Как подготовить к самостоятельной финансовой жизни

Урок 1

Возрастные особенности и финансовые задачи старшеклассников

10 мин

header-image

Дорогие родители, добро пожаловать на курс о финансовом воспитании старшеклассников 15-18 лет!

Этот курс продолжает программу, посвящённую финансовому воспитанию детей. Она состоит из пяти курсов:

  1. Как воспитать финансово грамотного ребёнка — базовый курс, который подойдёт всем родителям независимо от возраста детей;
  2. Как объяснить, откуда берутся деньги курс для родителей дошкольников (3-6 лет);
  3. Как научить управлять карманными деньгами — этот курс подойдёт родителям детей 7-10 лет;
  4. Как привить финансовую осознанность детям курс, который подойдёт родителям подростков 11-14 лет;
  5. Как подготовить к самостоятельной финансовой жизни курс, который вы сейчас изучаете. Он подойдёт родителям старшеклассников 15-18 лет. Мы обсудим возрастные особенности, рассмотрим стоящие перед учениками старших классов финансовые задачи, а также то, чем им могут помочь родители. Поделимся самыми актуальными финансовыми навыками и полезными упражнениями для финансового развития. Изучим личный опыт ребят и поговорим с экспертом о спорных вопросах финансового воспитания.

А вы знаете, какой вы родитель?

Откройте ваше мобильное приложение СберБанк Онлайн, вызовите виртуального ассистента Салют, нажав на зеленый шар, и спросите «Какой я родитель?»

Ответьте на несколько вопросов и узнайте, к какому типу родителей относитесь вы.

15-18 лет — период ранней юности, когда ребята заканчивают старшую школу. Конечно, к этому возрасту основные финансовые навыки уже могут быть сформированы, впереди — новый период самостоятельной жизни, когда надо будет проявлять то, чему они научились, и доверять своим финансовым умениям. А если чего-то не хватило, то добирать уже на практике реальной жизни.

Особенности развития детей от 15 до 18 лет

  • В отличие от подросткового периода, в котором можно было наблюдать некоторое несоответствие физического и психического развития, сейчас всё гармонизируется.
  • Центральное место занимает формирование личной идентичности, чувства преемственности, исследование собственного «Я». Развиваются самосознание, рефлексия. Старших подростков привлекает возможность узнать о себе и своих способностях что-то новое. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.
  • Юность — пора становления мировоззрения. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно-логическое и теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость.
  • Обучение приобретает большую ценность, чем раньше, и всё больше времени посвящается образованию. Старший подросток миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. Приобретение знаний связывается с планированием будущего. Молодые люди ищут себя, пробуют разные роли, исследуют собственные возможности.
  • В эмоциональной сфере может сохраняться ранимость и чувствительность. Болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Юноши и девушки могут быть уже способны к глубоким взрослым переживаниям, серьёзным и устойчивым чувствам. Улучшаются коммуникативные навыки, развиваются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.
  • Для ребят по-прежнему значимо общение со сверстниками, оно становится глубже и интенсивнее, есть желание видеть в родителях друзей или равноправных партнёров.
  • Старший подросток достиг физической зрелости, его интеллект развит и иногда превышает уровень своих наставников, но ребёнок всё равно находится на содержании у родителей и имеет фактически те же права и обязанности, что и школьники более младшего возраста. Его деятельность может оставаться жёстко регламентированной взрослыми, а возможность проявить инициативу не всегда существует. Это может стать конфликтным моментом.

Родителям важно искусственно не затягивать детство, ведь перед ребятами уже стоит необходимость принятия серьёзных жизненных решений, и лучше, если это будут их собственные решения, а не родительские.

Задачи финансового развития старшеклассников

Кажется, что основные финансовые навыки уже усвоены, а остальное ребёнок наверстает, когда начнёт жить самостоятельно. Но чаще всего реальная ситуация другая.

Некоторые ребята пропустили важные этапы финансового развития, и теперь их нужно навёрстывать. А кто-то уже сделал такой рывок вперёд, что может сам себя обеспечивать и не зависеть от родителей.

Перечислим основные задачи, которые стоят перед подростками 15-18 лет. Так вы поймёте, с какими навыками нужно помочь ребёнку.

  • Обсуждать деньги внутри семьи. Не бойтесь затронуть сложные вопросы: будущее, крупные траты, оплата образования и передача собственности.
  • Самостоятельно зарабатывать. Важно, чтобы ребёнок пробовал зарабатывать деньги самостоятельно. Опыт подработки поможет ему научиться полагаться на свои силы и попробовать себя в новой социальной роли.
  • Углубить знания об инвестициях и кредитовании. Совершеннолетие сделает доступными для подростка кредитные карты и брокерские счета. Так как в юности сложно осознать возможные риски, это может стать опасным моментом. Поэтому важно разобраться с кредитами и инвестициями заранее.
  • Разобраться в налогах. Какие налоги существуют, как заполняется налоговая декларация, как оформлять налоговые вычеты.
  • Составить финансовый план. Ребятам важно системно взглянуть на своё будущее, прикинуть ближайшие финансовые цели.
  • Самостоятельно организовать быт или отдых. Например, поездку с друзьями. Здесь можно многое понять об ответственности и непредвиденных ситуациях. Научиться планировать ресурсы так, чтобы хватило на всё без родительской помощи.
  • Выстраивать равные отношения внутри семьи. Родителям будет полезно искать компромисс с подросшими детьми и договариваться вместо того, чтобы использовать свой авторитет. Это поможет детям подготовиться к самостоятельной жизни.
  • Учиться на ошибках. В этом возрасте финансовые промахи не критичны, но они помогают сделать правильные выводы.
Картинка блока

Вот некоторые из финансовых ошибок старшеклассников:

  • Неумение соотносить свои возможности с потребностями и желаниями. Подросток может не рассчитать свой бюджет и ждать, что родители добавят ещё денег. Поощрение такого поведения формирует безответственное отношение к личным деньгам.
  • Необдуманные и эмоциональные траты. Ребёнок может купить что-то ненужное под влиянием эмоций. Поддаться потребительским соблазнам можно в любом возрасте. В юности цена ошибки не так велика, главное — не попасть в зависимость.
  • Одержимость вещью, желание получить её любой ценой. Стремление пополнить свою коллекцию или следование моде может привести к нездоровым финансовым последствиям вплоть до воровства;
  • Гиперответственность. В своём стремлении быстрее стать взрослым и финансово независимым можно не рассчитать свои силы и время, перетрудиться и выгореть, забыв про учёбу;
  • Неблагодарность. Ещё одна частая ошибка — это принимать все материальные блага, которые родители вложили в развитие своего ребёнка, как данность, не быть благодарным.

Задача взрослых

Помочь осознать ошибки и извлечь из них уроки. Не акцентируйте внимание на негативных моментах, а подчеркните, чему удалось научиться. Такой подход сформирует рациональное поведение в личных и семейных финансах, что очень важно для самостоятельности.

Если коротко

  • Ребята в 15-18 лет очень близки к финансовой самостоятельности, и главная задача родителей — отпустить их во взрослую жизнь.
  • Партнёрские отношения с подросшими детьми — хороший вектор для родителей, которые хотят сохранить доверительные отношения на всю жизнь.
  • На этом этапе у детей могут быть финансовые ошибки — их цена ещё не так велика, поэтому к ним стоит относиться как к учебным ситуациям.

Что дальше

В следующем уроке поговорим о подходящих ситуациях и инструментах, которые помогут старшеклассникам приобрести недостающий опыт в управлении финансами.

Проверьте себя

В 18 лет молодые люди становятся полностью дееспособными. Что это значит с точки зрения их личных финансов?

Возможно несколько вариантов ответов.

Урок 2

Финансовые навыки, актуальные для старшеклассников

Следующее задание

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru