Как отличить дешёвые бесперспективные акции от временно недооценённых

27.07.22

5 мин

header-image

По отношению цены акций к показателям прибыли компаний, выручки, денежного потока, и т. д., российский рынок может считаться одним из самых недооценённых среди крупнейших в мире. Но некоторые компании могут стоить дёшево по объективным причинам — из-за проблем с их бизнесом. В таких случаях акции называют «ловушками стоимости»: купишь дёшево, но роста так и не дождёшься. Универсальных критериев для выявления «ловушек» нет, но можно попробовать воспользоваться признаками, которые предлагает обучающая платформа для инвесторов CFI.

1. Пик прибыли

Некоторые отрасли относятся к циклическим — прибыль компаний в значительной степени зависит от ситуации в экономике, развивающейся циклами. Примеры: нефтяной сектор, ретейл и многие другие из тех, что представлены на российском рынке.

Если компания находится в верхней стадии цикла, её прибыль и выручка могут быть на максимуме. Поэтому по мультипликаторам акция может казаться дешёвой. Однако затем может последовать снижение показателей, что приводит и к уменьшению стоимости акций.

2. Потеря доли на рынке

Если компания проигрывает долю рынка, это означает, что её долгосрочные перспективы пессимистичны. Классический пример из западной корпоративной истории — Nokia. В 2000-е годы компания была лидером рынка смартфонов, однако затем проиграла конкуренцию Apple.

Поэтому инвесторам важно анализировать, как развивается конкуренция в отрасли, где работает компания. Риск возрастает, если значительная доля выручки приходится на один продукт: компания может пострадать, если конкурент выпустит близкий аналог.

3. Неэффективные расходы

Даже если бизнес компании устойчив и приносит много денег, ими ещё важно грамотно распорядиться. Если компания тратит деньги неэффективно, в том числе на проекты или поглощения, которые не принесут существенного роста, она может стоить дёшево.

К примеру, телекоммуникационный гигант AT&T за несколько лет суммарно потерял около $52 млрд (или 75% вложений) из-за покупки оператора спутникового телевидения DirectTV в 2015 году. Причина: рост стриминговых сервисов, отбирающих аудиторию у ТВ.

4. Отсутствие понятной стратегии

Без чёткого плана развития компания не может развиваться и, возможно, будет проигрывать конкурентам. Так, к примеру, изменения в IBM, которая в 1980-е годы находилась в глубоком упадке, начались после того, как новый гендиректор компании Луи Герстнер представил план развития — и инвесторы поверили в компанию. Примерно такая же ситуация повторялась и в истории других крупнейших технологических компаний (Apple, Microsoft и др.), пишет профессор финансов в Нью-Йоркском университете Асват Дамодаран, автор известного учебника по инвестиционной оценке.

5. Высокие риски

Если для компании высоки риски регулирования, она может стоить дёшево. К примеру, многие китайские IT-компании в 2021 году сильно подешевели из-за того, что власти КНР усилили надзор за сектором. С учётом подобных рисков компании могут стоить дешевле аналогов.

Как избежать «ловушек стоимости»

Чтобы снизить риск вложений в плохую акцию, инвесторы проводят всесторонний анализ компаний: смотрят финансовые показатели, изучают перспективы её бизнеса, и т. д. Но даже в этом случае есть риск ошибиться. Поэтому не стоит забывать о правилах диверсификации.

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Доход от инвестирования не гарантирован. Инвестиционная деятельность сопряжена с риском неполучения ожидаемого дохода и потери части или всей суммы инвестированных средств. Банк обращает внимание Инвесторов, являющихся физическими лицами, на то, что на денежные средства, переданные Банку в рамках данных Условий, не распространяется действие Федерального закона от 23.12.2003. №177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации».
#фондовый рынок
#инвестиции

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Инвестиции/

Как отличить дешёвые бесперспективные акции от временно недооценённых

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru