header-image

Стоит ли платить ребёнку за хорошие отметки в школе и помощь по дому

20.12.23

7 мин

Во многих семьях родители не готовы регулярно давать детям карманные деньги. Они считают, что ребёнок должен их заработать: хорошими отметками в школе, помощью по дому и т. д. Но так ли это? И нужно ли монетизировать успехи в учёбе и доброе отношение к членам семьи? На эти вопросы в своей колонке отвечает федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности, педагог и психолог Ольга Андреева.

Поощрять ли успехи в учёбе деньгами

Часто родители пробуют разные варианты мотивации для того, чтобы добиться от ребёнка необходимых действий. И если в дошкольном возрасте стимулом могут быть вкусняшки, доступ к развлечениям или другие формы нематериального поощрения, то со школьниками приходится искать более сложные методы. Иногда родители считают логичным и вполне приемлемым установить с ребёнком договорённость об оплате хороших отметок. Так, по мнению родителей, дети поймут, что приложенные усилия превращаются в заработок. Вполне понятная аналогия со взрослой жизнью.

Мы платим деньги за товар либо услугу. Но что мы приобретаем в этой ситуации? Какой товар берём у ребёнка? Какую услугу мы ему оказываем? Ведь на самом деле это он получает услугу бесплатного общего образования.

Происходит подмена интереса к познанию, проявления своих талантов и способностей в школе на интерес к зарабатыванию денег. А что об этом говорят учителя? Какую перемену они замечают в тех детях, которым родители доплачивают за пятёрки?

Они отмечают, что знания, умения и проявление навыков становятся для этих детей не так важны. На постоянной основе появляется выпрашивание хороших оценок, высокий уровень напряжения, страх перед низкими оценками, монетизация любых отношений, с одноклассниками в том числе.

header-icon

К сожалению, в процессе обучения деньги не являются эффективным мотиватором.

Вот что происходит в том случае, если родители приняли решение платить за пятёрки.

  1. Вначале родители отмечают старание ребёнка, повышение интереса к учёбе. Но продолжается это недолго — от пары недель до нескольких месяцев.
  2. Потом интерес к зарабатыванию гаснет и происходит отказ от «обналичивания» успехов.
  3. Расценки всё время растут, ведь меняются потребности. И в какой-то момент родитель понимает, что уже не может выделять из семейного бюджета такие средства, которые хочет получить ребёнок.
  4. Договорённости отменяются, а основной мотиватор к учёбе — познавательный интерес — уже потерян.

Хотели ли родители такого результата? Вряд ли.

Что делать? Договариваться заново.

Как вдохновить и поддержать стремление к учёбе

Войдите и читайте материалы в полном объёме!

Этот материал относится к специальной рубрике, доступной только авторизованным пользователям. Это бесплатно, а после входа вам будут доступны все курсы СберСовы, специальные рубрики, и вы сможете оценивать и сохранять себе полезные материалы.

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Родителям/

Стоит ли платить ребёнку за хорошие отметки в школе и помощь по дому

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru