09.09.22
3 мин
47% респондентов назвали себя финансово грамотными. При этом повысить уровень своих знаний в финансовой сфере хотели бы 39% жителей нашей страны.
Несмотря на высокую оценку своей финансовой грамотности, 77% опрошенных признались в том, что не разбираются в инвестиционных, страховых и пенсионных продуктах, и почти столько же (76%) — в том, что не умеют читать финансовые документы.
При этом две трети опрошенных (65%) уверены, что умеют распоряжаться семейным бюджетом, 58% способны распознать финансового мошенника, почти половина (48%) сообщили, что умеют копить.
Знания по финансовой тематике россияне преимущественно черпают из публикаций в специализированных СМИ и книг (46%), а также из материалов обычных СМИ (35%). Треть участников исследования (32%) получили финансовые знания в вузе (32%), ещё 16% обращаются к специальным блогам и шоу.
Высоко свои знания оценивают россияне в возрасте 31−40 лет (66%) и с высшим образованием (59%). Люди в возрастных категориях 41−50 лет и 51−60 лет чувствуют себя менее уверенно: только 45% и 35% представителей этих возрастных групп высоко оценили уровень финансовой грамотности. Среди россиян со средним и средним техническим образованием финансово грамотными считают себя лишь 33% и 27% соответственно.
Что касается конкретных навыков, то:
Говоря о преимуществах высокого уровня финансовой грамотности, 29% респондентов сообщили, что эти знания могут пригодиться для эффективного формирования накоплений на пенсию. 28% считают, что высокий уровень финграмотности поможет получить дополнительный доход, 27% — зарабатывать на фондовом рынке, 25% — накопить на будущее.
Примечательно, что только 41% россиян считает, что уровень финансовой грамотности сказывается на доходе. Чаще других такого мнения придерживаются респонденты в возрасте 18−30 (92%) и 31−40 лет (69%). При этом представители более старшего поколения в меньшей степени прослеживают такую зависимость: так считают лишь 23% опрошенных в возрасте 41−50 лет и только 12% в возрасте 51−60 лет.
Наибольшей востребованностью пользуются вопросы пенсионной системы, ипотеки и страхования. Повышение финансовой грамотности населения — одна из наших приоритетных задач. Сбер предлагает широкий выбор продуктов для управления своим благосостоянием: от защитных и сберегательных до инвестиционных. Максимальную пользу клиентам они смогут принести, если подходить к их выбору с пониманием совокупных возможностей. Опрос показал, что почти 40% россиян хотели бы повысить свой уровень финансовых знаний. Откликаясь на этот запрос, Сбер запустил образовательный ресурс СберСова. Здесь можно получить ответы на любые вопросы из мира финансов, научиться управлять личным бюджетом, разумно инвестировать и осознанно тратить свои сбережения.
Игорь Кобзарь, и. о. руководителя блока «Управление благосостоянием» СберБанка
Вам понравилась статья?
В избранное
Инвестиции для всех: как создавать капитал без миллионов и знаний о финансах
Новички на фондовом рынке часто думают, что инвестиции — это сложно. Нужно много знаний, времени и денег. При этом риски зашкаливают: случится очередной кризис, и всё сгорит! Эти страхи по-человечески очень понятны, но есть действенный способ справиться с ними. Вот несколько правил, которые помогут разобраться в вопросе и начать создавать свой капитал.
Договор поколений: финансовое воспитание от бабушки и дедушки
Начиная финансовое воспитание, родители надеются на быстрое усвоение детьми полученных знаний. Что может этому помешать? Отсутствие согласованных действий между родственниками из разных поколениями. Следовательно, необходимо договариваться со всеми взрослыми членами семьи. Ольга Андреева, федеральный эксперт АРФГ, рассказывает, как создать единый вектор развития финграмотности в рамках одной семьи.
Как поменять работу, не меняя её: три способа
Если ваша работа перестала приносить удовольствие, кажется рутинной и бессмысленной, не спешите увольняться. Поменять компанию или даже профессию вы всегда успеете. Дайте вашей работе второй шанс и влюбитесь в неё вновь, как говорится, «по собственному желанию». А поможет в этом job crafting (переводится буквально как «создать работу») — метод, набирающий популярность во всём мире. Рассказываем подробнее о нём и о том, зачем он нужен.
Господа артельщики: как возникло и менялось кооперативное движение
Одна из популярных форм финансового объединения в дореволюционной России — так называемые потребительские общества. В кооперации люди открывали лавки, столовые, детские ясли, что угодно. Участвовали в этом социальном эксперименте все: от декабристов и студентов до чиновников и священников.
Умение распоряжаться бюджетом и распознать мошенника — главные навыки финансовой грамотности россиян
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru