Оферта: предложение, от которого можно отказаться

17.01.23

6 мин

header-image

Все не раз слышали рекламу по радио, в конце которой диктор скороговоркой проговаривает «не является публичной офертой». Что такое оферта и почему важно, является ли она публичной, а главное, какие возможности это даёт — разбираем в этом материале.

Само слово происходит от латинского offero, что значит «предлагать». Собственно, оферта — это и есть предложение купить товар на определённых условиях. От этого же слова происходит оффер, то есть предложение по работе. Но если оффер — просто разговорный новояз, то понятие оферты закреплено в статье 435 Гражданского кодекса РФ.

Давайте разберёмся подробнее, что же написано в законе.

«Это адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение»

Оферта может быть частной (например, онлайн-магазин предлагает вам персональную скидку в честь дня рождения) и публичной (когда супермаркет выставляет ценник на товар).

«Считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение»

То есть поменять условия или отказаться от сделанной оферты невозможно. На этом основании можно с полным правом требовать, чтобы товар был продан по цене на этикетке, даже если кассир говорит, что её не успели поменять, или программа не даёт пробить указанную цену. Предложение было сделано (цена на ценнике), вы его приняли (принесли товар на кассу) — продавец обязан выполнить обязательство и продать по указанной цене.

«Оферта должна содержать существенные условия договора. Оферта связывает направившее её лицо с момента её получения адресатом»

А вот какие именно условия и где они содержатся — закон не объясняет. Поэтому многие продавцы пишут свои собственные условия продажи, покупки и прочие документы, где устанавливают ограничения, даже такие — «цена может измениться по независящим от продавца обстоятельствам». Но все эти ограничения теряют силу, если они противоречат законодательству, например, закону о защите прав потребителей.

«Не является публичной офертой» и другие попытки уйти от ответственности

Рекламное время стоит дорого, и всё равно его тратят на эту скороговорку — но имеет ли это хоть какой-то практический смысл? На самом деле почти никакого. Обычно в таких объявлениях нет подробных условий, цены называются от стольки-то рублей, а скидки до стольки-то процентов, а не конкретно.

В этом случае речь идёт о рекламе, которая становится офертой, только когда в неё включаются точные данные о предлагаемом продукте и цене (метраж квартиры, точная стоимость). Поэтому прийти к застройщику и требовать от него квартиру точно за 4 млн рублей со скидкой 30% — не получится. Когда доходит до больших денег, компании аккуратны и осторожны со своими обещаниями.

А вот другие попытки не выполнить свои обязательства вполне можно пресечь.

Часто нарушения могут быть ненамеренными. Например, вы увидели парфюм со скидкой 70%, положили в корзину и оформили заказ. А затем продавец сообщает, что произошла ошибка, товара больше нет, вы можете купить другой или такой же, но уже дороже. Даже если это действительно был сбой, а вы не оплатили товар — оферта была сделана и принята. Сайт может ссылаться на свои собственные условия и отказываться предоставлять вам товар, но в этом случае невыполнение взятых на себя обязательств — прямое нарушение Закона о защите прав потребителей и ГК: только покупатель может в одностороннем порядке отказаться от своего намерения.

Супермаркеты обычно идут навстречу и продают товар по старой цене. Не стесняйтесь требовать, это ваше законное право. А вот интернет-магазины иногда считают, что вряд ли кто-то пойдёт в суд из-за неполученной случайной скидки. Если же у вас такое намерение есть, а цена вопроса для вас существенна или просто это дело принципа — шансы, что суд примет решение в пользу покупателя, очень велики.

В конце концов, никакой магазин не должен вводить в заблуждение покупателя и рассчитывать, что и так сойдёт. Поэтому всегда имеет смысл напомнить продавцу об обязательствах — и, возможно, попросить скидку за то, что вы указали на ошибку и помогаете её исправить. А ссылка на нашу статью и Гражданский кодекс поможет вам быть убедительнее.

#словарь
#права потребителей

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Экономика/

Оферта: предложение, от которого можно отказаться

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru