Каждый день мы сталкиваемся с тысячами
товарных знаков. Они окружают нас повсюду — шильдики на капотах автомобилей,
звуковые заставки телепередач, бирки на одежде и даже формы упаковки любимых напитков.
СберСова рассказывает, зачем нужен товарный знак и как самому его
зарегистрировать.
Согласно Гражданскому кодексу,
товарный знак — это «обозначение, служащее для
индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей».
Товарный знак является интеллектуальной собственностью и охраняется законом.
Таким
обозначением может быть что угодно — не только картинка, но и звук, текст,
форма упаковки. Словом, всё, благодаря чему покупатели узнают продукцию
конкретного производителя.
Назад в
прошлое
Прототип товарного знака
появился очень давно, около 5 тысяч лет до нашей эры, вместе с началом
производства глиняной посуды. В те времена гончары оставляли на своих творениях
клеймо — знак, который свидетельствовал о месте производства, а также о
подлинности и качестве товара.
В России первые товарные
знаки были введены в 1667 году, когда Новоторговый устав обязал всех
производителей оставлять на своих товарах клеймо.
Чем
товарный знак отличается от бренда и торговой марки
Бренд — это смысловая
составляющая продукта, комплекс ассоциаций и образов, связанный в нашей
голове с какой-то компанией или товаром. А товарный знак — лишь составная часть
бренда, это юридически защищённые надписи, цвета, звуки и так далее.
Бренд нельзя зарегистрировать,
но можно зарегистрировать отдельные элементы, входящие в него. В конце концов,
производитель не может зарегистрировать ассоциации покупателей, связанные с его
продуктом. А это и есть основная часть понятия «бренд».
Торговая марка — термин,
который имеет несколько трактовок. В разговорной речи торговая марка часто
считается синонимом товарного знака, но охватывает более широкий спектр
понятий, например, включает все обозначения, которые индивидуализируют как
производителя, так и его продукцию. А в юридическом контексте используется
исключительно термин «товарный знак».
Что
можно, а что нельзя регистрировать
Чаще всего в качестве
товарных знаков регистрируют логотипы и названия, но этими категориями
товарный знак не ограничивается.
Можно зарегистрировать:
- слово,
сочетание букв или слов. Это может быть название, слоган, девиз;
- изображение без текста;
- звук — это может быть джингл, природные или бытовые шумы, голосовой фрагмент и прочее;
- вкус — можно зарегистрировать вкусовые свойства продукта;
- запах, аромат продукта;
- трёхмерный объект. К этой категории относится уникальная форма упаковки товара или фрагмент упаковки;
- свет. Чаще всего относится к осветительным приборам, которые используются в наружной рекламе;
- цвет. Можно выбрать и зарегистрировать цветовой оттенок, который использует ваша компания;
- изменяющееся изображение. Картинка, например, на сайте, которая изменяется при взаимодействии с ней — клике, наведении курсора и не только;
- комбинированный знак, который включает несколько категорий одновременно. Самый частый товарный знак этого типа — изображение с надписью;
- голограмма. Такие товарные знаки можно увидеть, например, на банковских картах;
- позиционный знак, то есть конкретное расположение и размер товарного знака на упаковке или на самом товаре;
- осязательный знак. Это тактильно-сенсорное обозначение — к примеру, шрифт Брайля.
Что регистрировать нельзя:
- государственные и
культурные символы (например, герб России или «Мону Лизу»);
- уже существующие, но видоизменённые товарные знаки (если изменить две буквы в названии известного бренда — ваш товарный знак с большой вероятностью не пройдёт экспертизу по существу);
- общепринятые символы и названия (нельзя зарегистрировать товарный знак «Пломбир» для мороженого или «Вишнёвый» для сока с вишней);
- образы и обозначения, которые могут ввести людей в заблуждение (попытка выдать себя за другую компанию путём создания похожего товарного знака);
- обозначения, противоречащие нормам морали и гуманности (к примеру, нецензурные слова и изображения).
Кому
стоит регистрировать собственный товарный знак
Чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно быть либо юридическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем.
Заняться
этой процедурой стоит в следующих случаях:
- вы развиваете свой
бренд или ведёте бизнес;
- ваши товары и услуги пользуются популярностью и вы уверены в их качестве;
- вы хотите защитить свой бренд от незаконного использования.
Судебные процессы в связи с использованием
чужих товарных знаков идут как в России, так и за рубежом с завидной
регулярностью. Крупные компании подают в суд на мошенников, которые
подделывают товарные знаки или копируют символику известных всем брендов, чтобы
привлечь покупателей. Если бы товарные знаки не были зарегистрированы, у
компаний не было бы возможности отстоять свои права.
Впрочем, выбор всегда за предпринимателем,
регистрация товарного знака — процедура добровольная.
Для регистрации нужно обратиться в Роспатент и выполнить следующие шаги.
- Подготовить документы.
Все необходимые шаблоны можно найти на сайте Роспатента.
- Оплатить пошлину за формальную экспертизу и экспертизу по существу. Формальная экспертиза — это проверка отправленных вами документов, а экспертиза по существу — проверка вашего товарного знака на уникальность и соответствие законам.
- Подать документы: онлайн на сайте, по почте или в главном офисе Роспатента.
- Дождаться результатов формальной экспертизы и экспертизы по существу.
- Если экспертиза прошла успешно — оплатить регистрацию товарного знака и свидетельство о получении.
Два совета по регистрации
товарного знака
- Перед оформлением
заявки проведите проверку. Убедитесь, что желаемое наименование не является уже
зарегистрированным чужим товарным знаком. Проверить зарегистрированные товарные
знаки можно в открытом реестре Роспатента. Так вы сможете скорректировать свою заявку
и повысить шансы на её утверждение.
- Придумайте неочевидное название/изображение/звук — словом, то, что будет вашим товарным знаком. Уникальность и редкость поможет снизить риск столкновения с патентным троллем. Патентные тролли — это люди или компании, которые регистрируют на себя часто используемые изображения или слова, а затем требуют процент от продаж или подают в суд на тех, кто пользуется «их» интеллектуальной собственностью.