

В самом начале любого выступления — будь то доклад на полтора часа или двухминутная реплика — необходима небольшая пауза. Она нужна, во-первых, чтобы установилась тишина и ничего не отвлекало ни вас, ни ваших слушателей. А во-вторых — чтобы вы смогли за короткое время настроиться на спич.
Первая фраза важна не менее первоначального установления контакта со слушателями. Поэтому заранее продумайте, что именно будет на старте. Начать можно с чего угодно, правило только одно: первая фраза должна быть интригующей. Такой, чтобы вы вызвали интерес и вас захотели слушать дальше. Это может быть какое-то неожиданное сравнение, анекдот, хлёсткая цитата, парадокс. И во всяком случае лучше обойтись без общих фраз и нудной статистики.

Быстрая речь — индикатор состояния докладчика. Если человек волнуется, он старается побыстрее разделаться с выступлением — и начинает тараторить. Результат очевиден: слушатели тут же считывают это состояние и теряют интерес. Ведь нет смысла внимательно слушать, когда самому выступающему хочется побыстрее закончить.
Поэтому сразу же задайте размеренный темп своему выступлению. Даже если вы волнуетесь, он сыграет успокаивающую роль: вы встанете на рельсы и поедете с нужной скоростью. А ещё спокойная речь нужна для того, чтобы вы успели обдумать свои следующие фразы.
Если слушатели чем-то раздражены и перебивают вас, выкрикивают с места — ни в коем случае не отвечайте тем же и не пытайтесь перекричать оппонентов. Дождитесь, пока они закончат спорить, выдержите паузу в одну-две секунды и подчёркнуто доброжелательно отвечайте. Самообладание и спокойствие продемонстрируют вашу уверенность и придадут возражениям больше авторитета. И даже если у кого-то остались вопросы, велика вероятность, что беседа продолжится уже в заданной вами манере — менее нервной и более уважительной. Ведь глупо кричать, если собеседник излучает спокойствие.

Головная боль многих выступающих — цифры и статистические данные, без которых часто не обойтись. Вот какие есть советы по этому поводу:
Если вам кажется, что та или иная фраза настолько хороша и уместна, что не грех её процитировать — вы вправе так и сделать.
Есть известный приём, которым пользуются многие успешные ораторы, чтобы придать вес и произвести впечатление: не пересказывать цитату по памяти, а достать планшет, блокнот или карточку и торжественно зачитать. Некоторые в этот момент даже надевают очки.
Выступление будет ярче, если вы будете периодически обращаться к аудитории — это создаст эффект диалога. Правда, этот приём лучше использовать, если вы хорошо представляете себе возможную реакцию и она не станет для вас неожиданностью. Но вопросы не должны предполагать слишком уж очевидный ответ. Постарайтесь соблюсти в этом плане золотую середину.

Одно дело пересказывать остросюжетный детектив, и совсем другое — сообщать о проделанной работе отдела и планах на ближайший квартал. А значит, необходимо максимально оживить всё, о чём вы собираетесь рассказать. Заранее подумайте о забавных примерах и аналогиях. Старайтесь использовать поменьше абстрактных рассуждений и специальных терминов. Можете якобы внепланово отвлечься и рассказать забавную историю или вспомнить о каком-то интересном случае из вашей практики.
Если вы не самый опытный и уверенный в себе оратор, лучше потратить время и заранее подготовиться. Составьте план вашей речи и выпишите главные тезисы. Порепетируйте, представив перед собой ваших слушателей. Попытайтесь спрогнозировать их реакцию. Наверняка уже в ходе репетиции станет понятно, что необходимо скорректировать, что убрать, а что добавить в ваш доклад.
Известно, что аудитория лучше всего запоминает конец выступления. А он, как и первая фраза, должен быть ярким — например, те же парадокс, шутка или эффектная короткая цитата. Удачная концовка исправит даже невыразительное и скомканное выступление.
И ещё один важный момент: даже если вся ваша речь была посвящена проблемам, финал должен быть вдохновляющим и оптимистичным.
#работа
В избранное
Комментариев пока нет
Когда ребёнок просит что-то ему купить, мы часто отвечаем отказом. «Нет денег» — слышит он. А как они вообще появляются? Кто и за что их выдаёт? Если мы не ответим своим детям на эти вопросы, они так и продолжат думать, что это делает банкомат. Ольга Андреева, федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности, педагог и психолог, делится советами, как говорить с детьми о работе, профессии и зарплате.

Любой официально трудоустроенный гражданин имеет право на отпуск, не являющийся основным — декретный, по учёбе или за свой счёт. Кроме того, никто не застрахован от болезни — порой при тяжёлых травмах или рецидивирующих заболеваниях приходится провести на больничном несколько месяцев. Тогда отсутствующего работника необходимо заменить, сохранив ставку. Как оформить замещающего сотрудника и какие у него права — в статье СберСовы.

Иногда деньги заканчиваются в самый неподходящий момент – сломался телефон, пришёл неожиданный счёт или нужно дожить до зарплаты. Есть простые способы, как получить дополнительный доход без вложений. СберСова собрала 10 идей, которые помогут оперативно поправить финансовое положение и вернуться в привычный ритм.

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruНа этом сайте используются Cookies.
Подробнее
Вам понравилась статья?
0 / 2000