Онлайн-курсыЖурналПроверь себяСпецпроектыПодкасты

Как не попасться мошенникам на маркетплейсе

18.03.24

7 мин

Как не попасться мошенникам на маркетплейсе

В интернет-магазинах и на маркетплейсах можно купить практически всё — от мелких аксессуаров и готовой еды до одежды, мебели и бытовой техники. Однако не стоит терять бдительность во время онлайн-шопинга. Рассказываем, какие ловушки создают мошенники для покупателей и как в них не попасться.

Скидки по ложным ссылкам

Покупателю на почту приходит уведомление о скидке. Он переходит по ссылке в письме и видит на маркетплейсе товар, который ранее смотрел, причём по привлекательной цене. После оформления заказа и его оплаты каким-то образом товар исчезает, а вместе с ним и деньги с карты.

В чём обман?

Ссылка приходит от мошенников на сайт-двойник. Интерфейс зеркального сайта практически не имеет отличий от оригинальной страницы — на нём может даже отражаться личный кабинет.

Как не потерять деньги на фишинговой странице:

  • не переходить по ссылкам — откройте официальный сайт маркетплейса и проверьте, действительно ли товар продаётся со скидкой;
  • пользоваться официальным приложением — это поможет избежать перехода на зеркальные сайты;
  • проверять адрес отправителя — обычно он имеет отличия от адресов, с которых отправляются официальные рассылки.

Пример: Марина получила рассылку от маркетплейса о предновогодней распродаже мультиварок. Она давно присматривала различные модели, но ничего не покупала, ожидая скидок. По ссылке из письма Марина оказалась на странице с нужным ей товаром и оплатила его.

После этого ей открылась форма, куда она вписала данные карточки, хотя ранее привязывала её к личному кабинету. Деньги со счёта списались, но в разделе «Статус заказа» никаких покупок не оказалось. Платёж был направлен не маркетплейсу, а мошенникам — теперь Марина будет внимательнее относиться к рассылкам.

Фальшивая техническая поддержка

Пользователю, оставившему плохой отзыв о торговой площадке, приходит личное сообщение в социальной сети от аккаунта с логотипом маркетплейса. Собеседник представляется менеджером техподдержки и предлагает уладить проблему, которая возникла у покупателя.

Обычно мошенники, представляющиеся специалистами техподдержки, предлагают вернуть покупателю деньги за товар или услугу, которой он остался недоволен. После этого они присылают ссылку, где нужно ввести реквизиты карты, куда вернут деньги.

В чём обман?

Преступники ищут в группах маркетплейсов в соцсетях людей, оставляющих негативные комментарии о заказах. Обещая вернуть потраченные деньги в двойном размере, они получают информацию о банковских реквизитах и используют её для кражи денег.

Пример: Марина купила мультиварку на официальном сайте маркетплейса, но доставка была перенесена на неделю. Она оставила отзыв о торговой площадке в социальной сети, и ей в этот же день написал мошенник, представляясь менеджером техподдержки.

Когда он прислал ей ссылку, куда нужно ввести банковские реквизиты, Марина отказалась, и беседа сразу была прервана ложным сотрудником. Чтобы не потерять деньги во второй раз, Марина обратилась за помощью в чат приложения маркетплейса, тем самым сохранив свои деньги и персональные данные.

Не передавайте три цифры с оборота карты (CVV-код) никуда — ни в социальных сетях, ни в мессенджерах. Если вам нужна помощь, обратитесь на официальный сайт торговой площадки или напишите в этот маркетплейс через приложение.

Предложения о работе

В мессенджеры от незнакомых людей приходят предложения о работе на маркетплейсе, которым покупатель чаще всего пользуется. При этом обязанности прописываются не слишком подробно, но доход обещают до нескольких десятков тысяч в день за работу продолжительностью 2-3 часа.

В чём обман?

Собеседник обещает, что всем обязанностям нового работника научит куратор, и утверждает, что для получения дохода нужно зарегистрироваться по специальной ссылке. По ней предлагают внести депозит, который якобы вернётся с процентами новому сотруднику. Однако после перечисления денег «сотрудничество» прекращается.

Пример: Марине пришло СМС с предложением о работе — «нужно только оставлять отзывы на определённые товары. Но чтобы вам за это платили, следует внести небольшой депозит, предварительно зарегистрировавшись по ссылке».

Марина не поверила такому предложению — она отказалась регистрироваться на стороннем сайте и вносить деньги. После этого она не получала новых сообщений с предложениями быстрого и простого заработка.

Не стоит верить обещаниям о высокой зарплате, для получения которой не нужно делать практически ничего. Непонятные формулировки, отсутствие прямых обязанностей, необходимость платить за трудоустройство, отсутствие трудового договора — явные признаки мошеннической деятельности. Как избежать обмана при поиске работы, мы уже рассказывали здесь.

Как распознать фальшивые интернет-магазины

Заказывать вещи можно не только на популярных маркетплейсах, но и в небольших интернет-магазинах.

Как убедиться в добросовестности их работы и проверить продавца:

  • читайте отзывы — убедитесь в том, что на магазин есть отзывы от реальных покупателей, и что он существует достаточно давно, у него есть реквизиты;
  • обратите внимание на цены — слишком низкая стоимость по сравнению со среднерыночной, необходимость полной предоплаты даже на самовывоз, небольшое количество вариантов оплаты — повод насторожиться;
  • читайте описания товаров — если в них много ошибок или описание не полностью соответствует позиции, а фото плохого качества — скорее всего, это поддельный сайт, поэтому заказывать что-либо на нём не стоит.

#кибербезопасность

#мошенничество

#безопасность

В избранное

Комментариев пока нет

Вам может быть интересно

  • Другие статьи этого раздела

    Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

    © 1997—2025 ПАО Сбербанк

    Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

    www.sberbank.ru

    На этом сайте используются Cookies.

    Подробнее