Само слово происходит от латинского offero, что значит «предлагать». Собственно, оферта — это и есть предложение купить товар на определённых условиях. От этого же слова происходит оффер, то есть предложение по работе. Но если оффер — просто разговорный новояз, то понятие оферты закреплено в статье 435 Гражданского кодекса РФ.
Давайте разберёмся подробнее, что же написано в законе.
Оферта может быть частной (например, онлайн-магазин предлагает вам персональную скидку в честь дня рождения) и публичной (когда супермаркет выставляет ценник на товар).
То есть поменять условия или отказаться от сделанной оферты невозможно. На этом основании можно с полным правом требовать, чтобы товар был продан по цене на этикетке, даже если кассир говорит, что её не успели поменять, или программа не даёт пробить указанную цену. Предложение было сделано (цена на ценнике), вы его приняли (принесли товар на кассу) — продавец обязан выполнить обязательство и продать по указанной цене.
А вот какие именно условия и где они содержатся — закон не объясняет. Поэтому многие продавцы пишут свои собственные условия продажи, покупки и прочие документы, где устанавливают ограничения, даже такие — «цена может измениться по независящим от продавца обстоятельствам». Но все эти ограничения теряют силу, если они противоречат законодательству, например, закону о защите прав потребителей.
Рекламное время стоит дорого, и всё равно его тратят на эту скороговорку — но имеет ли это хоть какой-то практический смысл? На самом деле почти никакого. Обычно в таких объявлениях нет подробных условий, цены называются от стольки-то рублей, а скидки до стольки-то процентов, а не конкретно.
В этом случае речь идёт о рекламе, которая становится офертой, только когда в неё включаются точные данные о предлагаемом продукте и цене (метраж квартиры, точная стоимость). Поэтому прийти к застройщику и требовать от него квартиру точно за 4 млн рублей со скидкой 30% — не получится. Когда доходит до больших денег, компании аккуратны и осторожны со своими обещаниями.
А вот другие попытки не выполнить свои обязательства вполне можно пресечь.
Часто нарушения могут быть ненамеренными. Например, вы увидели парфюм со скидкой 70%, положили в корзину и оформили заказ. А затем продавец сообщает, что произошла ошибка, товара больше нет, вы можете купить другой или такой же, но уже дороже. Даже если это действительно был сбой, а вы не оплатили товар — оферта была сделана и принята. Сайт может ссылаться на свои собственные условия и отказываться предоставлять вам товар, но в этом случае невыполнение взятых на себя обязательств — прямое нарушение Закона о защите прав потребителей и ГК: только покупатель может в одностороннем порядке отказаться от своего намерения.
Супермаркеты обычно идут навстречу и продают товар по старой цене. Не стесняйтесь требовать, это ваше законное право. А вот интернет-магазины иногда считают, что вряд ли кто-то пойдёт в суд из-за неполученной случайной скидки. Если же у вас такое намерение есть, а цена вопроса для вас существенна или просто это дело принципа — шансы, что суд примет решение в пользу покупателя, очень велики.
В конце концов, никакой магазин не должен вводить в заблуждение покупателя и рассчитывать, что и так сойдёт. Поэтому всегда имеет смысл напомнить продавцу об обязательствах — и, возможно, попросить скидку за то, что вы указали на ошибку и помогаете её исправить. А ссылка на нашу статью и Гражданский кодекс поможет вам быть убедительнее.
Вам понравилась статья?
В избранное
Простыми словами: что такое мисселинг и как его избежать
Мисселинг (от англ. misselling) — это недобросовестные продажи: когда потенциальных клиентов намеренно вводят в заблуждение, чтобы продать те или иные товары и услуги. Поэтому важно разобраться, что такое мисселинг, и понять, как не стать его жертвой. Об этом — в нашем материале.
Какие ваши риски: зачем в страховании нужен андеррайтер
Внимательно изучив условия в страховой компании, Ирина решила оформить договор накопительного страхования жизни. На вопрос о цене полиса менеджер ответил Ирине, что окончательные условия станут известны после рассмотрения её анкеты андеррайтером. Разберёмся, что это за таинственный сотрудник и какова его роль.
Экология. Главная инвестиция современности
В последнее время всё больше растёт мода на экологичность: одежда из секондов, электробусы, бумажная упаковка вместо пластика и тому подобное. Большую роль в таком стиле жизни играет принцип ESG. Рассказываем, что это такое и почему «зелёный» бизнес — не дань моде, а необходимость.
Скажи что-нибудь на банковском? Краткий финансовый разговорник
Разговор профессионала с дилетантом, как правило, идёт по одному из двух сценариев. Либо неспециалист притворяется искушённым знатоком и делает вид, что всё понимает. Либо — и такая стратегия более верная — тот, кто осведомлён меньше, не стесняется своего незнания, переспрашивает и уточняет всё, что непонятно. Но настоящий эксперт, конечно, и объяснить может так, что всё станет ещё непонятнее. По крайней мере, использовать он может незнакомую терминологию. Чтобы общий язык нашёлся быстрее, мы подготовили карманный словарь «банковского жаргона», который позволит лучше понимать сотрудников финансовых учреждений.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru