Что такое электронные подписи и где они применяются

01.04.24

7 мин

header-image

Практически каждый из нас хотя бы раз подписывал документы вручную — трудовой договор, накладную или заявление на отпуск. Однако подтвердить юридическую значимость документов можно не только рукописной, но и электронной цифровой подписью (ЭЦП). Объясняем, какие виды ЭЦП существуют и когда они используются.

Что такое электронная подпись

Электронная подпись (ЭП) — это цифровой аналог обычной собственноручной подписи, который используют для установления авторства и подтверждения подлинности электронных документов и сообщений. С её помощью можно легко и быстро, а главное — дистанционно, онлайн, подписать любое соглашение, акт, договор. Использование ЭП регулируется Федеральным законом № 63-ФЗ.

В современном мире документооборот невозможно представить без цифрового аналога собственноручной подписи. Он даёт такую же юридическую силу электронному документу, как и бумажному, подписанному рукой. Одна из важных целей использования ЭП — отказ от бумажного документооборота и перевод его в цифровой формат.

Плюсы ЭП в сравнении с рукописной подписью:

  • безопасность — ключ ЭП нельзя подделать;
  • отказ от бумажных носителей — ключ ЭП считается аналогом рукописной подписи;
  • снижение временных издержек — скорость обмена информацией и заключения сделок повышается.

Электронная подпись подтверждает, что документ был подписан её владельцем. Важно, что тот, кто подписывает документ, впоследствии не может отказаться от подписи.

В целом ЭП равнозначна подписи, сделанной от руки на бумаге. Однако важно, чтобы электронная подпись применялась в течение срока её действия.

Виды ЭП

В статье 5 закона № 63-ФЗ определяется три основных вида электронных подписей. Их различие состоит в степени защиты и юридической значимости.

header-icon

Простая электронная подпись (ПЭП)

ПЭП подтверждает факт формирования подписи определённым человеком при помощи кодов или паролей. К примеру, с её помощью можно зайти на интернет-портал — это привычные всем логин и пароль.

Такую подпись часто используют, чтобы обмениваться информацией внутри компании — например, передавать сметы и заявки. ПЭП используется по соглашению сторон, а также в установленных действующим законодательством случаях.

Наиболее известные виды ПЭП, которые встречаются повсеместно — введение ПИН-кода банковской карты или СМС с кодом, которое приходит на телефон. Такая подпись требуется, например, при авторизации на Госуслугах или в личном кабинете ФНС, онлайн-банков.

Основная цель использования — подтверждение личности отправителя. Это самый распространённый тип ЭП. Его главный недостаток — низкая степень защиты. ПЭП создаётся оператором информационной системы, в которой ведётся работа, или самостоятельно.

header-icon

Усиленная электронная подпись

Она бывает бывает двух типов — квалифицированная и неквалифицированная.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП)

УНЭП представляет собой закрытый ключ электронной подписи, с помощью которого её владелец подписывает документы, и сертификат, подтверждающий принадлежность подписи конкретному человеку. Она считается наиболее надёжной, если сравнивать с простой подписью, и подтверждает неизменность документа. Для её создания применяются криптографические программы.

УНЭП нужна для тех же целей, что и ПЭП — чтобы вести документооборот, и используется в таком же порядке — при заключении соглашения либо на основании законодательства. Чтобы ей пользоваться, потребуется обратиться в удостоверяющий центр или к оператору информационной системы для получения сертификата ЭП. С помощью УНЭП, например, отправляют декларацию 3-НДФЛ или получают ИНН.

Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП)

УКЭП, как и УНЭП — цифровой аналог подписи. Основное отличие такой подписи от других видов — ей можно подписать любой документ. При этом не потребуется предварительная договорённость с другой стороной.

Этот вид подписи используется, например, для сдачи налоговой отчётности, обмена электронными счетами-фактурами, при участии в государственных тендерах, в процессе госрегистрации ИП или юридического лица, на сделках с недвижимостью и т. д.

  • Физические лица могут получить её бесплатно в приложении «Госключ» — такая услуга доступна для граждан РФ. Платно её можно получить в аккредитованном Минцифры удостоверяющем центре — услуга доступна как для граждан России, так и для иностранцев.
  • Руководители юридических лиц и индивидуальные предприниматели получают УКЭП в ФНС России или у её доверенных лиц, среди которых и Сбер — услуга бесплатная и доступна как для граждан России, так и для иностранцев.
  • Сотрудники юридических лиц и индивидуальные предприниматели получают УКЭП в аккредитованном Минцифры удостоверяющем центре (услуга платная).

Основные отличия УКЭП от ПЭП и УНЭП:

  • эта подпись считается наиболее надёжной;
  • УКЭП позволяет подписать все виды электронных документов.

УКЭП действует в течение 12-15 месяцев, после чего требуется обратиться в УЦ для получения нового сертификата ЭП.

Как проверить ЭП и что делать, если она была утеряна

Чтобы удостовериться в подлинности и законности подписи контрагента, можно её проверить. Такую возможность предоставляет сервис на портале «Госуслуги» — на нём есть возможность проверить подписанный документ и сертификат ЭП.

При утере токена с ЭП нужно сразу обратиться в УЦ, где ранее была получена подпись, и аннулировать её. Это нужно сделать как можно скорее, чтобы ею не смогли воспользоваться мошенники. В таком случае сертификат ЭП аннулируют, затем можно будет подать документы на выпуск новой УКЭП.

Токен — USB-носитель для записи ключей и сертификатов ЭП.

#кибербезопасность
#по закону
#технологии
#предпринимателям

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Безопасность/

Что такое электронные подписи и где они применяются

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru