header-image

Драгоценные клиенты: почему растёт серебряная экономика

11.09.24

5 мин

Современная экономика прежде всего ориентирована на клиента. Чем больше продуктов и услуг покупают люди, тем лучше развивается бизнес. Повсеместное повышение средней продолжительности жизни, причём активной, привело к развитию серебряной экономики. Рассказываем, что это такое и почему люди старше 55 лет становятся желанными клиентами для компаний и банков по всему миру.

Что такое серебряная экономика

Большинству из нас знакомо понятие «серебряная свадьба» – когда пара прожила в браке 25 лет. В демографии есть понятие «серебряный возраст», он начинается с 60 лет.

А серебряная экономика – это товары и услуги, ориентированные на интересы и желания потребителей 55+. Именно так определяется старшая возрастная категория в социологических, в том числе маркетинговых опросах: начиная с так называемого предпенсионного возраста и до глубокой старости. Причём это могут быть и специальные товары для старших возрастных категорий, и финансовые продукты, рассчитанные на всех людей.

Кроме того, к серебряной экономике относят компании, основатели которых старше 55 лет. Интересный факт – такие компании, как правило, имеют лучшую выживаемость на рынке.

А среди венчурных компаний, инвестирующих в самых модные инновационные проекты и технологии, компании серебряной экономики вообще доминируют. Как правило, инвесторы в возрасте 55+ уже накопили достаточный капитал, чтобы не бояться потратить часть этих денег на рискованные инвестиции, не гарантирующие отдачу, но способные привести к выдающимся научным или технологическим достижениям. К тому же такие инвесторы имеют многолетний опыт работы, а их научная подготовка и багаж знаний больше, чем у молодых венчурных инвесторов.

Итак, серебряная экономика – это продажа товаров и услуг для людей в серебряном возрасте, а также компании, которые созданы и управляются пожилыми людьми.

Что производит серебряная экономика

Одна из крупнейших мировых компаний по производству детского питания и пионер производства детских смесей недавно объявила, что теперь в числе главных направлений её бизнеса – разработка продуктов для пожилых людей. И назвала главной причиной такой смены приоритетов демографическую ситуацию в мире. Эти новые продукты должны решать проблемы стареющего населения, включая поддержание веса, сохранение мышечной массы, предотвращение дефицита питательных микроэлементов и контроль уровня сахара в крови.

Один из главных трендов серебряной экономики – производство специальных товаров и продуктов для людей старших поколений.

Это продукты питания, специальные линии косметики, сервисы по уходу и поддержанию здорового образа жизни, программы туризма и фитнеса для пожилых людей. В мире растут продажи так называемых роботов-компаньонов для индивидуального пользования, ориентированных на возрастных пользователей. Кроме того, пожилые клиенты – одна из главных фокусных групп для производителей и разработчиков беспилотных автомобилей. Такие беспилотные машины резко увеличивают мобильность людей старших возрастных категорий.

Производство лекарств исторически во многом ориентировано на людей серебряного возраста по естественным причинам.

В серебряной экономике появился еще один гораздо менее очевидный, но модный тренд – образовательные сервисы.

Люди либо выходят на пенсию, сохраняя активный образ жизни и любознательность, либо просто хотят сменить профессию и получить новые знания. Они стремятся получить дополнительное или новое образование. Поэтому образовательные онлайн- и офлайн-сервисы для людей в категории 55+ становятся всё более популярными, а многие вузы снимают возрастные ограничения на приём новых студентов.

Кроме того, пожилые россияне активно пользуются интернетом, мобильной связью и финансовыми продуктами. Российские банки выдают кредиты гражданам в возрасте до 70, а некоторые и до 75 лет. До 65 лет можно претендовать на ипотечный кредит. Разумеется, в таких случаях банки просят подтверждающие документы о здоровье заёмщиков.

Почему серебряная экономика выгодна для компаний?

Прежде всего, из-за гарантированного прироста клиентской базы. По данным ООН за последние 50 лет в мире количество пожилых людей пенсионного возраста – старше 65 лет – увеличилось почти в 6 раз, со 128 миллионов до 727 миллионов. К 2050 году, по прогнозам демографов, их количество в мире ещё удвоится и достигнет полутора миллиардов. По прогнозам Росстата, к 2036 году наибольшая численность населения России будет приходиться на возрастные группы 46-50 и 51-55 лет. Но и группа свыше 55 лет будет расти.

Вторая причина – хорошие цифровые навыки. В серебряный возраст постепенно входят поколения, которые овладели современными гаджетами, хорошо могут пользоваться мобильными приложениями и следят за обновлениями на рынке продуктов и услуг.

Кроме того, пожилые люди считаются более надёжными заёмщиками и потребителями. Они лучше, чем молодые знают, чего хотят. А производство специализированных товаров при росте численности этой возрастной группы гарантирует устойчивый рынок сбыта.

В России серебряная экономика находится в самом начале пути. Но и у нас появляется всё больше специальных продуктов и услуг для пожилых людей. Работают с этим возрастным сегментом и российские банки. Нет сомнений в том, что по объективным демографическим причинам эта экономика в ближайшие годы будет динамично развиваться.

#накопить
#финансы и деньги

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Экономика/

Драгоценные клиенты: почему растёт серебряная экономика

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru