

В самом начале любого выступления — будь то доклад на полтора часа или двухминутная реплика — необходима небольшая пауза. Она нужна, во-первых, чтобы установилась тишина и ничего не отвлекало ни вас, ни ваших слушателей. А во-вторых — чтобы вы смогли за короткое время настроиться на спич.
Первая фраза важна не менее первоначального установления контакта со слушателями. Поэтому заранее продумайте, что именно будет на старте. Начать можно с чего угодно, правило только одно: первая фраза должна быть интригующей. Такой, чтобы вы вызвали интерес и вас захотели слушать дальше. Это может быть какое-то неожиданное сравнение, анекдот, хлёсткая цитата, парадокс. И во всяком случае лучше обойтись без общих фраз и нудной статистики.

Быстрая речь — индикатор состояния докладчика. Если человек волнуется, он старается побыстрее разделаться с выступлением — и начинает тараторить. Результат очевиден: слушатели тут же считывают это состояние и теряют интерес. Ведь нет смысла внимательно слушать, когда самому выступающему хочется побыстрее закончить.
Поэтому сразу же задайте размеренный темп своему выступлению. Даже если вы волнуетесь, он сыграет успокаивающую роль: вы встанете на рельсы и поедете с нужной скоростью. А ещё спокойная речь нужна для того, чтобы вы успели обдумать свои следующие фразы.
Если слушатели чем-то раздражены и перебивают вас, выкрикивают с места — ни в коем случае не отвечайте тем же и не пытайтесь перекричать оппонентов. Дождитесь, пока они закончат спорить, выдержите паузу в одну-две секунды и подчёркнуто доброжелательно отвечайте. Самообладание и спокойствие продемонстрируют вашу уверенность и придадут возражениям больше авторитета. И даже если у кого-то остались вопросы, велика вероятность, что беседа продолжится уже в заданной вами манере — менее нервной и более уважительной. Ведь глупо кричать, если собеседник излучает спокойствие.

Головная боль многих выступающих — цифры и статистические данные, без которых часто не обойтись. Вот какие есть советы по этому поводу:
Если вам кажется, что та или иная фраза настолько хороша и уместна, что не грех её процитировать — вы вправе так и сделать.
Есть известный приём, которым пользуются многие успешные ораторы, чтобы придать вес и произвести впечатление: не пересказывать цитату по памяти, а достать планшет, блокнот или карточку и торжественно зачитать. Некоторые в этот момент даже надевают очки.
Выступление будет ярче, если вы будете периодически обращаться к аудитории — это создаст эффект диалога. Правда, этот приём лучше использовать, если вы хорошо представляете себе возможную реакцию и она не станет для вас неожиданностью. Но вопросы не должны предполагать слишком уж очевидный ответ. Постарайтесь соблюсти в этом плане золотую середину.

Одно дело пересказывать остросюжетный детектив, и совсем другое — сообщать о проделанной работе отдела и планах на ближайший квартал. А значит, необходимо максимально оживить всё, о чём вы собираетесь рассказать. Заранее подумайте о забавных примерах и аналогиях. Старайтесь использовать поменьше абстрактных рассуждений и специальных терминов. Можете якобы внепланово отвлечься и рассказать забавную историю или вспомнить о каком-то интересном случае из вашей практики.
Если вы не самый опытный и уверенный в себе оратор, лучше потратить время и заранее подготовиться. Составьте план вашей речи и выпишите главные тезисы. Порепетируйте, представив перед собой ваших слушателей. Попытайтесь спрогнозировать их реакцию. Наверняка уже в ходе репетиции станет понятно, что необходимо скорректировать, что убрать, а что добавить в ваш доклад.
Известно, что аудитория лучше всего запоминает конец выступления. А он, как и первая фраза, должен быть ярким — например, те же парадокс, шутка или эффектная короткая цитата. Удачная концовка исправит даже невыразительное и скомканное выступление.
И ещё один важный момент: даже если вся ваша речь была посвящена проблемам, финал должен быть вдохновляющим и оптимистичным.
#работа
В избранное
Комментариев пока нет
Нередки случаи, когда после наступления пенсионного возраста сотрудник продолжает работать. Например, его устраивает график, заработная плата и коллектив — и всё это оставлять ему совсем не хочется. О том, какие льготы положены сотрудникам-пенсионерам — в материале СберСовы.

Представьте, что вы ищете сотрудника и перед вами десятки резюме, которые мало чем отличаются друг от друга. В какой-то степени выбор становится игрой случайностей. Но и эту ситуацию можно использовать в свою пользу. Собрали лайфхаки, как сделать так, чтобы работодатель обратил внимание именно на вашу самопрезентацию.

Музыкант – такой же человек, как сантехник, менеджер или бухгалтер. Музыкант тоже хочет лавандовый раф по утрам, в отпуск, собственную машину и квартиру. Музыкант хочет высокий заработок и стабильное будущее. СберСова поговорила с профи музыкальной сферы и узнала из первых уст о нескольких вариантах их заработка.

Десятилетиями в России существуют заблуждения об увольнении с работы, которые все принимают за правду. Причём заблуждаются как работники, так и работодатели. В каких-то случаях эти мифы перекочевали в сегодняшнюю реальность из советской трудовой системы, в других выдумка настолько прижилась, что стала городской легендой. Собрали самые распространённые из них.

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruНа этом сайте используются Cookies.
Подробнее
Вам понравилась статья?
0 / 2000