Онлайн-курсыЖурналПроверь себяСпецпроектыПодкасты
Утильсбор: кому и сколько нужно платить в 2025 году

Утильсбор: кому и сколько нужно платить в 2025 году

11.11.25

5 мин

Что внутри?

Получите основные тезисы

С 1 декабря 2025 года в России снова меняются ставки утилизационного сбора. Это платёж, который взимается за будущую переработку автомобиля, когда он отслужит своё. Утильсбор платят все – производители, импортёры и обычные автовладельцы, если машина ввозится из-за границы. Вместе со СберСовой разбираемся, кто и сколько заплатит за утильсбор.

Что такое утильсбор простыми словами

Утилизационный сбор – это государственный платёж, который взимается за будущую переработку автомобиля, когда он отслужит свой срок. Его регулирует статья 24.1 Федерального закона № 89 «Об отходах производства и потребления».

Зачем он вводился:

  • сократить вред для экологии – старые машины загрязняют воздух и почву;
  • обновить автопарк — и стимулировать выпуск новых, более экологичных моделей;
  • снизить нагрузку на бюджет — переработка автомобилей требует затрат.

Проще говоря, когда вы покупаете или ввозите машину, государство закладывает часть денег на её утилизацию в будущем. Это нужно для того, чтобы старые автомобили не превращались в бесхозный металл, а перерабатывались по правилам.

Кто должен платить: категории плательщиков

Утильсбор платят не только автопроизводители – в 2025 году обязанность распространяется почти на всех, кто ставит транспорт на учёт или ввозит его в страну.

  • Производители и импортёры. Компании, выпускающие или ввозящие автомобили на рынок России, платят утильсбор за каждую единицу техники. Этот платёж уже включён в конечную цену машины, так что покупатель у дилера обычно ничего дополнительно не платит.
  • Физические лица. Если вы покупаете автомобиль у официального дилера, сбор уже включён в стоимость. Но если вы ввозите машину из-за границы сами, платить утильсбор придётся самостоятельно. Это обязательное условие для постановки на учёт.
  • Юридические лица и организации. Фирмы, которые импортируют автомобили для коммерческого использования (например, автопарки, службы доставки, такси), также платят утильсбор.

Некоторые категории не платят утильсбор, например, если с года выпуска транспортного средства прошло более 30 лет. Также этот платёж не распространяется на дипломатические представительства и международные организации или временно ввезённые машины, не выпускаемые в свободное обращение.

Сколько нужно платить в 2025 году

Размер утильсбора рассчитывается по формуле:

базовая ставка * коэффициент,

где коэффициент зависит от типа транспорта. Эти коэффициенты утверждены до 2030 года и будут меняться от года к году.

С 1 декабря 2025 года в России изменится порядок расчёта утилизационного сбора для легковых автомобилей. Теперь сумма платежа будет зависеть от характеристик двигателя: его типа, объёма и мощности. Для более мощных машин применяется повышающий коэффициент – чем выше мощность, тем больше сумма сбора.

Базовая ставка для легковых машин остаётся неизменной – 20 тысяч рублей, но коэффициенты выросли почти для всех категорий. Они утверждены постановлением № 1291 от 26.12.2013 (в редакции 15.07.2025) – в таблице нужно выбрать строку с типом и объёмом двигателя ввозимой машины.

Для тех, кто покупает автомобили для личного пользования с мощностью до 160 л. с., льготы сохраняются.

Ставки останутся прежними:

  • для новых авто – около 3,4 тысяч рублей;
  • для машин старше 3 лет – около 5,2 тысяч рублей.
Пример расчёта

Вы ввозите подержанный автомобиль для личного пользования с объёмом двигателя 1,8 л, которому 5 лет. Для таких авто в 2025 году действует коэффициент 0,26. Утильсбор за такую машину составит 5200 рублей. Если ту же машину завозит юридическое лицо, коэффициент будет уже 58,7 и заплатить придётся более 1 млн рублей.

Основные изменения затронут автомобили мощнее 160 л. с., в том числе многие модели из Китая, Южной Кореи и Японии. Эксперты ожидают, что цены на такие машины могут вырасти на 1-2 млн рублей. Те владельцы, которые оплатили утильсбор по старым правилам до вступления новых норм, доплачивать ничего не должны.

С 2025 года вырос коэффициент и на квадроциклы со снегоходами. В отличие от прочего транспорта, значения для них не изменятся до 2030 года. Базовая ставка на этот транспорт составляет 172 500 рублей.

Пример расчёта

За ввоз нового снегохода с мощностью свыше 300 кубов придётся отдать чуть более 120 тысяч рублей.

Ставка на грузовой транспорт — 150 тысяч рублей, а коэффициент зависит от типа, массы и возраста машины. Данные об изменениях коэффициентов представлены на сайте ФТС.

Кроме того, при ввозе автомобиля учитывается экологический класс – показатель вредных выбросов транспортного средства. Он прописывается в свидетельстве о регистрации или ПТС. Если в документах этого параметра нет, выяснить его можно по VIN-коду автомобиля.

Машина с высоким экологическим классом получает своего рода экологическое преимущество при расчёте утилизационного сбора. Если техника соответствует современным нормам выбросов, то для неё могут применяться льготные коэффициенты.

Как и когда платить

Утильсбор – это обязательный платёж, без которого невозможно оформить автомобиль. Его оплачивают один раз, и чаще всего – до постановки машины на учёт или во время таможенного оформления.

Интересно: проверить, есть ли платёж, можно по отметке в ПТС (паспорте транспортного средства) или ЭПТС (электронном паспорте).

Если вы покупаете новый автомобиль у дилера, ничего дополнительно делать не нужно. Производитель или импортёр включает в конечную цену машины уже оплаченный им утильсбор. То есть вы фактически платите за него при покупке автомобиля в салоне.

При самостоятельном импорте утильсбор нужно заплатить при растаможке. Без подтверждения оплаты таможня просто не оформит документы. После этого вы получите квитанцию, которая потребуется при регистрации в ГИБДД.

Если вы покупаете подержанный автомобиль внутри России, утильсбор, вероятно, уже уплачен прежним владельцем – повторно платить не нужно.

Оплатить утильсбор можно через:

  • таможенного оператора;
  • в отделении банка;
  • через мобильное приложение.

После оплаты важно сохранить квитанцию – без неё регистрация в ГИБДД невозможна.

Последствия неуплаты или ошибок

Игнорировать утильсбор не получится – система устроена так, что без подтверждения оплаты вы не сможете оформить автомобиль. Этот платёж проверяется на нескольких этапах, и если что-то не совпадает, процесс регистрации останавливается автоматически.

Что грозит:

  • машину не поставят на учёт в ГИБДД;
  • возникнут проблемы при продаже или передаче прав собственности;
  • таможенная служба или ФНС отправит заказное письмо с уведомлением, что нужно оплатить недостающую сумму, а за каждый день просрочки будет начисляться пени.

Утилизационный сбор влияет на весь автомобильный рынок. Он помогает перерабатывать старые машины, защищает экологию и стимулирует производителей развивать сборку внутри страны.

Если знать, как всё устроено, никаких неожиданностей не будет. Проверьте документы, уточните сумму, сохраните квитанции – и вопрос с утильсбором закроется быстро и спокойно.

#по закону

#новости

В избранное

Комментариев пока нет

Вам может быть интересно

  • Другие статьи этого раздела

    Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

    © 1997—2025 ПАО Сбербанк

    Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

    www.sberbank.ru

    На этом сайте используются Cookies.

    Подробнее