
Вопрос, которым мы сегодня задаёмся, относится к области поведенческой экономики. Это направление зародилось ещё в 50-е годы ХХ века, но не теряет своей актуальности по сей день. Наука изучает, как наши эмоции и состояния влияют на принятие решений. Например, на инвесторов могут влиять не только котировки ценных бумаг, но даже погода или цвет рекламного баннера брокера.
Чтобы внешние факторы как можно меньше отражались на ваших решениях, можно провести сухой анализ фактов и вывести наглядный итог, насколько цель оправдывает средства.
Этот анализ поможет вам не только лучше управлять деньгами, но и осознать, что покупки — это не просто вещи, а часть вашей жизни и эмоционального состояния.
Кроме сухих фактов о конкретной покупке важно взглянуть на личную ситуацию в целом. Вот несколько шагов, которые могут помочь принять взвешенное решение:
Прежде чем принять решение, важно чётко понять своё финансовое положение. Сюда входят: текущие доходы и расходы, существующие долги и обязательства (ипотека, кредиты), размер сбережений, наличие финансовой подушки безопасности на случай непредвиденных обстоятельств.
Сравните покупку с другими возможностями, которые могут быть у вас на данный момент: могли бы вы использовать эти деньги на что-то другое, более важное или выгодное? Есть ли другие способы удовлетворить желание, например, покупка менее дорогого товара, но с тем же функционалом? Подумайте, приносит ли вам идея владения товаром больше радости, чем другие вещи, которые вы могли бы позволить себе на эти деньги.
Покупка под влиянием эмоций может быть импульсивной. Дайте себе время на обдумывание: подождите хотя бы сутки, а лучше — пару недель, чтобы эмоции утихли, и проверьте, останется ли желание таким же сильным. За это время вы сможете ещё раз взвесить все плюсы и минусы приобретения.
Иногда наши желания могут быть реализованы другим, менее затратным способом. Главное — найти вариант, который принесёт радость, не ставя под угрозу ваше финансовое благополучие.
Покупка может приносить моментальное удовольствие или радовать на протяжении долгого времени. Подумайте, насколько текущее решение о покупке повлияет на долгосрочную перспективу.
Если покупка действительно так ценна для вас с эмоциональной точки зрения, это тоже имеет значение. Иногда важные для нас вещи приносят радость и удовлетворение, которые сложно измерить деньгами.
Выпишите несколько покупок, которые вы считали ошибочными или импульсивными. Найдите в них скрытую ценность — возможно, они давали вам чувство комфорта, статус, восхищение, снижали тревогу. Понимание скрытой ценности поможет начать анализировать будущие траты. Вы можете научиться приоритизировать свои желания и выбирать наиболее «правильные» для вашего состояния.
Следующим шагом разделите такие расходы по признакам: можно ли не тратить на это деньги вообще, можно ли тратить больше или меньше, можно ли планировать эти траты заранее. Также подумайте, какие покупки приносят радость, а какие вызывают чувство вины, сколько времени и энергии уходит на покупки, и влияет ли это на вас и ваших близких, насколько эти расходы отражаются на всём бюджете и достижении финансовых целей.
| Оценка импульсивности | Необходимость |
| Скрытая ценность | Комфорт из-за близости к дому, как следствие — переплата за клинику |
| Финальная эмоция | Осознание необходимости |
| Затраченные время и энергия | Минимум |
| Можно ли не тратить? | Точно нет |
| Можно ли сэкономить? | Скорее да |
| Можно ли планировать эти траты заранее? | Нет |
| Влияние на финансовые цели | Оплата по кредитной карте, а соответственно — появление задолженности |
| Оценка импульсивности | Импульсивная покупка |
| Скрытая ценность | Принадлежность к группе, статус |
| Финальная эмоция | Чувство вины |
| Затраченные время и энергия | Достаточно много |
| Можно ли не тратить? | Да |
| Можно ли потратить меньше? | Да |
| Можно ли планировать эти траты заранее? | Нет |
| Влияние на финансовые цели | Негативное |
Как видно из примеров, чтобы лучше понимать свои траты, важно оценивать каждую покупку с точки зрения её ценности и эмоций. Проблема заключается в том, что обстоятельства, в которых покупка совершалась, меняются, а в новых реалиях человек обычно не может воспроизвести и ощутить свою прошлую мотивацию к покупке. Такие траты мы можем даже счесть «неправильными», но раз они были совершены — значит, давали в моменте нечто большее, чем просто товар или услугу. Тратя деньги, мы покупаем эмоции и ощущения, спокойствие, статус, принадлежность к группе, снимаем стресс или тревогу, радуем себя, поддерживаем самооценку и т. д.
Если вы понимаете, что покупка принесёт вам истинное счастье и станет важной частью жизни, и при этом она не нанесёт значительного ущерба бюджету, то, возможно, это стоит того. Взвешенное решение — это баланс между рациональными и эмоциональными аспектами. Важно оценить, насколько покупка впишется в ваше финансовое положение, какие долгосрочные обязательства она на вас наложит и действительно ли эта покупка стоит тех денег, которые вы планируете потратить.
#потратить
В избранное
Комментариев пока нет
Вы зашли в магазин за хлебом и кефиром, а вышли с несколькими пакетами в руках, не понимая, как это произошло? Каждому из нас знакома эта ситуация. Но паниковать не стоит. Дело не в плохой памяти и даже не в отсутствии силы воли — просто в магазине всё устроено так, чтобы вы бессознательно расширили свой список покупок. Рассказываем про маркетинговые уловки, которые влияют на наш спрос.

Многих из нас с детства учат правилу: давай в долг столько, сколько сможешь простить. Но что делать, если близкий родственник или друг попал в безвыходную ситуацию и ему срочно нужны немалые деньги? Рассказываем, как правильно давать или брать в долг крупные суммы.

Если денег еле хватает до следующей зарплаты, скорее всего, человек или слишком мало зарабатывает — или просто живёт не по средствам. Поговорим о том, что заставляет людей безудержно тратить, какие признаки указывают на то, что бюджет трещит по швам, и что с этим делать.

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruНа этом сайте используются Cookies.
Подробнее
Вам понравилась статья?
0 / 2000