Продавцы слов: как заработать деньги и славу, став писателем

28.02.23

5 мин

header-image

Богатство и слава остаются важнейшими критериями успешной состоявшейся жизни во всём мире. Один из способов добиться всех этих целей разом, да ещё и занимаясь увлекательным творческим делом — стать знаменитым востребованным писателем. Рассказываем, как это получилось у авторов, чья литературная карьера может служить примером для ищущих своё место под солнцем.

Литературные рабы, восточные поэты, Пётр I и финансовая революция Пушкина

История выплаты денег за писательство начиналась на рубеже старой и новой эры — чуть больше 2000 лет назад. Обычай платить за литературные произведения появился в Римской империи. Не случайно само слово honorarium — латинское и означает «вознаграждение за услуги». Литература считалась услугой.

Причём гонорары за сочинение од, комедий или трагедий в Римской империи полагались только иностранцам и… рабам. Римские патриции тоже баловались сочинительством, но брать плату за такое несерьёзное занятие считали ниже собственного достоинства. Так что изначально литературные рабы были совсем не тем, чем стали сейчас — в наше время это безымянные авторы, которые пишут вместо известного, а тот продаёт написанное как свои произведения.

После распада Римской империи в 476 году н. э. гонорары за литературные произведения в Европе не платили более тысячи лет. Потому что литература была исключительно религиозной. А брать деньги за прославление бога считалось кощунством. Не говоря уже о том, что большинство таких произведений писали сами священнослужители.

Правда, восточные поэты раннего Средневековья иногда зарабатывали деньги литературным трудом. Например, величайший восточный поэт всех времён Саади Ширази, живший в ХIII веке, успел побывать и рабом в плену, и беженцем. А зарабатывал на жизнь сочинением панегириков-касыд (в таком случае ему платил заказчик, которого восславлял поэт), чтением проповедей (но тут ему платили именно за чтение) или участием в богословских спорах. Однако вернувшись в родной город, Шираз отказался стать придворным поэтом и, несмотря на славу, жил в уединении.

Другой всемирно известный восточный поэт Алишер Навои (1441-1501) зарабатывал деньги на государственной службе и сам оказывал покровительство художникам, музыкантам и учёным.

Средневековые бродячие артисты в Европе (ваганты, менестрели, жонглёры, шпильманы) получали деньги как подаяние именно в качестве исполнителей. При этом они не только пели песни и церковные гимны собственного сочинения, но и читали свои прозаические отрывки, часто сатирические по содержанию. К тому же они выступали анонимно, хотя их поэзия сохранилась в рукописных сборниках.

В превращении литературы в способ заработка в России важнейшую роль сыграли император Пётр I и «наше всё» Александр Сергеевич Пушкин. При Петре в России появились СМИ и, в результате церковной реформы, светская литература и нечто вроде издательского бизнеса. Правда, тогда издательства платили авторам за книги чаще не деньгами, а некоторым количеством экземпляров самой книги. Автор мог дарить их, а мог и пытаться продать.

Пушкин стал первым русским литератором, который сознательно стал продавать рукописи за гонорары. До этого писатели (а сочинительством занимались прежде всего дворяне или чиновники, люди не бедные) считали оскорблением получать деньги за литературный труд.

В 1824 году Пушкин написал настоящий манифест литературного бизнеса — стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Причём знаменитую фразу «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать», которую принято цитировать как подтверждение желания поэта получать деньги за своё творчество, в этом стихотворении произносит вовсе не поэт, а книгопродавец. Это он уговаривает поэта признать, что литература — труд, а в наш век каждый труд должен вознаграждаться. И что деньги важнее славы. В 1830 году Пушкин помог своему лицейскому товарищу Антону Дельвигу учредить «Литературную газету», менее чем за год (Дельвиг скоропостижно умер в январе 1831 года) ставшую самым популярным изданием в Российской империи.

Лев Толстой как зеркало русского литературного бизнеса

Поначалу именно Пушкин ставил рекорды финансового успеха среди русских литераторов. За «Евгения Онегина» в 1831 году ему заплатили астрономические 12 тысяч рублей — за такие деньги можно было арендовать на год 5-6 особняков в центре Москвы. Сейчас такие гонорары немыслимы.

Но даже рекордные гонорары плюс жалованье чиновника, доходы от имений и 5 тысяч рублей ежегодного вознаграждения за литературные труды, которое назначил Пушкину в том же 1831 году император Николай I, не спасли семью поэта от угрозы разорения. Известный невероятным мотовством и не отличавшийся финансовой дисциплиной Пушкин оставил после смерти долгов на гигантскую сумму 140 тысяч рублей. Весь этот долг покрыл лично император Николай.

А вот Лев Толстой, получивший в наследство состояние миллионера в пересчёте на сегодняшние деньги, поначалу в молодости чуть было не промотал его, но затем прекратил играть в азартные игры и вести светскую жизнь, благодаря чему сумел умножить капитал в несколько раз. Причём немалые доходы графу Толстому приносило не только образцовое ведение помещичьего хозяйства, но и литературное творчество.

Лев Николаевич не стеснялся жёстко торговаться за оплату своих произведений с издателями и публикаторами. Венцом стал гонорар в 500 рублей за печатный лист (это 25 страниц) романа «Война и мир», который Толстой выбил из журнала «Русский вестник», где первоначально публиковалась великая книга. Достоевскому, уже имевшему в то время славу одного из лучших русских писателей, в «Русском вестнике» платили минимум вдвое меньше. За некоторые другие романы Толстой тоже получал гонорары не меньше 20 тысяч рублей. На один такой гонорар можно было купить пару домов в Москве.

На чём зарабатывают самые богатые писатели в наше время

Общие ингредиенты коммерческого успеха нынешних самых богатых и знаменитых писателей — способность рисковать и менять жизнь, умение сочинить выдающегося персонажа или понятную массовому читателю разных стран историю, построить в произведениях свой особенный мир, не бояться пробовать себя в разных жанрах, творчески использовать достижения других писателей (не плагиат). И, конечно, кино.

Главный путь к богатству для писателей в наше время — доходы от экранизации их произведений и продажа авторских прав на экранизацию. Кино и сериалы стали главным «рекламным агентом» успешных писателей.

Вот две истории всемирно известных и богатых современных писателей, дающие вдохновляющий пример тем, кто начинает свой путь в литературе или мечтает об этом.

Джоан Роулинг. Писательница, сценаристка, кинопродюсер. Размер состояния — около 1 млрд долларов

Кто сейчас

самая богатая писательница планеты, первый и единственный в истории миллиардер среди писателей.

Как заработала

всего 25 лет назад бывшая научная сотрудница и секретарь-переводчик жила на социальное пособие и была безработной. Когда при печальных личных обстоятельствах (развод с мужем, смерть матери) у Роулинг появилось больше свободного времени, она реализовала свой давний замысел написать роман о мальчике-волшебнике.

Свою первую книгу Роулинг печатала на пишущей машинке и закончила в 1995 году. Спустя два года, в 1997-м, роман «Гарри Поттер и философский камень» был опубликован и оказался супербестселлером. В результате серия из ещё шести романов о Гарри Поттере и трёх дополнений к ним стала самыми продаваемыми литературными произведениями в истории человечества. Их суммарный мировой тираж с трудом поддаётся подсчёту, но определённо превысил 500 миллионов экземпляров. Экранизации книг о Гарри Поттере входят в десятку самых кассовых фильмов в истории человечества.

В результате Роулинг стала миллионершей всего через пять лет после публикации первого романа. При этом другие её произведения за пределами «Поттерианы», в том числе детективы, не так популярны.

Чему поучиться:

  • способности не бояться заняться литературой в солидном возрасте и реализовать давний замысел;
  • умению создавать оригинальный вымышленный, но человечный мир, следуя литературным традициям (два очевидных предшественника Роулинг по этой части — Джон Толкин с «Властелином колец» и Клайв Стейплз Льюис с «Хрониками Нарнии»);
  • мастерству создания выдающихся персонажей.

Пауло Коэльо, прозаик и поэт. Состояние — около 500 млн долларов

Кто сейчас

самый богатый неанглоязычный писатель мира, самый продаваемый в мире писатель на португальском языке. Живёт на две страны: в родной Бразилии и Франции.

Как заработал

мечтал быть писателем с детства, из-за чего в юности родители дважды помещали его на принудительное лечение в психиатрическую клинику, считая это желание опасной манией.Дальше в судьбе Пауло были тюрьма, смена религии, неожиданные духовные практики.

Литературную карьеру начинал как автор текстов песен. Писать романы и короткие притчи стал под влиянием работ знаменитого английского мистика Алистера Кроули. Свою самую знаменитую книгу — роман «Алхимик» — издал в 1988 году, когда ему был 41 год. Позднее она была экранизирована. Причём в данном случае Коэльо не побоялся взять за основу уже давно написанное известное произведение — «Алхимик» основан на рассказе «История о двух сновидцах» классика аргентинской литературы Хорхе Луиса Борхеса.

Другой его роман «Паломничество» стал основой компьютерной игры (ещё один важный способ дополнительного заработка писателей в современном мире). Сейчас книги Коэльо переведены почти на 70 языков и изданы более чем в 150 странах мира тиражом около 90 миллионов экземпляров. Коэльо отличает удивительная простота слога, за которую его часто критикуют, в том числе и в самой Бразилии.

Чему поучиться:

  • способности преломлять горький личный опыт в творчество;
  • умению говорить простым языком сложные вещи;
  • умению выдерживать резкую критику.

Выводы

  1. Писательский труд в современном мире может быть постоянным источником дохода и даже богатства.
  2. Литературное творчество можно совмещать с другими видами работы и заработка.
  3. Литература как способ разбогатеть похожа на инвестирование в акции и облигации: нужно угадывать конъюнктуру рынка, доход не гарантирован, но в случае успеха можно не только заработать большие деньги, но и получить заслуженную славу.
#любопытно
#работа

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Накопления/

Продавцы слов: как заработать деньги и славу, став писателем

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru