Перейти в тест по финансовой грамотности
Онлайн-курсыЖурналПодкастыПроверь себяСпецпроекты

DPO на связи: история № 12. Почему не нужно устанавливать «новое приложение Минздрава»

05.11.24

5 мин

header-image

Привет! На связи вновь DPO. «DPO на связи» – это проект, в котором мы делимся с вами историями из жизни. Вы познакомитесь с героями наших сюжетов – людьми разных возрастов, статусов, профессий. Они попадают в ситуации, где их личные данные и они сами оказываются в опасности. Возможно, в каких-то героях вы узнаете себя или близких, а наши рекомендации помогут вам обезопасить свои данные.

Содержание

История о том, как Юля установила мошенническое приложение и потеряла деньги

Почему так получилось

В нашей истории Юлю никто не просил называть реквизиты банковской карты или указывать их где-либо. Однако «приложение Минздрава», которое она скачала по ссылке от фейкового представителя поликлиники, оказалось вирусным. Мошенники получили доступ к личному устройству Юли, в том числе к приложениям банков.

Как действовать в подобной ситуации

Если вы уже стали жертвой мошенников и установили приложение на своё устройство:

  • свяжитесь с банком – попросите специалистов заблокировать карты, счета, исходящие операции и отключить дистанционный доступ;
  • срочно отключите устройство – так программа удалённого доступа перестанет работать;
  • напишите в банк заявление о несогласии с операциями по карте – в том случае, если мошенникам уже удалось вывести деньги. Это нужно сделать незамедлительно после получения уведомления о совершённой операции, в крайнем случае – на следующий день;
  • замените пароли – не только от мобильного банка, но и от электронной почты и социальных сетей. Мошенники могли воспользоваться любым приложением на вашем устройстве и украсть ваши персональные данные;
  • предупредите знакомых, что ваши аккаунты могли быть взломаны;
  • поделитесь вашим опытом – расскажите о мошеннической схеме в сети, это поможет повысить осведомлённость других людей и предостережёт их от попадания в такую ситуацию;
  • обратитесь в правоохранительные органы.

Что нужно запомнить

  • У Минздрава России нет специального приложения для пользователей. Все сервисы доступны на Госуслугах.
  • Не устанавливайте приложения по ссылке, полученной от незнакомца. Ваш собеседник может оказаться мошенником.
  • Будьте осторожны и не сообщайте о себе личную информацию. Наша героиня сама предоставила о себе данные, когда сообщила, что посетила врача. Так она дала мошенникам возможность продолжить разговор и украсть её деньги.
  • Никогда и никому не сообщайте пароли от своих устройств и приложений, не называйте незнакомцам СМС-коды.
  • Будьте бдительны в разговорах с незнакомцами. Мошенники используют множество уловок, чтобы втереться в доверие, в том числе представляются специалистами различных государственных органов – не верьте этому.
  • Перепроверяйте информацию в официальных источниках. Сведения о выплатах от государственных органов и фондов содержатся на официальных сайтах. Если речь об акции, которую проводит медицинское учреждение, свяжитесь с ним сами.
  • Пройдите онлайн-курс «Вселенная персональных данных». Он поможет научиться защищать свои данные от актуальных киберугроз.

Предыдущие истории

Если вы пропустили какие-то истории, их можно почитать здесь.

#кибербезопасность

#мошенничество

#безопасность

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru