Как не попасться мошенникам на маркетплейсе

18.03.24

7 мин

header-image

В интернет-магазинах и на маркетплейсах можно купить практически всё — от мелких аксессуаров и готовой еды до одежды, мебели и бытовой техники. Однако не стоит терять бдительность во время онлайн-шопинга. Рассказываем, какие ловушки создают мошенники для покупателей и как в них не попасться.

Скидки по ложным ссылкам

Покупателю на почту приходит уведомление о скидке. Он переходит по ссылке в письме и видит на маркетплейсе товар, который ранее смотрел, причём по привлекательной цене. После оформления заказа и его оплаты каким-то образом товар исчезает, а вместе с ним и деньги с карты.

header-icon

В чём обман?

Ссылка приходит от мошенников на сайт-двойник. Интерфейс зеркального сайта практически не имеет отличий от оригинальной страницы — на нём может даже отражаться личный кабинет.

Как не потерять деньги на фишинговой странице:

  • не переходить по ссылкам — откройте официальный сайт маркетплейса и проверьте, действительно ли товар продаётся со скидкой;
  • пользоваться официальным приложением — это поможет избежать перехода на зеркальные сайты;
  • проверять адрес отправителя — обычно он имеет отличия от адресов, с которых отправляются официальные рассылки.

Пример: Марина получила рассылку от маркетплейса о предновогодней распродаже мультиварок. Она давно присматривала различные модели, но ничего не покупала, ожидая скидок. По ссылке из письма Марина оказалась на странице с нужным ей товаром и оплатила его.

После этого ей открылась форма, куда она вписала данные карточки, хотя ранее привязывала её к личному кабинету. Деньги со счёта списались, но в разделе «Статус заказа» никаких покупок не оказалось. Платёж был направлен не маркетплейсу, а мошенникам — теперь Марина будет внимательнее относиться к рассылкам.

Фальшивая техническая поддержка

Пользователю, оставившему плохой отзыв о торговой площадке, приходит личное сообщение в социальной сети от аккаунта с логотипом маркетплейса. Собеседник представляется менеджером техподдержки и предлагает уладить проблему, которая возникла у покупателя.

Обычно мошенники, представляющиеся специалистами техподдержки, предлагают вернуть покупателю деньги за товар или услугу, которой он остался недоволен. После этого они присылают ссылку, где нужно ввести реквизиты карты, куда вернут деньги.

header-icon

В чём обман?

Преступники ищут в группах маркетплейсов в соцсетях людей, оставляющих негативные комментарии о заказах. Обещая вернуть потраченные деньги в двойном размере, они получают информацию о банковских реквизитах и используют её для кражи денег.

Пример: Марина купила мультиварку на официальном сайте маркетплейса, но доставка была перенесена на неделю. Она оставила отзыв о торговой площадке в социальной сети, и ей в этот же день написал мошенник, представляясь менеджером техподдержки.

Когда он прислал ей ссылку, куда нужно ввести банковские реквизиты, Марина отказалась, и беседа сразу была прервана ложным сотрудником. Чтобы не потерять деньги во второй раз, Марина обратилась за помощью в чат приложения маркетплейса, тем самым сохранив свои деньги и персональные данные.

Не передавайте три цифры с оборота карты (CVV-код) никуда — ни в социальных сетях, ни в мессенджерах. Если вам нужна помощь, обратитесь на официальный сайт торговой площадки или напишите в этот маркетплейс через приложение.

Предложения о работе

В мессенджеры от незнакомых людей приходят предложения о работе на маркетплейсе, которым покупатель чаще всего пользуется. При этом обязанности прописываются не слишком подробно, но доход обещают до нескольких десятков тысяч в день за работу продолжительностью 2-3 часа.

header-icon

В чём обман?

Собеседник обещает, что всем обязанностям нового работника научит куратор, и утверждает, что для получения дохода нужно зарегистрироваться по специальной ссылке. По ней предлагают внести депозит, который якобы вернётся с процентами новому сотруднику. Однако после перечисления денег «сотрудничество» прекращается.

Пример: Марине пришло СМС с предложением о работе — «нужно только оставлять отзывы на определённые товары. Но чтобы вам за это платили, следует внести небольшой депозит, предварительно зарегистрировавшись по ссылке».

Марина не поверила такому предложению — она отказалась регистрироваться на стороннем сайте и вносить деньги. После этого она не получала новых сообщений с предложениями быстрого и простого заработка.

Не стоит верить обещаниям о высокой зарплате, для получения которой не нужно делать практически ничего. Непонятные формулировки, отсутствие прямых обязанностей, необходимость платить за трудоустройство, отсутствие трудового договора — явные признаки мошеннической деятельности. Как избежать обмана при поиске работы, мы уже рассказывали здесь.

Как распознать фальшивые интернет-магазины

Заказывать вещи можно не только на популярных маркетплейсах, но и в небольших интернет-магазинах.

header-icon

Как убедиться в добросовестности их работы и проверить продавца:

  • читайте отзывы — убедитесь в том, что на магазин есть отзывы от реальных покупателей, и что он существует достаточно давно, у него есть реквизиты;
  • обратите внимание на цены — слишком низкая стоимость по сравнению со среднерыночной, необходимость полной предоплаты даже на самовывоз, небольшое количество вариантов оплаты — повод насторожиться;
  • читайте описания товаров — если в них много ошибок или описание не полностью соответствует позиции, а фото плохого качества — скорее всего, это поддельный сайт, поэтому заказывать что-либо на нём не стоит.
#кибербезопасность
#мошенничество
#безопасность

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Безопасность/

Как не попасться мошенникам на маркетплейсе

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru