Некоторые отрасли относятся к циклическим — прибыль компаний в значительной степени зависит от ситуации в экономике, развивающейся циклами. Примеры: нефтяной сектор, ретейл и многие другие из тех, что представлены на российском рынке.
Если компания находится в верхней стадии цикла, её прибыль и выручка могут быть на максимуме. Поэтому по мультипликаторам акция может казаться дешёвой. Однако затем может последовать снижение показателей, что приводит и к уменьшению стоимости акций.
Если компания проигрывает долю рынка, это означает, что её долгосрочные перспективы пессимистичны. Классический пример из западной корпоративной истории — Nokia. В 2000-е годы компания была лидером рынка смартфонов, однако затем проиграла конкуренцию Apple.
Поэтому инвесторам важно анализировать, как развивается конкуренция в отрасли, где работает компания. Риск возрастает, если значительная доля выручки приходится на один продукт: компания может пострадать, если конкурент выпустит близкий аналог.
Даже если бизнес компании устойчив и приносит много денег, ими ещё важно грамотно распорядиться. Если компания тратит деньги неэффективно, в том числе на проекты или поглощения, которые не принесут существенного роста, она может стоить дёшево.
К примеру, телекоммуникационный гигант AT&T за несколько лет суммарно потерял около $52 млрд (или 75% вложений) из-за покупки оператора спутникового телевидения DirectTV в 2015 году. Причина: рост стриминговых сервисов, отбирающих аудиторию у ТВ.
Без чёткого плана развития компания не может развиваться и, возможно, будет проигрывать конкурентам. Так, к примеру, изменения в IBM, которая в 1980-е годы находилась в глубоком упадке, начались после того, как новый гендиректор компании Луи Герстнер представил план развития — и инвесторы поверили в компанию. Примерно такая же ситуация повторялась и в истории других крупнейших технологических компаний (Apple, Microsoft и др.), пишет профессор финансов в Нью-Йоркском университете Асват Дамодаран, автор известного учебника по инвестиционной оценке.
Если для компании высоки риски регулирования, она может стоить дёшево. К примеру, многие китайские IT-компании в 2021 году сильно подешевели из-за того, что власти КНР усилили надзор за сектором. С учётом подобных рисков компании могут стоить дешевле аналогов.
Чтобы снизить риск вложений в плохую акцию, инвесторы проводят всесторонний анализ компаний: смотрят финансовые показатели, изучают перспективы её бизнеса, и т. д. Но даже в этом случае есть риск ошибиться. Поэтому не стоит забывать о правилах диверсификации.
#фондовый рынок
#инвестиции
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruВ избранное
Вам понравилась статья?
В прошлом году консалтинговая компании Knight Frank обобщила данные о том, во что вкладывают свое состояние самые обеспеченные люди по всему миру. Оказалось, деньги (наличные и депозиты) наиболее популярны у россиян, а в целом по миру самый популярный актив — акции.
Новички на фондовом рынке часто думают, что инвестиции — это сложно. Нужно много знаний, времени и денег. При этом риски зашкаливают: случится очередной кризис, и всё сгорит! Эти страхи по-человечески очень понятны, но есть действенный способ справиться с ними. Вот несколько правил, которые помогут разобраться в вопросе и начать создавать свой капитал.