Впервые я столкнулась с этой проблемой на личном опыте, когда моему сыну исполнилось шесть. Даня был на даче вместе со старшим братом и попросил меня задонатить в игру на свой аккаунт. В теории я была готова к этому опыту: если вы как родитель однажды решили, что у ребёнка появляется свой телефон, значит, его погружение в игры — неизбежность, так же как и идея задонатить деньги. Но практика оказалась несколько сложнее моих представлений.
Важно! Решите для себя, готовы ли вы к теме донатов. Ведь если разрешили ребёнку смартфон, значит, появятся игры и донаты. Если вы в принципе против, то самый простой выход — как можно дольше не заводить смартфон, а задачу связи решать через кнопочный телефон.
Что же делать, если ребёнок отправился в мир онлайн-игр? Поделюсь своим опытом, который пока приводит меня к желаемому результату.
Из своего опыта взросления и погружения в мир игр — что, конечно, было и в моей жизни — я отлично помню и понимаю желание прокачать своего персонажа в игре. Да, я не играла в современные игры, в которых зависают наши дети, но опыт The Sims, GTA и Heroes of Might and Magic у меня был. Поэтому желание задонатить мне понятно. Если я сама так делала или хотела делать — деньгами или какими-то другими ресурсами — значит, я не могу просто поставить запрет своему ребёнку. Это нечестно. Надо смотреть на вопрос как-то по-другому. Например, определить жёсткие правила и расставить границы, а ещё искренне поинтересоваться, на что же такое ребёнок хочет донатить и как это прокачает его персонажей.
Итак, первое правило: если хочешь донатить деньги — это можно делать только за свой счёт. У тебя есть карманные деньги (мало), у тебя есть твои накопления от дня рождения (много), у тебя есть идеи подработок — эти деньги можешь донатить.
Технически это означает, что у ребёнка должна быть своя банковская карта, с которой он будет донатить. И это автоматически отправляет нас в тему кибербезопасности: он должен понимать про мошенников и про конфиденциальность данных, обладать некоторым критическим мышлением, чтобы не вестись на уловки и сомнительные схемы.
Карту можно завести с 6 лет и даже раньше, но не каждый шестилетка переварит этот объём информации и сопоставит его с реальным поведением. Поэтому надо смотреть по ребёнку, и чаще всего такой подход будет актуален для возраста 9+.
До этого возраста можно установить другое правило — вплоть до прямого запрета. Просто нельзя, и всё. У моего сына есть друзья 7-8 лет, которые живут с этим правилом и нормально его принимают. Тут важно дать понять своему ребёнку, что надо уважать правила других семей и не хвастаться, что тебе родители разрешают донатить свои деньги.
У разных банков можно установить разные технические ограничения. Например, установить лимиты на траты или запретить покупки в интернете в целом. На мой взгляд, это крайние меры, которые ограничат свободу в принятии решений, на что ребёнок может потратить свои деньги.
Я поступила по-другому. Накопления ребёнка хранятся на отдельном накопительном счёте, который принадлежит мне. У ребёнка доступа к этому счёту нет. На карту ему падают карманные деньги (на данный момент 350 рублей в неделю), и также я могу перевести ему на карту деньги с его накопительного счёта по запросу. Другими словами, если он хочет задонатить, например, 2000 рублей, ему надо либо копить несколько недель, либо попросить перевести из его накоплений на карту.
Деньги, которые он накопил, несомненно, принадлежат ему, я выполняю функцию хранителя. Мы обсудили с ним, почему это безопасней, и он согласился, что я храню его накопления на своём счёте. Чтобы получить к ним доступ, он должен аргументированно рассказать, зачем ему нужны эти деньги — то есть пройти некоторый барьер переговоров.
В этом диалоге я могу донести ему свои мысли, что донатить — плохо, бессмысленно и т. п., высказать все свои родительские боли про этот процесс. Он, со своей стороны, должен рассказать, зачем он хочет донатить, как он потратит эти деньги, как прокачает своего персонажа. И тут могут возникать очень интересные, я бы даже сказала, инвестиционные процессы. Например, он хочет новый артефакт, который стоит X, для этого он продаст что-то старое, добавит донатов, обменяет что-то на что-то, договорится с тем-то о том-то, и вуаля — у него новый уровень, который он потом ещё где-то продаст… Честно скажу, что меня такая стратегическая аргументация подкупает, к тому же она позволяет лучше увидеть и понять мир, который интересует моего ребёнка.
Итак, второе правило: есть технические (или экономические) ограничения, и чтобы получить доступ к возможности задонатить, надо аргументировать, зачем — рассказать свою стратегию и выслушать аргументы родителя.
Несмотря на установленные правила, всё может пойти не так. На нашей практике было уже несколько пограничных ситуаций, когда я видела, что у ребёнка появляется нездоровый азарт и остановиться ему всё сложнее.
В таких случаях я включаю административный ресурс — попросту говоря, запрет. Здесь надо быть готовым к тому, что ребёнок обидится, будет проявлять негатив в различных формах. Ругаться не поможет, его обида и злость понятны.
Если ребёнок готов слушать, можно на пальцах рассказать о причинах своего решения. Причём делать это через «я-позицию», а не через обвинение его: не ты плохой, потому что не можешь остановиться, а мне не нравится, что все свои накопления ты потратишь на донаты за один день, потому что увлёкся. Не факт, что объяснение будет принято, но попробовать стоит.
Второе, что я делаю — это переключаю внимание. Да, я не позволила тебе донатить и продолжить игру, обидно, но давай займёмся чем-то другим вместе. И тут можно предложить то, что давно хотел ребёнок, чтобы провести время вместе. В нашем случае работают простые техники: давай поиграем в Уно или Доббль — выбираем ту деятельность, где ребёнок сможет проявить свой успех. Конечно, такая техника не подойдёт для более взрослых ребят, поэтому ваша семейная стратегия будет базироваться на возрасте и особенностях проблемы донатов, которые сложились конкретно у вашего ребёнка.
Итак, третье правило: наблюдайте, как развиваются события с донатами, оставляйте за собой право жёсткого запрета, имейте способы переключения внимания.
И последняя практика, которой я поделюсь — это работа с бюджетом и математикой. Магическим образом она может положительно влиять на решения, которые ребёнок будет принимать в будущем.
Каждый месяц мы смотрим выписку по банковской карте ребёнка и считаем, сколько денег он потратил на донаты. Дальше мы сравниваем эту сумму с другими покупками. Например, недавно мой сын потратил большую часть своих накоплений за 1,5 года на приятные покупки: купил себе планшет, папе музыкальную колонку, мне — кухонный нож. Мы сопоставили цены на эти покупки с количеством денег, которые он задонатил за несколько месяцев, и обсудили, что можно было бы купить на них, если бы они не ушли в игры. Это приводит к интересным рассуждениям, сожалениям, в ряде случаев — к осознанному отказу от донатов, даже когда такая идея возникает в голове.
В этом же диалоге я напоминаю ему про инвестиционный портфель, который тоже может быть альтернативой, куда вложить деньги, если не в своего персонажа в игре.
Конечно, такие разговоры надо вести постоянно, и тогда они изменят финансовое поведение.
Итак, делайте подсчёты, обсуждайте альтернативные возможности потратить деньги — это может привести к другим вариантам финансового поведения в будущем.
Вам понравилась статья?
В избранное
Как меняется наш средний рост и при чём здесь экономика
Взаимодействуя с природой, производя и потребляя, люди создают экономику, чтобы удовлетворить свои базовые потребности и продлить человеческий род. Мир становится другим — и мы вместе с ним. Одна из самых заметных характеристик разных людей — их рост. Рассказываем, как средняя физическая высота человека влияет на экономику и нашу повседневную жизнь и почему этот показатель меняется.
Деньги «просто так»: что такое безусловный базовый доход
В последние годы всё чаще говорят о мерах всеобъемлющей финансовой поддержки населения. И дело не только в последствиях пандемии, но и в развитии технологий искусственного интеллекта и роботизации рабочих процессов, которые влияют на рынок труда. Одно из обсуждаемых решений в разных странах — введение безусловного базового дохода, который гражданин будет получать просто так и не должен будет его отрабатывать или отчитываться, на что потратил выделенные деньги. Подробнее об этой инициативе — в материале СберСовы.
Как научить копить и зарабатывать
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru