В самом начале любого выступления — будь то доклад на полтора часа или двухминутная реплика — необходима небольшая пауза. Она нужна, во-первых, чтобы установилась тишина и ничего не отвлекало ни вас, ни ваших слушателей. А во-вторых — чтобы вы смогли за короткое время настроиться на спич.
Первая фраза важна не менее первоначального установления контакта со слушателями. Поэтому заранее продумайте, что именно будет на старте. Начать можно с чего угодно, правило только одно: первая фраза должна быть интригующей. Такой, чтобы вы вызвали интерес и вас захотели слушать дальше. Это может быть какое-то неожиданное сравнение, анекдот, хлёсткая цитата, парадокс. И во всяком случае лучше обойтись без общих фраз и нудной статистики.
Быстрая речь — индикатор состояния докладчика. Если человек волнуется, он старается побыстрее разделаться с выступлением — и начинает тараторить. Результат очевиден: слушатели тут же считывают это состояние и теряют интерес. Ведь нет смысла внимательно слушать, когда самому выступающему хочется побыстрее закончить.
Поэтому сразу же задайте размеренный темп своему выступлению. Даже если вы волнуетесь, он сыграет успокаивающую роль: вы встанете на рельсы и поедете с нужной скоростью. А ещё спокойная речь нужна для того, чтобы вы успели обдумать свои следующие фразы.
Если слушатели чем-то раздражены и перебивают вас, выкрикивают с места — ни в коем случае не отвечайте тем же и не пытайтесь перекричать оппонентов. Дождитесь, пока они закончат спорить, выдержите паузу в одну-две секунды и подчёркнуто доброжелательно отвечайте. Самообладание и спокойствие продемонстрируют вашу уверенность и придадут возражениям больше авторитета. И даже если у кого-то остались вопросы, велика вероятность, что беседа продолжится уже в заданной вами манере — менее нервной и более уважительной. Ведь глупо кричать, если собеседник излучает спокойствие.
Головная боль многих выступающих — цифры и статистические данные, без которых часто не обойтись. Вот какие есть советы по этому поводу:
Если вам кажется, что та или иная фраза настолько хороша и уместна, что не грех её процитировать — вы вправе так и сделать.
Есть известный приём, которым пользуются многие успешные ораторы, чтобы придать вес и произвести впечатление: не пересказывать цитату по памяти, а достать планшет, блокнот или карточку и торжественно зачитать. Некоторые в этот момент даже надевают очки.
Выступление будет ярче, если вы будете периодически обращаться к аудитории — это создаст эффект диалога. Правда, этот приём лучше использовать, если вы хорошо представляете себе возможную реакцию и она не станет для вас неожиданностью. Но вопросы не должны предполагать слишком уж очевидный ответ. Постарайтесь соблюсти в этом плане золотую середину.
Одно дело пересказывать остросюжетный детектив, и совсем другое — сообщать о проделанной работе отдела и планах на ближайший квартал. А значит, необходимо максимально оживить всё, о чём вы собираетесь рассказать. Заранее подумайте о забавных примерах и аналогиях. Старайтесь использовать поменьше абстрактных рассуждений и специальных терминов. Можете якобы внепланово отвлечься и рассказать забавную историю или вспомнить о каком-то интересном случае из вашей практики.
Если вы не самый опытный и уверенный в себе оратор, лучше потратить время и заранее подготовиться. Составьте план вашей речи и выпишите главные тезисы. Порепетируйте, представив перед собой ваших слушателей. Попытайтесь спрогнозировать их реакцию. Наверняка уже в ходе репетиции станет понятно, что необходимо скорректировать, что убрать, а что добавить в ваш доклад.
Известно, что аудитория лучше всего запоминает конец выступления. А он, как и первая фраза, должен быть ярким — например, те же парадокс, шутка или эффектная короткая цитата. Удачная концовка исправит даже невыразительное и скомканное выступление.
И ещё один важный момент: даже если вся ваша речь была посвящена проблемам, финал должен быть вдохновляющим и оптимистичным.
Вам понравилась статья?
В избранное
Что такое трудовой договор и как он устроен?
Если вы вступаете в отношения с работодателем, необходимо заполнить ряд документов, включая трудовой договор. Он будет обязательным для тех, кто оформляется в штат компании, а по решению руководителя может быть заключён и с внештатным сотрудником.
«На недельку до второго»: 5 советов, как отдыхать, чтобы всё успевать
Отдыхать любят все — кроме, может быть, законченных трудоголиков. Важность баланса между работой и личной жизнью не вызывает сомнений. Но не каждый способен обустроить свой день так, чтобы в нём оставалось место отдыху. Причин для этого много. Кому-то с детства твердили о святости труда и опасности тунеядства. Кому-то ничегонеделание кажется причудой или слабостью. Однако без нужных организму перерывов легко обнаружить себя отдыхающим на больничной койке. СберСова рассказывает, как можно исправить положение.
Какие профессии не заменит искусственный интеллект
Сразу оговоримся: этот текст написан человеком, а не искусственным интеллектом. Несмотря на то, что созданные людьми машины и алгоритмы обещают нам самую большую революцию на рынке труда за последние минимум 250-270 лет, всё-таки ИИ не заменит и не отменит весь человеческий труд. Рассказываем, представителям каких профессий нашествие умных машин пока не грозит.
5 способов заработать не выходя из дома
Слово «удалёнка» прочно вошло в наш лексикон и повседневную жизнь. И явно там останется. В современном мире она может быть как основным источником дохода, так и подработкой. Рассказываем о самых распространённых способах зарабатывать, оставаясь дома (спойлер: вам в любом случае понадобятся хорошая связь и качественный интернет).
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru