

11.11.25
5 мин

Что внутри?
Получите основные тезисы
Утилизационный сбор – это государственный платёж, который взимается за будущую переработку автомобиля, когда он отслужит свой срок. Его регулирует статья 24.1 Федерального закона № 89 «Об отходах производства и потребления».
Зачем он вводился:
Проще говоря, когда вы покупаете или ввозите машину, государство закладывает часть денег на её утилизацию в будущем. Это нужно для того, чтобы старые автомобили не превращались в бесхозный металл, а перерабатывались по правилам.
Утильсбор платят не только автопроизводители – в 2025 году обязанность распространяется почти на всех, кто ставит транспорт на учёт или ввозит его в страну.
Некоторые категории не платят утильсбор, например, если с года выпуска транспортного средства прошло более 30 лет. Также этот платёж не распространяется на дипломатические представительства и международные организации или временно ввезённые машины, не выпускаемые в свободное обращение.
базовая ставка * коэффициент,
где коэффициент зависит от типа транспорта. Эти коэффициенты утверждены до 2030 года и будут меняться от года к году.
С 1 декабря 2025 года в России изменится порядок расчёта утилизационного сбора для легковых автомобилей. Теперь сумма платежа будет зависеть от характеристик двигателя: его типа, объёма и мощности. Для более мощных машин применяется повышающий коэффициент – чем выше мощность, тем больше сумма сбора.
Базовая ставка для легковых машин остаётся неизменной – 20 тысяч рублей, но коэффициенты выросли почти для всех категорий. Они утверждены постановлением № 1291 от 26.12.2013 (в редакции 15.07.2025) – в таблице нужно выбрать строку с типом и объёмом двигателя ввозимой машины.
Для тех, кто покупает автомобили для личного пользования с мощностью до 160 л. с., льготы сохраняются.
Ставки останутся прежними:
Основные изменения затронут автомобили мощнее 160 л. с., в том числе многие модели из Китая, Южной Кореи и Японии. Эксперты ожидают, что цены на такие машины могут вырасти на 1-2 млн рублей. Те владельцы, которые оплатили утильсбор по старым правилам до вступления новых норм, доплачивать ничего не должны.
С 2025 года вырос коэффициент и на квадроциклы со снегоходами. В отличие от прочего транспорта, значения для них не изменятся до 2030 года. Базовая ставка на этот транспорт составляет 172 500 рублей.
Ставка на грузовой транспорт — 150 тысяч рублей, а коэффициент зависит от типа, массы и возраста машины. Данные об изменениях коэффициентов представлены на сайте ФТС.
Кроме того, при ввозе автомобиля учитывается экологический класс – показатель вредных выбросов транспортного средства. Он прописывается в свидетельстве о регистрации или ПТС. Если в документах этого параметра нет, выяснить его можно по VIN-коду автомобиля.
Машина с высоким экологическим классом получает своего рода экологическое преимущество при расчёте утилизационного сбора. Если техника соответствует современным нормам выбросов, то для неё могут применяться льготные коэффициенты.
Утильсбор – это обязательный платёж, без которого невозможно оформить автомобиль. Его оплачивают один раз, и чаще всего – до постановки машины на учёт или во время таможенного оформления.
Интересно: проверить, есть ли платёж, можно по отметке в ПТС (паспорте транспортного средства) или ЭПТС (электронном паспорте).

Если вы покупаете новый автомобиль у дилера, ничего дополнительно делать не нужно. Производитель или импортёр включает в конечную цену машины уже оплаченный им утильсбор. То есть вы фактически платите за него при покупке автомобиля в салоне.
При самостоятельном импорте утильсбор нужно заплатить при растаможке. Без подтверждения оплаты таможня просто не оформит документы. После этого вы получите квитанцию, которая потребуется при регистрации в ГИБДД.
Если вы покупаете подержанный автомобиль внутри России, утильсбор, вероятно, уже уплачен прежним владельцем – повторно платить не нужно.
Оплатить утильсбор можно через:
После оплаты важно сохранить квитанцию – без неё регистрация в ГИБДД невозможна.
Игнорировать утильсбор не получится – система устроена так, что без подтверждения оплаты вы не сможете оформить автомобиль. Этот платёж проверяется на нескольких этапах, и если что-то не совпадает, процесс регистрации останавливается автоматически.

Утилизационный сбор влияет на весь автомобильный рынок. Он помогает перерабатывать старые машины, защищает экологию и стимулирует производителей развивать сборку внутри страны.
Если знать, как всё устроено, никаких неожиданностей не будет. Проверьте документы, уточните сумму, сохраните квитанции – и вопрос с утильсбором закроется быстро и спокойно.
#по закону
#новости
В избранное
Комментариев пока нет
На прошлой неделе индекс Мосбиржи практически не изменился. А в пятницу регулятор принял решение понизить ключевую ставку на 200 базисных пунктов — до 18%. Комментарии ЦБ на пресс-конференции были осторожными – дальнейшие снижения ставки будут возможны при сохранении текущих трендов. В SberCIB ожидают, что на сентябрьском заседании регулятор может снизить ставку еще на 200 базисных пунктов до 16%, а к концу года – до 15%.

Мы собрали важные мысли из выступлений и интервью представителей Центробанка за последние месяцы и подготовили сводный конспект. Ответы ЦБ помогут сориентироваться в экономической повестке и понять, чего ждать в обозримом будущем.

Индекс Мосбиржи показал V-образную динамику. Он отскочил на 5% вверх после минимума 3 сентября, и почти восстановился до уровня прошлой пятницы. На этой неделе одним из лидеров роста среди компаний индекса Мосбиржи стали бумаги «Сегежи». На это положительно повлияли закрытие коротких позиций и корпоративные новости. А ещё подросли бумаги «Глобалтранса». Они восстанавливались после сильных продаж на прошлой неделе, когда компания объявила, что не сможет возобновить дивидендные выплаты в ближайшем будущем.

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruНа этом сайте используются Cookies.
Подробнее
Вам понравилась статья?
0 / 2000