Миллионы людей в мире недовольны своими рабочими обязанностями. В США, где служба по найму, адаптации и поддержке работников достаточно развита, 68% человек несчастны на работе.
То же и в России: по данным опроса портала Работа.ру, уволиться по разным причинам хотели бы 63% опрошенных.
Но даже в самой сложной ситуации можно всё изменить: подстроить работу под себя, свои ценности и потребности, чтобы она вновь приносила радость. Впервые о методике job crafting заговорили американские учёные Джейн Даттон и Эми Вржесневская из Мичиганского университета. Они проанализировали работу уборщиц в крупных больницах Среднего Запада, проведя масштабный опрос.
Оказалось, что большинство из респондентов видели в своей работе особую миссию: помогать выздоровлению пациентов. Они считали, что не просто моют полы и убирают туалеты, а создают чистую и уютную атмосферу, помогают больным, общаясь с ними и поддерживая их родных. Иными словами, уборщицы меняли своё отношение к ежедневной однообразной работе и придавали ей новый смысл. Так они чувствовали себя счастливее и работали продуктивнее.
Идею «создания» работы развили последователи американских учёных, написав методические руководства и практикумы для руководителей и работников по персоналу. Но не стоит ждать, когда ваш руководитель внедрит в компании этот подход. Вы сами можете поменять работу, не меняя её в действительности.
Воспользуйтесь тремя способами методики.
Если годами вы работаете в одном и том же месте, выполняете одни и те же задачи снова и снова, очень скоро они превратятся в рутину и потеряют ценность в ваших глазах. А может, ваши рабочие обязанности сразу не привлекали вас, но вы терпели их ради высокой зарплаты и других выгод. Перестаньте жить ожиданием выходного — внесите в ваши рабочие будни то, что вам действительно нравится. Придумайте новые задачи, измените старые или перераспределите их.
К примеру, Светлана работает в отделе маркетинга специалистом по продвижению, но также вынуждена заниматься аналитикой и исследованиями. И эта часть обязанностей её тяготит, ведь она не любит монотонную кропотливую работу и вообще не дружит с цифрами. А коллега Светланы, наоборот, устаёт от постоянной включённости в общение и предпочёл бы заниматься только аналитикой. У Светланы и её коллеги одинаковые должности, но это не значит, что и работу им нужно выполнять одну и ту же. Они составили список общих обязанностей и задач, а потом распределили их в зависимости от интересов каждого.
Или, допустим, Ирина работает в школе педагогом-организатором больше 10 лет. Она энергичный, коммуникабельный человек с неиссякаемой фантазией. Праздники, фестивали, конкурсы, которые она проводит в школе, всегда находят отклик у детей и родителей.
Но со временем работа стала утомлять Ирину: то ли эмоционально выгорела, то ли физически устала. Она проанализировала свою деятельность и нашла то, что её по-настоящему вдохновило бы: решила создать волонтёрский концертный отряд школьников. Дети стали играть спектакли, устраивать концерты не только в школе: отряд выезжал в дома престарелых, детские дома, участвовал в городских и районных мероприятиях. Для Ирины работа обрела новый смысл и ценность, хотя фактически задач и ответственности стало больше.
Возможно, работа станет интереснее, если вы свяжете с ней своё хобби. Любите фотографировать — предложите себя в качестве фотографа на мероприятиях компании. Нравится организовывать людей — проводите командообразующие игры для сплочения коллектива. Скорее всего, от ваших должностных обязанностей совсем отказаться не получится. Но даже небольшие изменения помогут посмотреть на нелюбимую работу с другой стороны.
Порой на работе мы проводим времени столько же, сколько с семьёй, а иногда и больше. Неудивительно, что общение с коллегами и клиентами влияет на наше самочувствие, на то, как мы воспринимаем работу. Если вас окружают не только единомышленники и соратники, но и негативно настроенные коллеги, и вы чувствуете себя в коллективе лишним, не в своей тарелке — попробуйте изменить отношения или построить новые, чтобы общение с другими людьми в рамках работы стало приносить удовольствие и перестало быть формальным. Проанализируйте, с кем из ваших коллег и даже начальников вам неприятно встречаться. Сведите общение с ними к минимуму: пользуйтесь электронной почтой или мессенджером, чтобы меньше встречаться лично. И наоборот, чаще общайтесь с единомышленниками, с кем вам комфортно и интересно работать, кто даёт вам энергию.
Некий Игорь, скажем, работает в строительной фирме. И рабочие условия, и зарплата его вполне устраивают, но желания идти на работу нет: есть проекты, где приходится иметь дело с подрядчиком, который в целом настроен негативно. Избежать общения с ним невозможно — Игорь ответственен за эти проекты. Но сместить фокус внимания на позитив можно: Игорь распланировал рабочее время так, чтобы после встречи со сложным подрядчиком взаимодействовать в другом проекте с приятными и доброжелательными людьми, а во время обеда встречаться с друзьями-коллегами.
Но даже самый строгий руководитель, конфликтный сотрудник или требовательный клиент могут оказаться совершенно иными людьми вне рабочих рамок. Кто-то — любящий и заботливый отец, готовый часами рассказывать об успехах детей. У кого-то есть хобби, где он достиг больших успехов.
У вас могут быть общие интересы, которые сблизят и заставят поглядеть на другого человека по-новому. Нет необходимости становиться с ним близкими друзьями. Достаточно проявить искренний интерес и внимание, чтобы изменить отношения и улучшить рабочую атмосферу.
В книге известного американского писателя Дейла Карнеги «Язык успеха», посвящённой развитию навыков успешного общения, описана интересная ситуация. Некий Чарльз Уолтер, сотрудник нью-йоркского банка, встречался по рабочим вопросам с президентом крупной фирмы. Встреча оказалась неудачной и не принесла никаких результатов. Президент не шёл на контакт, общался с неохотой. Был один лишь момент, когда он оживился: секретарь заглянула в кабинет и сказала, что сегодня для него нет марок. Он пояснил Уолтеру, что его 12-летний сын коллекционирует марки. В следующий раз Уолтер захватил на встречу несколько марок для мальчика. Они долгое время рассматривали коллекцию и фотографии сына главы компании, а потом быстро и позитивно решили все рабочие вопросы.
Одной из самых частых причин недовольства своей работой можно считать потерю её смысла и ценности. Если вам кажется, что работа не приносит пользы обществу или не является престижной; если вы готовы уволиться, даже когда за неё хорошо платят, то знайте — в этом вы не одиноки. Судя по результатам опроса, проведённого порталом Работа.ру, так же считают 17% россиян.Третий способ предлагает изменить отношение к работе: разглядите миссию за рутиной.
К примеру, Иван работает начальником хозотдела в крупном предприятии. Сначала ходил туда без радости: казалось, что мало людей понимают ценность этой деятельности, считают Ивана обслуживающим персоналом.
Однако если кто-то сломает ногу, поскользнувшись, или прорвёт воду и зальёт три этажа с ценной аппаратурой, ответственность ляжет на плечи завхоза. Работа объёмная и тяжёлая, но необходимая. И в какой-то момент Иван понял, что он — хозяин большого дома, что от него зависит уют и порядок. Он почувствовал значимость своей работы и нашёл вдохновение. Прошло много лет, к Ивану относятся с уважением и считают ценным работником. Хотя руководство предприятия уже не раз менялось.
Увидеть ценность в своей работе можно, посмотрев на неё и с точки зрения клиента: как вы влияете на него, как меняете его жизнь.
Однажды это помогло Галине, мастеру по изготовлению игрушек, пережить аврал на работе и не отказаться от по-настоящему любимого дела. Перед праздниками объём работы их мастерской увеличивается втрое. Приходится трудиться по 12-14 часов в день. Если мастер не справляется и не укладывается в определённый срок, его наказывают штрафом. В такие моменты работа даётся Галине особенно трудно. Но она представляет лица ребят, которые ждут сейчас подарки, и буквально ощущает восторг детей, получивших её игрушки. Это придаёт смысл работе и всё компенсирует.
И, конечно, ценность любой работы в том, что вы получаете от неё для вашей жизни и благополучия. Если вы терпите работу ради высокой зарплаты, увидьте её ценность в вознаграждении: каждый раз, получив зарплату, радуйте лично себя каким-то подарком, тем, что вас вдохновляет.
А если ни зарплата, ни какие-то другие рабочие моменты вас не устраивают, попробуйте посмотреть в перспективу. Допустим, вы работаете менеджером и предлагаете товар или услуги компании, обзванивая клиентов. Часто на эту работу устраиваются молодые люди в начале своей трудовой деятельности. В чём же ценность такой работы? Допустим, в возможности совмещать её с учёбой. Попробуйте мыслить себя тем, кем вы будете работать в будущем, и воспринимайте труд сейчас как ступень в своей карьере.
Воспользуйтесь этими тремя способами и, возможно, вам не придётся искать новую работу или терпеть нелюбимое дело.
#любопытно
#работа
Вам понравилась статья?
В избранное
В ноябре 2022 года население Земли превысило 8 млрд человек. Ещё некоторое время прирост продолжится, но уже в этом веке может достичь пика и перейти к сокращению. Почему рост населения на нашей планете скоро может прекратиться и каковы вероятные последствия этого для экономики, рассказываем в статье СберСовы.
Нередки случаи, когда после наступления пенсионного возраста сотрудник продолжает работать. Например, его устраивает график, заработная плата и коллектив — и всё это оставлять ему совсем не хочется. О том, какие льготы положены сотрудникам-пенсионерам — в материале СберСовы.
Хороший начальник сможет выявить и развить сильные стороны сотрудника, убережёт от ненужной суеты, даст почувствовать себя вовлечённым и нужным. Плохой способен свести на нет все ваши усилия и сделать жизнь невыносимой. СберСова рассказывает, как уже на стадии собеседования понять, стоит ли иметь дело с этим работодателем.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru