Начнём с того, что ощущение времени не появляется у детей само по себе. Всё-таки время – абстрактная категория. Мы его можем измерить только потому, что человек придумал часы и календарь. Но вот чувствуем мы ход времени совершенно по-разному, а значит, и управлять временем – это больше, чем просто посмотреть на часы и засечь несколько минут на выполнение какого-то дела.
В конечном счёте управлять временем мы не можем. Мы можем управлять собой, чтобы лучше решить те или иные задачи за определённый временной промежуток. Поэтому умение соотносить своё собственное состояние и ход времени – классный и полезный навык. Он поможет планировать количество минут и часов, которое понадобится для выполнения более скучных и более увлекательных задач.
Теперь давайте пройдёмся по инструментам тайм-менеджмента, которые полезно внедрять в практику ребёнка. И начинать этот процесс можно с ранних лет – ещё в дошкольном возрасте, развивая и усложняя его по мере роста ребёнка.
Чтобы обучение управлению временем не стало бесконечным, помните о цели. Зачем вы хотите, чтобы подросток отлично оперировал этим ресурсом? Например, для того, чтобы он мог:
Итак, самый первый инструмент – это список дел и задач. Полезно сразу учиться категоризировать эти дела и задачи по важным/неважным, срочным/несрочным. Если с маленькими детьми можно просто проговаривать эти категории, то подростки могут расставлять свои приоритеты с помощью матрицы Эйзенхауэра.
Для списка дел и задач можно использовать разные форматы – блокнот, заметки в телефоне, специальные приложения-планировщики.
Кстати, детям очень нравится техника планирования дел «Слоны и лягушки». Она помогает разбивать задачи на маленькие шаги и ставить приоритеты.
Дела-слоны – это огромные задачи, которые надо разбивать на маленькие, например, какой-то большой проект в школе. Дела-лягушки – это небольшие, но неприятные дела, которые надо успевать сделать между другими делами, чтобы не сильно фокусировать на них своё внимание, но при этом не накапливать их и не откладывать в долгий ящик.
1 / 3
Следующий инструмент – это календарь. Дети знакомятся с ним достаточно рано, ведь их посещение детского сада, распорядок дня, планомерные даты – каникулы, праздники и дни рождения – это уже календарный план. Однако понимать календарь ребёнок учится гораздо быстрее, если родители акцентируют на этом внимание. Функций у календаря две – планирование важных дел и напоминание о важных датах.
Форматы календаря также могут быть разные. Классно, если у детей помладше будет висеть красочный календарь в комнате. Ещё лучше, если это будет календарь с наклейками, которые он может использовать как инструмент планирования. Важные даты – дни рождения, праздники, посещение врачей, соревнования – всё может быть выделено специальными наклейками, которые всегда перед глазами. На уровне утреннего ритуала можно научить ребёнка первым делом сверяться с календарём – какой сегодня день: дата, день недели, какой план на день, что будет важным, что будет сложным, а что – очень приятным.
Детям постарше подходят электронные календари в приложениях смартфонов: расписание уроков, тренировок, встреч с друзьями – всё под рукой. Можно показать, как присылать приглашения, делать совместные планы и совместные календари, ставить напоминания. Кроме того, что это полезно для организации жизни, это ещё и хороший деловой навык – в будущем на работе умение пользоваться календарём точно пригодится.
По мере роста и развития ребёнка приоритеты будут меняться, не на всё смогут повлиять родители – но сам алгоритм планирования от обязательного к желаемому должен оставаться своего рода законом.
Согласитесь, что это похоже на планирование бюджета: сначала тратим на всё обязательное, а потом на свои желания. Правда, в отличие от денег, время нельзя оставить про запас.
Ещё одна категория инструментов управления временем и личной эффективностью – это различные таймеры и техники, которые помогают сфокусироваться на работе в моменте.
Например, известная техника «Помодоро» заключается в том, чтобы работать над задачей определённое количество времени, а затем делать небольшой перерыв, переключить внимание на другой вид активности, сделать небольшую разминку.
В зависимости от физиологических и психологических особенностей подростка, а также от той работы, на которой он сосредоточен, время высокой концентрации может меняться. Это индивидуальный процесс, который надо исследовать, выбирая лучшее соотношение активного времени и отдыха под себя.
Например, если решение задач по математике – не самое любимое для ребёнка занятие, можно делать периоды продуктивной работы короче.
Чтобы засекать время, используются таймеры, напоминания на электронных часах, умные колонки, есть даже специальные приложения «Помодоро». Кстати, использование приложений помогает в том числе оценить результативность, если это будет интересно.
Подросткам полезно сравнивать план с фактом – за день, неделю. Чуть позднее учиться писать планы на месяц и анализировать, всё ли за месяц они сделали, что планировали. Очень здорово, если подростки могут обсудить свои успехи и неудачи в тайм-менеджменте с родителями и наставниками, которые не только выслушают, но и поделятся своим опытом – ведь в нашем деловом мире с проблемой нехватки времени и слишком большого количества дел сталкиваются все.
Если вы поставили перед собой цель научить ребёнка управлять своим временем, вам помогут специальные книги и игры, которые способствуют развитию навыков управления временем.
#дети
#родителям
В избранное
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruВам понравилась статья?
Окружающий нас мир — это то, что создала природа и то, что сделал своими руками человек. Дети узнают об этом ещё в дошкольном возрасте и задают много вопросов. Например — как появились мои игрушки, гаджеты и вещи? Кто их придумал? Давайте разбираться вместе с Анной Деньгиной — экспертом Национального центра финансовой грамотности.
Две трети родителей хотят видеть своих детей предпринимателями, при этом 83% самих подростков считают предпринимательство привлекательным. Эта впечатляющая статистика заставляет задуматься: как же распознать в своём ребёнке будущего предпринимателя и помочь ему развить эти навыки с детства? Разбираемся вместе с Анной Деньгиной — экспертом Национального центра финансовой грамотности.
«Я в тильте», «А ты кого шипперишь?», «Это кринжово»… Что-что? Говорить на молодёжном языке необязательно, но явно не будет лишним понимать, что имеют в виду ваши дети или подростки из числа родственников или знакомых. А если всё-таки решите полноценно овладеть подростковым сленгом, важно не промахнуться с употреблением базовых понятий. СберСова рассказывает о главных словах молодёжного новояза.