У теории мёртвого интернета нет одного конкретного автора. Это плод коллективного воображения активных пользователей сети в разных странах мира. Появилась теория в разгар пандемии короновируса, в 2021 году. И до сих пор воспринимается многими людьми как очередная псевдонаучная конспирологическая теория заговора, не имеющая ничего общего с реальностью.
Сторонники этой теории утверждают, что реальный интернет умер ещё в 2016 году, а с тех пор любой контент на просторах всемирной паутины создают в основном боты, специально сгенерированные людьми алгоритмы и программы.
При этом три составные части мёртвого интернета, которые выделяют поклонники этой концепции, существуют на самом деле, и отрицать их невозможно:
Более того, развитие нейросетей с каждым годом порождает всё больше искусственно сгенерированного контента такого высокого качества, что его всё труднее отличить от созданного живыми людьми.
Дополнительную сложность в распознавании контента, созданного людьми или алгоритмами, создаёт широко распространённая в сети практика аватаров. Человек присутствует в виртуальном пространстве под ником, часто не имеющим никакого отношения к его реальному имени. И может вести себя совсем не так, как в повседневной реальной жизни. Под аватарами присутствуют в сети и боты.
Согласно международным исследованиям в области кибербезопасности, уже 49,6% трафика в глобальной сети формируется ботами. В этом смысле интернет мёртв по крайней мере наполовину.
При этом по данным на начало 2024 года в интернете по всему миру было зарегистрировано свыше 5,3 млрд человек, и их количество продолжает расти с каждым годом. В этом смысле интернет живее всех живых. Однако технологии мёртвого интернета всё более активно используются компаниями и банками в маркетинговых целях. Мёртвый интернет помогает зарабатывать живые деньги.
В Китае вошли в моду реалистичные цифровые блогеры, которые рекламируют различные товары на манер живых медийных персонажей. Эти продукты нейросети – дипфейки с искусственно созданной внешностью и почти неотличимым от человеческого голосом – становятся лицами брендов.
С более простым случаем мёртвого интернета – чат-ботами и голосовыми ботами – мы давно сталкиваемся в повседневной жизни. Такие боты дают нам юридические или финансовые консультации, отвечают на наши вопросы в контакт-центрах банков и компаний.
Роботы-консультанты, голосовые помощники с человеческими именами и с языковыми оборотами, всё более похожими на речь реальных людей, стали нормой для большинства крупных компаний, имеющих дело с частными клиентами и продажей массовых продуктов. Они есть не только в ИТ-компаниях, зарабатывающих на продвинутых интернет-сервисах, но и в банках или инвестиционных компаниях. Чат-боты активно используются онлайн-магазинами, образовательными интернет-сервисами.
При этом нейросети не только помогают продавать товары, созданные людьми – иногда с помощью тех же роботов и автоматизированных алгоритмов – но и сами начинают создавать продукцию на продажу. Рисуют картины, сочиняют коммерческие литературные произведения, технические инструкции к товарам.
Роботы-консультанты в инвестициях для массовых клиентов или управлении личными финансами состоятельных клиентов давно стали естественным элементом финансового бизнеса.
Более того, в том же инвестиционном бизнесе собственных ботов для сделок всё более активно используют сами инвесторы. С помощью технологий виртуального мира люди создают себе виртуальных же помощников для зарабатывания денег.
В каком-то смысле элементом экономики мёртвого интернета можно назвать и печать товаров на 3D-принтерах. Таким способом небольшие компании и даже индивидуальные предприниматели могут изготавливать детские игрушки, сувениры, чехлы для гаджетов, дизайнерскую посуду.
Однако в любом случае за мёртвым интернетом всегда – по крайней мере, пока – стоят живые люди. Они пишут алгоритмы для чат-ботов, голосовых помощников, нейросетей. Но если тот же искусственный интеллект выйдет из-под человеческого контроля, страшилки про восстание машин, которые стали так популярны в литературе и кино во второй половине ХХ века, покажутся нам добрыми невинными детскими сказками.
Мёртвый интернет помогает людям продавать и покупать товары, пользоваться финансовыми продуктами. Но он не заменит живое человеческое общение и не сможет решить за нас все проблемы, даже чисто потребительские. Живой человек всё равно важнее.
Вам понравилась статья?
В избранное
«Ты — мне, я — тебе»: история бартерного обмена с древнейших времён
Люди начали рассчитываться друг с другом товарами и услугами на заре человечества. Товаров становилось больше, появилась их стоимость, а потом и универсальная мера расчёта — деньги. Но одна из старейших форм торговли не исчезла и живёт до сих пор. Как зародился бартер, почему не пропал с появлением денег и как используется в современной России — в нашем материале.
«Вы продоёте рыбов?» 7 самых дорогих рыб на планете
Главным мемом минувшего лета стала фотография, на которой милые коты пытаются прицениться к улову, но рыбак или продавец сразу даёт понять, что рыба не продаётся и можно лишь полюбоваться. Иногда люди платят за одну-единственную рыбу сотни тысяч и даже миллионы долларов. Нам, как тем котам, осталось только изучить самые удивительные сделки с рыбой и морепродуктами, суммы которых больше походят на цену элитной недвижимости, чем на стоимость даров моря.
Почему в богатых странах всё дороже
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru