Бухгалтерский баланс: что это, зачем нужен и как составить

18.08.23

10 мин

header-image

Что такое и зачем нужен бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс

— это документ, который помогает компании отследить своё финансовое состояние. Обычно доступ к нему имеют только ключевые люди в организации, они же используют его для собственных целей. Например, генеральный директор или акционеры компании могут понять, куда движется компания и что нужно скорректировать в её стратегии или учёте доходов и расходов, чтобы выправить положение.

Бухгалтерский баланс является внутренним документом, однако его необходимо предъявлять и внешним участникам. Например, каждый год отдавать в налоговую инспекцию для проверки деятельности компании. Также этот документ может попросить банк для вынесения решения о выдаче кредита. Потенциальные новые инвесторы и крупные заказчики тоже наверняка захотят ознакомиться с этим документом. Кстати, у ФНС даже есть отдельный Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчётности — так называемый ГИР БО.

Бухгалтерский баланс относится к обязательной финансовой отчётности для юридического лица в России. Он позволяет понять, какое имущественное положение сейчас у организации, и на постоянной основе вести учёт доходов и расходов. Для этого предусмотрено несколько специальных статей или разделов.

Баланс считается одной из основных частей бухгалтерской отчётности юрлица, которая необходима для ведения точного и эффективного бухгалтерского учёта.

Как сдавать финансовую отчётность

  • Ежегодно и в соответствии с законом и принятыми внутри компании правилами (устав, другие учредительные документы и не только).
  • В обязательном порядке — собственникам и учредителям компании, а также территориальным органам государственной статистики по месту регистрации (чаще всего — в ФНС).
  • Дополнительно — по требованию лиц, имеющих доступ к отчётности.
  • В течение 90 дней после окончания отчётного года.

Из чего состоит бухгалтерский баланс организации

У этого документа только две основных части, или две стороны (левая и правая) — активы и пассивы.

В идеале вычитание одних из других должно давать 0, то есть итоговые расчёты по обеим этим частям должны быть равны друг другу. В этом случае считается, что баланс сошёлся. Во всех других случаях необходимо будет пересчитать основные статьи документа и проверить точность бухгалтерских вычислений.

Активы включают в себя всё то, чем владеет компания.Пассивы преимущественно состоят из капитала и резервов.
Главным образом это имущество — не только его состав, но и стоимость. Здесь идёт учёт того имущества, которое способно тем или иным образом приносить компании доход. Также в активы включаются денежные средства компании — как те, которые есть у неё на руках (например, в кассе), так и хранящиеся на счетах в банках.При этом сюда включается уставный капитал, внесённый при создании компании. Кроме того, в пассивы входят обязательства компании. Это может быть, например, задолженность перед банком или иными кредиторами.

Основные разделы бухгалтерского баланса

  • Внеоборотные активы (I).
  • Оборотные активы (II).
  • Капитал и резервы (III).
  • Долгосрочные обязательства (IV).
  • Краткосрочные обязательства (V).

Первые два раздела относятся к активам, последние три — к пассивам.

Каждый из разделов также делится на подразделы. Например, внеоборотные активы включают в том числе нематериальные активы, то есть не имеющие физической формы. К ним относятся купленное или созданное компанией программное обеспечение, полученные патенты на изобретения, созданные сотрудниками компании научные исследования, зарегистрированные товарные знаки и другое. Каждый пункт этого списка имеет свою стоимость, несмотря на виртуальный вид.

Для точного бухгалтерского учёта крайне важно максимально подробно вести бухгалтерский баланс. Своевременная сдача финансовой отчётности также является обязательным пунктом для компании. Всё это поможет избежать начисления пени и появления дополнительных вопросов у налоговой.

Виды бухгалтерского баланса

Принято выделять несколько видов этого бухгалтерского документа. Они подразделяются по ряду критериев.

Виды баланса по времени формирования:

  • вступительный (1);
  • начальный (2);
  • промежуточный (3);
  • заключительный (4).

Самый первый вариант документа можно назвать тестовым. Он составляется при создании организации и главным образом отражает формирование её уставного капитала. Это действие аналогично отражается в отдельной части и других документов бухгалтерского учёта.

Второй вариант формируется по итогам последнего года работы, третий — создаётся на ежеквартальной основе, четвёртый составляет ликвидационная комиссия в случае закрытия компании.

Также бухгалтерский баланс можно разделять на основании полноты предоставленной информации: общий, если отражена деятельность всей компании, и частный — если отдельного подразделения. Этот бухгалтерский документ также можно составлять ежеквартально и ежемесячно.

Если речь идёт про группу компаний, то можно выделить баланс единичный (составлен по одной компании), сводный (содержит данные нескольких организаций) и консолидированный (если речь идёт об общем балансе нескольких взаимосвязанных организаций).

Кроме этого, баланс может быть:

  • текущим (составлен на последнюю отчётную дату);
  • санируемым (если компания проходит процедуру оздоровления);
  • объединительным или разделительным (при одноимённых процессах в организации);
  • инвентарным (по результатам инвентаризации);
  • книжным (по учётным данным);
  • генеральным (книжный плюс инвентарный);
  • брутто (включает данные регулирующих статей — наценка, резервы, амортизация);
  • нетто (не включает данные регулирующих статей);
  • предварительным (пробным);
  • окончательным;
  • отчётным;
  • прогнозным.

Форма бухгалтерского баланса

Сама форма этого документа представлена в табличном виде, и многие начинающие специалисты думают, что им всё и ограничивается. На самом деле это многостраничный документ со своими правилами заполнения. При этом сама его форма строго регламентирована Министерством финансов наравне с другими документами бухгалтерской отчётности. Здесь можно найти инструкцию по заполнению.

Начинается бухгалтерский баланс с титульного листа. Здесь приводятся все основные данные о компании и указывается единица измерения финансовых показателей в документе — обязательно в тысячах рублей.

Титульный лист должен содержать:

  • дату составления документа;
  • вид сдачи отчётности;
  • полное юридическое наименование организации;
  • ИНН организации;
  • вид экономической деятельности юрлица;
  • организационно-правовую форму или вид собственности;
  • юридический адрес.

Если деятельность компании подлежит обязательному аудиту, это также должно быть указано.

Можно заполнять баланс по старинке, а можно использовать различные специализированные программы. Второй вариант намного быстрее и точнее, чаще всего в качестве него используется «1С:Бухгалтерия».

Когда сдаётся бухгалтерский баланс

Не все участники предпринимательской деятельности ведут эту форму отчётности. Например, у индивидуальных предпринимателей она не предусмотрена, так как за ними не закреплена обязанность вести бухгалтерский учёт. ИП могут вести её по своему желанию для личных нужд, но сдавать его в ФНС не требуется. В то же время некоторые юридические лица вправе вести учёт и сопутствующие ему документы по упрощённой системе.

На сдачу баланса законом предусмотрено ровно 90 дней с момента окончания отчётного периода, в данном случае — календарного года. Даже если организация была зарегистрирована 25 августа, окончанием отчётного периода для неё станет 31 декабря, а сам отчётный период составит 4 месяца с небольшим (если компания не подпадает под какие-нибудь исключения).

К исключениям относится, например, случай ликвидации компании. Тогда отчётный период закончится для неё датой внесения в ЕГРЮЛ информации о завершении процедуры ликвидации. Подготовить и сдать отчётность следует в течение 90 дней с этого момента.

Если компания зарегистрируется после 30 сентября, то отчётный период для неё будет увеличен до 31 декабря следующего года. Тогда в финансовой отчётности ей необходимо будет указывать период более 12 месяцев (с 1 октября текущего года по 31 декабря следующего года).

Важный момент

Баланс или любой официальный годовой отчёт должен быть составлен по 31 декабря включительно, а сдан не позднее 31 марта следующего года (в любой день марта). В принципе датой составления любой финансовой отчётности будет последний календарный день отчётного периода.

#словарь

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Экономика/

Бухгалтерский баланс: что это, зачем нужен и как составить