной образовательной организации в другую.
Поступить на программы бакалавриата и специалитета можно после окончания школы или колледжа. Любое среднее образование позволяет претендовать на место в вузе. Но существует разница в приёмной кампании, так как для поступающих после колледжей проводятся отдельные вступительные испытания. Для зачисления на следующие уровни только среднего образования недостаточно.
С 2023 учебного года в шести вузах страны стартовал проект по изменению ступеней высшего образования в качестве альтернативы существующей системе. В течение трёх лет в выбранных учебных заведениях программы подготовки будут разделены по трём уровням:
Стандартный срок обучения: 4 года по очной форме
Направлений: более 180
Зачётных единиц: около 240
Подготавливать бакалавров в России в некоторых вузах начали ещё в 1996 году наравне со старой системой. В 2003 году произошло официальное присоединение к Болонскому процессу, которое ознаменовало принятие международных стандартов высшего образования. А после 2010 года эта квалификация стала основной для выпускников вузов.
Как правило, освоение программы занимает 4 года на дневном отделении, а при других формах — 5 лет. Пройти дисциплины быстрее разрешается по ускоренному индивидуальному учебному плану. По закону он утверждается для определённого студента.
Бакалавриат можно назвать первой ступенью высшего образования. После её прохождения набор знаний у выпускников обычно универсальный и базовый. Улучшить профессиональные навыки и расширить поле практических умений вчерашний студент может или во время трудовой деятельности, или получив более узкую квалификацию на следующей ступени.
Стандартный срок обучения: не менее 5 лет по очной форме
Направлений: более 100
Зачётных единиц: около 300
Квалификационная степень «специалист» существовала ещё в СССР, а с некоторой интерпретацией осталась и по сегодняшний день. Это привычная для старшего поколения форма образования, в нынешней системе она приравнивается к бакалавриату и магистратуре в сумме. Поэтому сразу после церемонии вручения дипломов специалист может отправиться в аспирантуру.
Состоит из 5 или более учебных лет. За это время студенты получают базовые и углублённые знания по специальности. Подход в большей степени ориентирован на самостоятельную практическую работу студентов по выбранной профессии.
Стандартный срок обучения: 2 года по очной форме
Направлений: более 180
Зачётных единиц: около 120
Поступать на магистра можно только после получения диплома бакалавра или специалиста. Однако вторым высшим эта ступень не считается. Во время обучения студенты активно занимаются научной деятельностью: проводят исследования и делятся результатами в статьях, принимают участие в конференциях. Наличие этой степени является необязательным для большинства должностей.
Для бакалавров есть возможность пройти на магистерскую программу на бюджет при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Выбирать смежное направление необязательно. К примеру, спортсмен может освоить вторую ступень в сфере экономики, а эколог — отучиться на факультете журналистики. Но в ряде случаев, безусловно, потребуется профильное образование.
У каждой ступени свои особенности. Сравнивая три первых этапа, выделяют следующие различия.
Бакалавр | Специалист | Магистр |
---|---|---|
4 года | от 5 лет | 2 года |
Кроме того, количество лет может увеличиться из-за выбранной формы обучения — на дневном отделении учатся меньше, чем на вечернем или заочно
Бакалавр | Специалитет | Магистр |
---|---|---|
240 единиц = 6480 часов | 300 единиц = 8100 часов | 120 единиц = 3240 часов |
Получение степени начинается с поступления в вуз. Во время приёмной кампании нужно передать в выбранное учебное заведение следующие документы:
📓 Копия паспорта
📜 Копия документа о среднем общем или профессиональном образовании
📑 Заявление о приёме
📝 Согласие на обработку персональных данных
Помимо этого, в вузе могут потребовать предоставить медицинскую справку №086/у, фотографии, копию СНИЛС. Если поступающий хочет воспользоваться льготой или получить баллы за индивидуальные достижения, то необходимо приложить подтверждающие документы.
После окончания срока подачи документов в вузах могут проходить дополнительные вступительные испытания (ДВИ). Затем наступает день публикации конкурсных списков. Кандидатов, поступающих после 11-го класса школы, размещают в порядке убывания суммы баллов ЕГЭ, индивидуальных достижений и ДВИ при наличии.
Зачисленным студентам нужно полностью выполнить образовательный план, а также пройти государственную аттестацию. После этого будет выдан диплом.
#образование
#родителям
#обучение
Вам понравилась статья?
В избранное
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruКогда ребёнку исполнится 18, он начнёт сам себя обеспечивать. Возможно, в случае с «сыном маминой подруги» так оно и есть, но в нашей семье этого не произошло. И даже наоборот: год 18-летия был посвящён подготовке к ЕГЭ и поступлению в вуз. От всего этого с ребёнком произошёл перегруз и стресс, поэтому работу на лето он не искал, а в конце августа отправился в другой город, где предстояло учиться в университете. И, конечно, за это время было множество расходов. Вот какие финансовые (и не только) выводы мы сделали за этот год.
Начиная финансовое воспитание, родители надеются на быстрое усвоение детьми полученных знаний. Что может этому помешать? Отсутствие согласованных действий между родственниками из разных поколениями. Следовательно, необходимо договариваться со всеми взрослыми членами семьи. Ольга Андреева, федеральный эксперт АРФГ, рассказывает, как создать единый вектор развития финграмотности в рамках одной семьи.
Многие родители стараются создать накопления к совершеннолетию ребёнка, желая дать ему финансовый старт или обеспечить хорошее образование. Чтобы при этом обогнать инфляцию и снизить риски, возможно, лучше собрать полноценный инвестиционный портфель.