Покупателю на почту приходит уведомление о скидке. Он переходит по ссылке в письме и видит на маркетплейсе товар, который ранее смотрел, причём по привлекательной цене. После оформления заказа и его оплаты каким-то образом товар исчезает, а вместе с ним и деньги с карты.
Ссылка приходит от мошенников на сайт-двойник. Интерфейс зеркального сайта практически не имеет отличий от оригинальной страницы — на нём может даже отражаться личный кабинет.
Пример: Марина получила рассылку от маркетплейса о предновогодней распродаже мультиварок. Она давно присматривала различные модели, но ничего не покупала, ожидая скидок. По ссылке из письма Марина оказалась на странице с нужным ей товаром и оплатила его.
После этого ей открылась форма, куда она вписала данные карточки, хотя ранее привязывала её к личному кабинету. Деньги со счёта списались, но в разделе «Статус заказа» никаких покупок не оказалось. Платёж был направлен не маркетплейсу, а мошенникам — теперь Марина будет внимательнее относиться к рассылкам.
Пользователю, оставившему плохой отзыв о торговой площадке, приходит личное сообщение в социальной сети от аккаунта с логотипом маркетплейса. Собеседник представляется менеджером техподдержки и предлагает уладить проблему, которая возникла у покупателя.
Обычно мошенники, представляющиеся специалистами техподдержки, предлагают вернуть покупателю деньги за товар или услугу, которой он остался недоволен. После этого они присылают ссылку, где нужно ввести реквизиты карты, куда вернут деньги.
Преступники ищут в группах маркетплейсов в соцсетях людей, оставляющих негативные комментарии о заказах. Обещая вернуть потраченные деньги в двойном размере, они получают информацию о банковских реквизитах и используют её для кражи денег.
Пример: Марина купила мультиварку на официальном сайте маркетплейса, но доставка была перенесена на неделю. Она оставила отзыв о торговой площадке в социальной сети, и ей в этот же день написал мошенник, представляясь менеджером техподдержки.
Когда он прислал ей ссылку, куда нужно ввести банковские реквизиты, Марина отказалась, и беседа сразу была прервана ложным сотрудником. Чтобы не потерять деньги во второй раз, Марина обратилась за помощью в чат приложения маркетплейса, тем самым сохранив свои деньги и персональные данные.
Не передавайте три цифры с оборота карты (CVV-код) никуда — ни в социальных сетях, ни в мессенджерах. Если вам нужна помощь, обратитесь на официальный сайт торговой площадки или напишите в этот маркетплейс через приложение.
В мессенджеры от незнакомых людей приходят предложения о работе на маркетплейсе, которым покупатель чаще всего пользуется. При этом обязанности прописываются не слишком подробно, но доход обещают до нескольких десятков тысяч в день за работу продолжительностью 2-3 часа.
Собеседник обещает, что всем обязанностям нового работника научит куратор, и утверждает, что для получения дохода нужно зарегистрироваться по специальной ссылке. По ней предлагают внести депозит, который якобы вернётся с процентами новому сотруднику. Однако после перечисления денег «сотрудничество» прекращается.
Пример: Марине пришло СМС с предложением о работе — «нужно только оставлять отзывы на определённые товары. Но чтобы вам за это платили, следует внести небольшой депозит, предварительно зарегистрировавшись по ссылке».
Марина не поверила такому предложению — она отказалась регистрироваться на стороннем сайте и вносить деньги. После этого она не получала новых сообщений с предложениями быстрого и простого заработка.
Не стоит верить обещаниям о высокой зарплате, для получения которой не нужно делать практически ничего. Непонятные формулировки, отсутствие прямых обязанностей, необходимость платить за трудоустройство, отсутствие трудового договора — явные признаки мошеннической деятельности. Как избежать обмана при поиске работы, мы уже рассказывали здесь.
Заказывать вещи можно не только на популярных маркетплейсах, но и в небольших интернет-магазинах.
Как разговаривать с коллекторами
Если в срок и в необходимом объёме погашать кредиты, вам не придётся общаться с коллекторами. Правда, бывает, что они звонят по ошибке: например, из‑за мошенников, взявших кредит на ваше имя, или когда должник — ваш тёзка и однофамилец. Рассказываем, что могут и чего не могут делать взыскатели при общении с должниками.
Опасный возраст: как помочь пожилым родственникам не стать жертвой мошенников
Каждый год злоумышленники обманывают в России тысячи пожилых людей, отнимая у них миллионы рублей. Наши бабушки и дедушки меньше всего защищены от мошенничеств в мире современных технологий и психологических приёмов, которыми пользуются злоумышленники. Рассказываем, как обезопасить родственников от атак аферистов.
Как защититься от мошеннических кредитов: 3 главных вопроса и ответа
Многие, услышав истории про мошенничества, думают: «Уж я-то на эту удочку точно не попадусь». Но проблема в том, что злоумышленники могут доставить неприятности и без личного контакта. Например, оформив кредит от чужого имени. Жертвы мошенников узнают об этом не сразу, а только когда банк откажет им в займе. Или когда приставы потребуют деньги по кредиту, который они не оформляли.
Купи, продай, не потеряй: как безопасно покупать и продавать в сети
Чтобы продать что-нибудь ненужное или купить нужное, ещё 20-30 лет назад приходилось штудировать газеты или самому размещать в них объявления. Теперь в нашем распоряжении есть онлайн‑маркетплейсы — торговые площадки в сети, которые сделали этот процесс проще и удобнее. Правда, пользуются ими не только честные люди, но и мошенники. О том, как распознать их уловки и уберечься от них — в нашем материале.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru