

21.09.21
8 мин
Прежде чем говорить с детьми о деньгах, хорошо бы провести такую же «беседу» с самим собой. Тема денег — из числа эмоционально заряженных. Мы к финансам неравнодушны, а в спектре чувств, которые испытываем по этому поводу, можно обнаружить и страх, и отвращение, и любовь, и восторг, и даже сексуальное влечение. Как правило, эти реакции мы получаем «в наследство» — повторяя или отрицая семейные, впитанные в детстве модели. Стоит понимать, что и наши дети сформируют свои отношения с деньгами, оглядываясь на нас. Поэтому первый шаг — разобраться в личной финансовой политике, а уже потом обсуждать эту тему с детьми.
Когда я была маленькой, то никак не могла понять, чем занимается на работе папа. Он от вопросов уходил, отшучивался: «Я с утра бумаги на столе слева направо перекладываю, а после обеда справа налево». Занятие мамы было куда более понятным — учитель. Сначала она идёт в школу, а потом круглыми сутками тетрадки проверяет. Её работа мне казалась тяжёлой, а отцовская — лёгкой, несерьёзной даже. Но зарабатывал он при этом гораздо больше — пазл никак не складывался.
В итоге я решила, что он получает больше просто потому, что мужчина. Настоящая причина, конечно, была не в этом — папа служил в контрразведке, на сложной и ответственной должности. Понятно, что поделиться подробностями с детьми он не мог, но если бы родители поговорили со мной и братом о деньгах — я бы лучше понимала, что происходит, и не считала бы положение родителей неравным. Но им не пришло в голову, что стоит поднять финансовую тему в разговоре с маленькими детьми, хотя как раз в четыре-пять лет интересно всё. И как работает «печатный станок», и как появляются деньги «в тумбочке».
В таком возрасте ребёнок уже готов узнать первую в жизни информацию о финансах. Не стоит отделываться общими фразами вроде «папа сходил на работу и принёс деньги», но и перегружать ребёнка данными о Трудовом кодексе и нюансах кредитной системы тоже не нужно. Лучше всего будет воспринят простой, но достаточно развёрнутый рассказ о том, что именно делают родители и сколько сил они тратят, чтобы обеспечить семью. Ребёнку порой сложно понять, почему работа требует усилий — покажите ему результаты и, если получится, процесс.
Следующий шаг — объяснить, зачем именно нужны деньги. Поначалу подойдёт и словесное описание — например, «мы покупаем на них еду, одежду и игрушки тебе». Стоит уточнить, почему всё это не достаётся бесплатно — расскажите, что деньги не растут в огороде, а чашки, макароны или платья не появляются ниоткуда на полках в магазине.
Потом можно перейти к демонстрации. Примерно в 6 лет мой младший сын впервые сам пошёл в магазин в дачном кооперативе. Я поручила ему купить буханку чёрного, денег дала с запасом. До сих пор помню, как стояла и ждала сына на дороге у дома. Когда он вернулся с хлебом и сдачей, мы обнимались так, словно не виделись целую вечность. Радовались оба: он тому, что «как взрослый» в магазин ходил один, а я — что смогла отпустить и пережила это. С тех пор все свои желания мой сын переводил в буханки хлеба. Говорил: «я хочу новую игру, она стоит столько-то, сколько буханок можно купить на эту сумму?». Соизмерение абстрактных для малыша цифр с тратами на что-то знакомое и понятное поможет ему осознать ценность денег.
Чем ребёнок старше — тем более он самостоятелен. Малышам завязывают шнурки, а первоклассник должен справляться с этой задачей без помощи. Так и с деньгами — пятилетнего можно отправить в булочную, наказав принести оттуда хлеба, но школьника разумнее наделить большей свободой, выдав «карманные». И тут хочешь не хочешь, но придётся учить ребёнка распоряжаться его «золотым запасом». Кстати, отличная возможность рассказать про накопления и экономию и про то, что желанную игрушку он вполне способен приобрести и на свои.
Понимание, что количество денег не бесконечно, можно прививать с дошкольного возраста. Предложив выбрать что-то одно между походом в кино или в аквапарк, между сладкой ватой или мороженым, мы покажем ребёнку, что бюджет «не резиновый». Такой подход полезен, даже если семья легко может позволить себе покупать сахарную вату в промышленных масштабах — это учит расставлять приоритеты и выбирать.
Ученику начальной школы придётся решать самому: пачка чипсов или булочка в буфете. Конечно, все родители голосуют за булочку, но в учебные часы наше чадо нам не подконтрольно, так что финальный выбор останется за ним. Повлиять на него можно, только лишив ребёнка денег, что обычно становится причиной обид — ведь дети воспринимают карманные как принадлежащие им по праву. Предотвращать лучше, чем наказывать, поэтому куда эффективнее учить ребёнка сознательно относиться к своему питанию и здоровью. Процесс это непростой и долгий, поэтому стоит смириться с тем, что эксцессы возможны.
В истории моего материнства был печальный случай. Я выдавала сыну-третьекласснику по сто рублей дважды в неделю, чтобы он мог купить себе то, что захочет. Как сознательная мать, встретив его из школы, я добросовестно расспрашивала, что он купил, в ответ слышала про булочки, ириски и прочее. И жила бы я спокойно, если бы мама школьной подруги сына не сообщила, что о булочках нет и речи — мой ребёнок отдавал всё одноклассникам, чтобы те его не били. Да-да. Ученики начальной школы способны «поставить на счётчик» своего одноклассника.
Школьный буллинг — тема отдельная. Как ни неприятно родителям признавать, но деньги в детских руках могут использоваться не только для покупки жвачек, коллекционных карточек и боевых роботов. И сверстников, и старших ребят чужая «состоятельность» (смешная по взрослым меркам) может провоцировать на недоброе. Известны случаи, когда травля, насилие и даже то, что можно назвать полузабытым словом рэкет, совершались не столько ради власти, сколько ради вымогательства. И всё это происходит между совсем маленькими детьми. Поэтому придётся поговорить с сыновьями и дочерьми о «тёмной стороне» денег.

В подростковом возрасте у большинства современных детей появляются банковские карточки, или к их телефонам привязывают «пластик» родителей. В эти годы у вчерашнего ребёнка начинаются уже самые настоящие отношения с деньгами. И здесь снова родитель должен объяснить, что деньги с карточки тратятся быстрее и незаметнее, чем наличные. Покажите, как узнавать свой баланс и рассчитывать свои траты, как контролировать бюджет и какие функции в банковском приложении можно для этого использовать.
Подросток вполне в состоянии разобраться и в вопросах кредитования. Дело в том, что это как раз тот возраст, когда хочется получить много и сразу. И важно помочь ребёнку разобраться, в каких случаях кредит будет полезным инструментом, а в каких только помешает. Ну и важно объяснить, как это работает и почему нужно платить банку за возможность пользоваться его деньгами. Нелишним будет затронуть и другие способы управлять финансами, рассказать о том, как копить и инвестировать.
В нашей семье принято дарить детям на совершеннолетие крупную сумму денег. Они получают её с условием не тратить до достижения 21 года и либо хранить на вкладе, либо вложить в покупку валюты или драгоценных металлов. Такой перечень инструментов мы выбрали из-за низких рисков. Пока из троих детей восемнадцатилетний рубеж перешагнули двое. Старший сын (это был наш первый опыт) купил платину. Несколько лет держал её, в итоге продал, а вырученные средства положил на депозит. Дочь сразу выбрала подходящий вклад в Сбербанке, сходила в офис, проговорила все непонятные для неё детали (для подстраховки взяла с собой отца) и теперь наслаждается процентами. Сын уже мог бы потратить деньги, но пока решил их не снимать — они работают сами и приумножают пусть небольшой, но капитал.
В подростковом возрасте появляется возможность зарабатывать. Возможно, совсем небольшие деньги, но свои. Здесь семья должна чётко обозначить: деньги, которые зарабатывает подросток, только его или общие, часть семейного бюджета? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. В каждой избушке свои погремушки, и разные семьи решают по-своему. Единственное, что делала лично я — подсказывала детям, что хорошо бы с первой зарплаты брату и сестре по шоколадке купить, а бабушке отнести розочку. Они прислушивались. Думаю, понятно, что и мне, и папе тоже доставались подарки. Здесь родителям важно встретиться со своими ожиданиями: я растил и учил для того, чтобы потом кормили и обслуживали меня, или я растил и учил для того, чтобы мой ребёнок жил отдельной от меня жизнью и не думал, что он мне должен.
#дети
#родителям
#бюджет
В избранное
Комментариев пока нет
В законодательных актах нет отдельного понятия «отец-одиночка». Из-за этого возникает путаница, кого можно отнести к этой категории и в чём отличие от матери-одиночки при назначении пособий и использовании льгот. Разбираемся с терминами и трудовыми, налоговыми и социальными льготами для одиноких отцов.

Иногда внезапная потеря престижной высокооплачиваемой работы может стать прологом к роскошной и беззаботной жизни. Такое возможно, если вы топ-менеджер крупной компании и после увольнения получили солидную компенсацию от работодателя. Рассказываем, откуда взялись такие компенсации и почему их называют золотым парашютом.

Получая карманные деньги, подросток очень быстро распределяет их на важные для него покупки. Но родителей это не устраивает. Они говорят, что нужно экономить. Подросток не осознаёт, зачем это делать. Как повлиять на него через экологическую повестку и привести к экономии и ресурсов, и денег? Рассказывает федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности Ольга Андреева.

Взрослая жизнь предполагает общение с государственными и финансовыми организациями: оформление документов, уплату налогов, получение вычетов. Вчерашнему подростку сложно в этом разобраться — помогите ему выстроить необходимое общение с фискальными органами с пользой для себя и личного бюджета. Своими советами с читателями СберСовы делится Ольга Андреева, федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности.

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruНа этом сайте используются Cookies.
Подробнее
Вам понравилась статья?
0 / 2000