25.12.23
7 мин
Изначально на Руси с большим почтением относились к берёзе, именно с ней были связаны обряды культа. А ель терпеливо ждала своего звёздного часа, который случился в петровскую эпоху и ознаменовал переход на европейское летоисчисление — от Рождества Христова.
В знаменитом указе от 20 декабря 1699 года, помимо прочего, предписывалось украшать улицы и ворота домов хвойными ветвями к Новому году. Однако не было никаких распоряжений устанавливать атрибуты праздника внутри домов, поэтому после смерти Петра I об этом указе попросту забыли. Закрепилась традиция ставить ель только у кабаков и других питейных мест. Долгое время именно по ёлке, установленной около злачного заведения, можно было безошибочно определить его назначение.
Следующий шаг ко всеобщему признанию праздничной ели был связан с немецкими переселенцами. Выходцы из Германии охотно ехали в Петербург с момента его основания — и везли с собой европейские обычаи и традиции. Неудивительно, что первые рождественские символы стали появляться в домах иностранцев. Постепенно о красивом празднике для детей и об украшенной сладостями, игрушками и свечами ёлке узнавали и коренные петербуржцы.
Однако нарядное дерево долгое время воспринималось как часть иностранной традиции и с трудом приживалось в русских домах. Впрочем, мода на всё немецкое сделала своё дело, а популярность сказок Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и Андерсена «Ёлка» укрепили положение рождественского символа. Эти произведения стали чем-то вроде эталона в плане организации торжества.
Какое-то время праздник с участием ёлки считался исключительно детским, а век её был недолог: дерево устанавливалось в доме только на один вечер. Родители втайне мастерили игрушки и готовили подарки. Ветви украшали различными сладостями: яблоками, конфетами, орехами. Дети тем временем томились в ожидании. После этого наступала психологическая разрядка, когда ребятне позволяли «грабить ёлку»: срывать сладости, игрушки и буквально разрушать дерево. На следующее утро ель выбрасывали.
Героиня праздника, возможно, не стала бы столь популярной без знаменитых петербургских кондитеров. Многие из них были выходцами из Швейцарии и признанными мастерами своего дела. Невероятной красоты готовые ели можно было купить в кондитерских в канун торжества.
Чего только не было на ветвях — уменьшенные модели предметов, картонные игрушки с сюрпризами, цветы, китайские фонарики, сахарные фигурки. Спрос зачастую превышал предложение, богатые горожане вставали в очередь за чудесными ёлками и без раздумий тратили огромные суммы, чтобы только заполучить модное дерево.
В скором времени украшение елей стало чем-то вроде соревнования по тщеславию среди самых богатых семей столиц. Некоторые даже увешивали ёлку настоящими украшениями — серьгами, кольцами с драгоценными камнями, а ствол обвивали дорогими тканями.
К концу XIX века наша героиня наконец-то получила полное признание по всей России, а слово «ёлка» стало обозначать не только само дерево, но и праздник по случаю Рождества.
В это время закладываются семейные традиции: праздник из детского становится настоящим семейным, детей начинают активно привлекать к украшению ёлок и подготовке торжества. Появляется традиция чтения новогодних стихов.
В годы Первой мировой войны ёлку из-за германского происхождения запретил Синод. Невзлюбили дерево и большевики: в 1926-м власти назвали антисоветским обычай украшать рождественскую ель. Окончательно покончить с «поповским и буржуазным пережитком» решили в 1929 году на пике борьбы безбожников с религиозными праздниками. 25 декабря 1929 года стало первым рабочим Рождеством, а ёлка была объявлена вне закона.
Антиёлочная кампания активно проводилась в детских изданиях. Праздник ёлки отвергался как церковный обычай, кроме того, детей призывали выйти на защиту лесных красавиц и сохранить лес. Дежурные ходили по улицам и заглядывали в окна горожан, пытаясь найти запретные деревья. С этого момента ёлка уходит в подполье.
Впрочем, ненадолго — её возрождение, хоть и в несколько другом качестве, произойдёт довольно скоро. В 1935 году в газете «Правда» выходит статья партийного деятеля Постышева, в которой он осуждает «перегибщиков» и «неправильное уничтожение ёлки» и призывает организовать зимние торжества для детей. С тех пор новогоднее дерево становится непременным атрибутом праздника.
В канун 1938 года в Колонном зале Дома союзов водружают огромную ёлку с 10 тысячами игрушек. В годы Второй мировой войны ель украшают игрушечными солдатами и Дедом Морозом с автоматом. А с 1976 года по сегодняшний день главную ёлку страны устанавливают в Кремлёвском дворце.
Так в ходе истории ёлка оставила позади всех своих противников и остаётся с нами до сих пор. Как и полагается символу вечной жизни.
#любопытно
#семья
#стиль жизни
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruВам понравилась статья?
В избранное
Эта республика с каждым годом становится всё более востребованным туристическим направлением. Для отличного отдыха здесь есть всё – морское побережье, горные пейзажи, природные достопримечательности, гостеприимство, богатая история и вкуснейшая национальная кухня.
Во многих семьях родители не готовы регулярно давать детям карманные деньги. Они считают, что ребёнок должен их заработать: хорошими отметками в школе, помощью по дому и т. д. Вместе с федеральным экспертом Ассоциации развития финансовой грамотности, педагогом и психологом Ольгой Андреевой разбираемся: верно ли это? И нужно ли монетизировать успехи в учёбе и доброе отношение к членам семьи?
Сюда стоит ехать по многим причинам. Это и многовековая история (город впервые упоминается в летописях в 1221 году), и красота природы – Нижний Новгород расположен в живописнейшем месте на слиянии Волги и Оки. Город может предложить разнообразные маршруты: прекрасно сохранившийся исторический центр, дома-коммуны в стиле конструктивизма, промышленная эстетика и насыщенная жизнь Рождественской улицы, которая охотно принимает туристов в свои объятия.