

Годовая динамика погрузки на сети РЖД с осени прошлого года стала отрицательной. Ключевые факторы – падение погрузки угля и металлургических грузов из-за слабой экспортной конъюнктуры, а также снижение погрузки строительных грузов из-за окончания инфраструктурных проектов в России в прошлом году и перетока части этих грузов на автотранспорт. Падение погрузки на сети РЖД по итогам 10 месяцев 2024 года достигло 4,2% (минус 4% за 9М24). При этом в октябре оно достигло минус 6,2%. Грузооборот по итогам 10М24 снизился на 5,6% г/г (минус 5,3% за 9М24).

Источник: РЖД, SberCIB Investment Research

Источник: РЖД, SberCIB Investment Research
Незначительное снижение из крупных категорий грузов показывают нефть и нефтепродукты. Рост зафиксирован в категории удобрений из-за расширения мощностей у российских производителей, отсутствия прямых санкций, повышенного спроса со стороны Европы и Латинской Америки, а также промсырья и прочих грузов, прежде всего контейнерных. Тем не менее стоит отметить, что в октябре у удобрений темпы роста сошли на нет, а в сегменте прочих грузов годовая динамика отрицательная.

Источник: РЖД, SberCIB Investment Research

Источник: РЖД, SberCIB Investment Research
Спотовые ставки аренды для полувагонов, публикуемые RailCommerce, на конец октября составили 2 779 руб./сут. Относительно декабря 2023 г. снижение составило 6%, что выглядит незначительным, учитывая степень падения погрузки. Высокий уровень ставок поддерживается за счет возросшей рыночной цены вагонов.

Источник: РЖД, SberCIB Investment Research

Источник: RailCommerce, SberCIB Investment Research
Такая динамика ставок также несколько лучше нашего прогноза (2 500 руб. на конец 2024 года и 2 715 руб. в среднем в 2024).

Источник: РЖД, SberCIB Investment Research
Перевалка в морских портах РФ с начала года снизилась на 3,5%, в основном за счет сокращения в таких сегментах, как уголь, нефтепродукты и черные металлы. Данные в целом коррелируют с погрузкой на сети РЖД.

Источник: АМТП, SberCIB Investment Research

Источник: АМТП, SberCIB Investment Research
Погрузка у НМТП за 9М24 также снизилась, но темпы падения были ниже, чем в целом по рынку (минус 0,6% г/г против минус 3,5% г/г). В частности, динамика в Новороссийске у НМТП была лучше, чем в целом у российских морских портов в Азово-Черноморском бассейне (соответственно плюс 0,8% против минус 7,5%). При этом снижение по нефтепродуктам было ниже, чем по российским портам, а по руде и углю компания показала уверенный рост более чем на 50%, в то время как российские морские порты в целом увеличили перевалку руды на 13%, а перевалку угля сократили на 12%.
Снижение перевалки нефти на 1,0% г/г и нефтепродуктов на 8,6% г/г через российские порты по итогам 9М24, как мы полагаем, могло отразиться и на объемах перевозок Совкомфлота, который обеспечивает перевозку около 15% российской нефти и нефтепродуктов морским путем, в том числе из-за эффекта санкций США против компании.
Кроме того, спотовые ставки фрахта для танкеров Aframax в 3К24 были под сезонным давлением и снизились примерно на 30–35% кв/кв. Но средние уровни были сопоставимы или даже выше, чем в 3К23, хотя в 2К24 ставки были ниже, чем в 2К23. В тоже время стоит отметить, что восстановление ставок в октябре пока идет медленно, и такого взрывного роста, как в 4К23 (на 30% к уровню 3К23), мы вряд ли увидим из-за слабого спроса на нефть.

Источник: Fearnleys, Teekay Tankers, Clarksons, SberCIB Investment Research

Источник: Fearnleys, Baltic Exchange, SberCIB Investment Research
С учетом текущей динамики мы немного повышаем наш прогноз спотовых ставок – на 3% с $40,4 тыс. до $41,5 тыс. Однако для Совкомфлота с учетом негативного эффекта санкций среднегодовой уровень вмененных ставок мы снижаем на 9% до $37,7 тыс.

Источник: Fearnleys, Teekay Tankers, Clarksons, SberCIB Investment Research

Источник: компания, SberCIB Investment Research
По итогам 9М24 Группа Аэрофлот увеличила объем перевозок на 18,7% г/г, опередив остальные российские компании, у которых он снизился на 3,9% г/г. Только благодаря позитивной динамике Группы Аэрофлот российские авиаперевозчики в совокупности смогли увеличить перевозки на 6,1%. Наибольшие темпы роста Группа Аэрофлот и остальные российские авиакомпании показали на международных направлениях - соответственно 38,3% и 9,7%, благодаря появлению доступного флота для таких полетов на фоне страхового урегулирования с западными лизинговыми компаниями. Это урегулирование позволяет восстанавливать международные авиаперевозки без риска ареста судов за границей.

Источник: компания, Росавиация, SberCIB Investment Research

Источник: компания, Росавиация, SberCIB Investment Research
Однако из-за общего дефицита авиапарка, вызванного недоступностью западных авиасудов и сложностями в эксплуатации оставшихся западных, многие авиакомпании были вынуждены ограничить часть перевозок. Это затронуло в первую очередь внутренние направления.
На этом фоне Группа Аэрофлот, у которой проблема обслуживания оказалась не столь острой, смогла не только опередить рынок на международных направлениях, но и дополнительно нарастить авиаперевозки в России.
На фоне более сильных, чем ожидалось, операционных результатов с начала года руководство Группы в сентябре во второй раз за год повысило прогноз перевозок на 2024 год – до 55 млн человек с 53 млн человек.
До этого компания повышала прогноз в июне с более чем 50 млн человек. Мы учли в модели обновленный прогноз, который предполагает увеличение рыночной доли группы с 38,5% до 42,2% с учетом иностранных перевозчиков и с 44,9% до 49,7% среди российских авиакомпаний.
Мы прогнозируем, что рынок в целом в 2024 году вырастет в 1,5 раза больше, чем ВВП, то есть на 6% против 4%. Однако к 2025-2026 годам это соотношение уменьшится соответственно до 0,7 и 0,6 из-за дефицита провозных емкостей. Поставки новых российских воздушных судов, которые должны заменить выбывающий иностранный парк, задерживаются примерно на три года – до конца 2026.
Тем не менее бурный рост перевозок в 2024 году обеспечил почти полную загрузку доступных мощностей Группы Аэрофлот. Загрузка превышает 90%, как у лоукостеров, и в 3К24 была на 4–5 п. п. выше, чем в среднем в третьем квартале в 2019–2023 гг. На фоне ограниченности провозных емкостей мы ждем, что после сильного роста в 2024 году объем авиаперевозок у Группы Аэрофлот в 2025 останется на том же уровне.

Источник: компания, Росавиация, SberCIB Investment Research
С конца 2023 года среди компаний транспортного сектора только акции Аэрофлота смогли опередить индекс полной доходности МосБиржи. Котировки Аэрофлота показали впечатляющую динамику и выросли более чем на 60%, в то время как индекс потерял почти 8%. Росту котировок Аэрофлота способствовали его сильные операционные и финансовые показатели, превысившие ожидания рынка. Кроме того, в конце 2023 года акции компании неоправданно оказались под давлением, что создало эффект низкой базы. В результате бурного роста в текущем году акции компании смогли почти полностью наверстать отставание от индекса, которое наблюдалось в 2023 году. Остальные анализируемые нами транспортные компании с конца 2023 года упали в цене (с поправкой на доход от дивидендов) на 17–40%, отстав от индекса. Помимо общего фактора рыночной коррекции, вызванной ростом ключевой ставки, у каждой из компаний были также специфические причины снижения котировок в текущем году:
█ Совкомфлот – расширение санкций США против компании и снижение спотовых ставок фрахта на танкеры.
█ Глобалтранс – отсутствие прогресса в вопросе возобновления дивидендных выплат и делистинг расписок с МосБиржи (удержать котировки от более сильного снижения помогла оферта на выкуп по цене 520 руб., которая закончилась 6 ноября).
█ НМТП – продление самоограничений России по добыче и экспорту нефти в 2024 году и временные запреты на экспорт нефтепродуктов. Наливные грузы составляют большую часть перевалки в терминалах НМТП.
█ FESCO – более умеренный рост объемов перевозки контейнеров из-за сложностей с платежами за импорт и падение тарифов на перевозку контейнеров. Помимо этого, негативное влияние оказали снижение перевалки в Дальневосточном бассейне и сохранение заторов на Восточном полигоне железной дороги.

Источник: МосБиржа, SberCIB Investment Research

Источник: МосБиржа, SberCIB Investment Research
В то же время даже с учетом прошедшей коррекции и худшей в секторе динамики в 2024 году наибольшую полную доходность с 22 февраля 2022 года принесли акции Совкомфлота (около 87%), НМТП (около 81%), а также FESCO (около 82%). Мы полагаем, что в случае с Совкомфлотом и НМТП помимо возросших доходов это объясняется наличием дивидендов: из всего сектора только эти две компании стабильно платили дивиденды в 2023 и 2024 гг. Это подчеркивает важность дивидендного фактора для инвесторов. FESCO в 1П23 значительно опережала по динамике остальные компании сектора (на фоне роста доходов), но позднее нивелировала большую часть роста.
После волны продаж акции компаний сектора торгуются дешевле среднеисторических уровней. Наиболее дорогостоящая компания в секторе по мультипликатору P/E на 2025 год – FESCO (5,5 против медианы по всем компаниям около 4,0), бумаги которой имеют оценку ПРОДАВАТЬ. Самая недорогая компания по этому показателю – Аэрофлот (3,5).
По дивидендным выплатам в 2025 году все компании, кроме FESCO (нет дивидендов), по текущим котировкам предлагают сопоставимую доходность – от 12% до 13%. С учетом уже прошедших двух лет относительно гарантированные выплаты – у Совкомфлота и НМТП. Аэрофлот не платил дивиденды шесть лет и возврат к выплатам по итогам успешного 2024 года – возможный, хотя и не гарантированный сценарий.

Источник: SberCIB Investment Research
Сравнение с иностранными аналогами по мультипликаторам сейчас не очень релевантно, учитывая, что на российском рынке сейчас практически отсутствуют иностранные инвесторы, а стоимость капитала существенно выше.
Мы скорректировали операционные и финансовые прогнозы для компаний сектора, а также оценки анализируемых компаний на 2024–2025 гг.
Уточненные макропараметры – повышен прогноз ключевой ставки на 2024–2026 гг. и стоимости корпоративного долга, вслед за которыми пересмотрена и безрисковая ставка, используемая при дисконтировании. Кроме того, понижен курс рубля, что позитивно для Совкомфлота.
СОВКОМФЛОТ
Мы понизили целевую цену акций Совкомфлота на 10% до 126 руб. из-за обновленного прогноза эффективных ставок фрахта на танкеры Aframax у Совкомфлота (снижены на 9% и 7% на 2024–2025 гг.), а также пересмотра безрисковой ставки после роста доходностей ОФЗ. По итогам 2024 год наш обновленный прогноз предполагает снижение скорректированной чистой прибыли в долларах на 39% из-за эффекта санкций и общей коррекции ставок на рынке. В 2025 году прибыль может сократиться, но незначительно – еще на 3%. В то же время благодаря сильному балансу (чистый долг около нуля на середину 2024 года) и ограниченным инвестициям компания продолжит генерировать значительный свободный денежный поток (СДП). С учетом просевших котировок доходность СДП превышает 30%. Акции компании торгуются с привлекательными коэффициентами на 2025 год –P/E около 3,8 и EV/EBITDA 1,7– это на 50% и 60% ниже медианного значения за 2020–2023 гг. Дивидендную доходность за 2024 и 2025 гг. мы оцениваем соответственно на уровне 12% и 13%. При этом сильный баланс компании позволяет увеличить коэффициент дивидендных выплат выше стандартного уровня для госкомпаний 50%. Мы сохраняем оценку ПОКУПАТЬ акции Совкомфлота.

Источник: SberCIB Investment Research
АЭРОФЛОТ
Операционные показатели за 9М24 и финансовые результаты по МСФО за 1П24 были очень сильными. За 9М24 Группа Аэрофлот увеличила перевозки на 18,7% г/г, опередив остальные российские авиакомпании, которые их снизили на 3,9% г/г. Сильные операционные показатели вместе с ростом доходных ставок привели к рекордным финансовым результатам. Мы прогнозируем, что в 2П24 компания заработает еще 36 млрд руб. скорректированной чистой прибыли и по итогам 2024 года показатель может достичь рекордных 62 млрд руб., что на 106% выше нашего предыдущего прогноза. Высокая прибыль позволяет рассчитывать на возобновление дивидендов, которые компания не платила их шесть лет из-за убытков, заинтересованность в получении которых есть у контролирующего акционера - ФНБ. При 50%-й норме выплат для госкомпаний дивиденд может составить около 7,8 руб. на акцию, что эквивалентно доходности 13%. Рост показателей замедлится в 2025–2026 г. из-за ограниченности провозных емкостей, но этот же фактор будет поддерживать высокие ставки доходности и дальнейший, хотя и более медленный, рост прибыли в эти годы. С учетом эффекта от повышения финансовых прогнозов, частично компенсированного эффектом от роста стоимости капитала мы повышаем целевую цену до 80 руб. за акцию Аэрофлота и сохраняем по ним оценку ПОКУПАТЬ.

Источник: SberCIB Investment Research
НМТП
Мы ожидаем, что в 2П24 рост выручки НМТП замедлится до 8% г/г против 12% г/г в 1П24 на фоне более умеренных годовых темпов перевалки и роста доли грузов с меньшей удельной выручкой на тонну. В частности, в 3К24 наблюдалось улучшение динамики в перевалке нефти и удобрений при ухудшении динамики в рудных грузах и угле из-за слабой внешней конъюнктуры. В то же время в 2П24 EBITDA может вырасти на 26% г/г, а чистая прибыль – на 56% г/г. Этому будут способствовать низкая база 2П23, когда компания списала 3,3 млрд руб. дебиторской задолженности в составе расходов, а также более высокие процентные доходы на фоне роста ключевой ставки ЦБ (у НМТП на балансе на конец 1П24 было 42 млрд руб. денежных средств после 29 млрд руб. на конец 2023 года). По итогам 2024 года мы прогнозируем рост выручки на 10% г/г и увеличение рентабельности по EBITDA до с 64% до 70%. Чистая прибыль достигнет 41 млрд руб. (плюс 36% г/г). На 2025-2029 гг. мы прогнозируем рост выручки НМТП на 4–6% ежегодно и сохранение рентабельности по EBITDA около 70%, а по чистой прибыли – на уровне 55% благодаря снижению стоимости топлива (более низкие затраты на бункеровку). С учетом сильного баланса, высокой маржинальности и достойной дивидендной доходности мы сохраняем оценку ПОКУПАТЬ акции НМТП, несмотря на снижение целевой цены на 11% до 11,4 руб

Источник: SberCIB Investment Research
FESCO
Мы прогнозируем улучшение динамики финансовых показателей в 2П24 после относительно слабого 1П24, что объясняется динамикой базы сравнения. В 1П23 тарифы на перевозку контейнеров еще оставались высокими и заметно снизились только в 2П23, поэтому база годового сравнения для 1П24 была высокой, а для 2П24 будет более низкой. Поэтому мы ожидаем, что после снижения на 15% г/г в 1П24 выручка в 2П24 уменьшится всего на 12%. Одновременно с этим сокращение затрат на бункеровку из-за снижения цен на топливо и оптимизация административных расходов должны поддержать рентабельность по EBITDA, которая, по нашим оценкам, может составить 27% после 21% в 1П24. В случае положительной валютной переоценки чистая прибыль FESCO в 2П24 может достичь 9,1 млрд руб. после 2,1 млрд руб. в 1П24. По итогам 2024 года мы прогнозируем снижение выручки FESCO на 12% до 152 млрд руб. и сокращение рентабельности: по EBITDA – до 24%, по чистой прибыли – до 7%. Несмотря на умеренную долговую нагрузку (1,0 по показателю «чистый долг/EBITDA» за 2024 год), мы не ожидаем дивидендов от компании ни по итогам 2024 года, ни в среднесрочной перспективе. Отсутствие дивидендов и неуверенная динамика операционных и финансовых показателей вместе с замедляющимся товарооборотом с дружественными странами не оправдывают высоких мультипликаторов. По P/E на 2025 год (5,5) FESCO торгуется с премией как к своему медианному значению за пять лет (2,5), так и относительно других компаний из транспортного сектора (около 4,0), что представляется неоправданным. Мы сохраняем оценку ПРОДАВАТЬ бумаги FESCO. Целевая цена снижена на 11% до 40 руб. за акцию из-за ухудшения финансовых прогнозов и роста ставки дисконтирования.

Источник: SberCIB Investment Research
ГЛОБАЛТРАНС
Компания 7 октября объявила о планах прекратить листинг расписок на Московской бирже и получить листинг в Казахстане (AIX). Торги в режиме Т+1 приостановлены с 18 октября. Делистинг с МосБиржи – 12 ноября. До 6 ноября действовало тендерное предложение по выкупу расписок по цене 520 руб. за шт. у держателей, права которых зарегистрированы в НРД и СПБ Банке. Мы отозвали свою оценку и целевую цену по компании, но наши финансовые прогнозы по ней, обновленные в конце августа 2024 года (перед публикацией результатов за 1П24), остаются в целом актуальными. В информационных целях в обзоре мы приводим наши последние прогнозы по компании, что может быть полезно для российских инвесторов, по-прежнему владеющих бумагами компании за пределами НРД и СПБ Банка, т. к. эти бумаги будут торговаться на AIX. В целом отмечаем, что сейчас ситуация в российском секторе ж/д перевозок непростая из-за проблем на экспортных рынках (особенно в сегментах угля и металлов) и окончания крупных строительных проектов в России (падение погрузки строительных материалов). В то же время уровень ставок аренды вагонов и оперирования ими остается высоким, что компенсирует операторам потери доходов от снижения погрузки.

Источник: компания, SberCIB Investment Research
Совкомфлот. По нашей оценке, рентабельность Совкомфлота по скорректированной чистой прибыли в 2024–2025 гг. сократится из-за снижения рыночных ставок фрахта танкеров с рекордного уровня 2023 года. В то же время снижение будет относительно умеренным благодаря чистой денежной позиции, а уровень рентабельности (соответственно 38% и 43%) должен остаться выше среднего за 5 лет (23%).
Аэрофлот. Мы прогнозируем выход Аэрофлота в плюс в этом году по скорректированной чистой прибыли и сможет показать рекордную прибыль. Рентабельность достигнет 7,5%, которая, как мы прогнозируем должна еще немного подрасти в 2025–2026 гг. за счет роста ставок.
НМТП. Рентабельность НМТП в 2024–2025 гг., хотя и не вернется к рекорду 2022 года (63%), все равно будет самой высокой из анализируемых в обзоре компаний (более 50%). НМТП, как и Совкмофлот, имеет чистую денежную позицию.
FESCO. Рентабельность FESCO в 2024 году опустится ниже 10% из-за падения ставок (более 21–23% в 2022–2023 гг.), но должна частично восстановиться в 2025 (около 15%).
Глобалтранс. В 2024 году мы ждем рекордной рентабельности – более 40%, которая в дальнейшем будет уменьшаться вслед за снижением ставок на вагоны и ростом затрат.

Источник: компании, SberCIB Investment Research

Источник: компании, SberCIB Investment Research

Источник: компании, SberCIB Investment Research

Источник: компании, SberCIB Investment Research
Все компании транспортного сектора имеют сильные балансы. В частности, НМТП и Глобалтранс уже имеют чистую денежную позицию, у Совкомфлота она ожидается на конец 2024 года, а долговая нагрузка FESCO находится на комфортном уровне (ЧД/EBITDA около 1). У Аэрофлота самая высокая долговая нагрузка среди компаний сектора (ЧД/EBITDA около 3), но для авиации такой уровень долга комфортен, так как весь авиапарк, как правило, находится в лизинге.
Сильный баланс с высокой рентабельностью у НМТП и Совкомфлота – залог сохранения будущих дивидендных выплат и возможного повышения нормы выплат. Достижение чистой прибыли и нормализация долговой нагрузки Аэрофлота также позволяют ему технически вернуться к выплате дивидендов по итогам 2024 года после шестилетнего перерыва.
Акции Совкомфлота, НМТП и Аэрофлота обеспечивают в целом сопоставимый уровень дивидендной доходности в 2025 году (за 2024) – в пределах 12–13%. В то же время наши прогнозы предполагают по итогам 2025 года рост дивидендных выплат у Аэрофлота и некоторое их увеличение у НМТП. У Совкомфлота дивиденды по итогам 2025 года могут снизиться.


Согласно нашей модели, в случае направления 50% чистой прибыли на дивиденды дивидендная доходность Аэрофлота в 2025 году (по дивидендам за 2024 год) может составить 13%, а в 2026 году (за 2025 год) до 14%, что сопоставимо с уровнями Совком-флота и НМТП.

Источник: компания, SberCIB Investment Research

Источник: компания, SberCIB Investment Research
Дивиденды НМТП, по нашим оценкам, в 2025 году вырастут примерно на треть и могут обеспечат дивидендную доходность около 12%.

Источник: компания, SberCIB Investment Research

Источник: компания, SberCIB Investment Research

Источник: компания, SberCIB Investment Research

Источник: компания, SberCIB Investment Research

Источник: компания, SberCIB Investment Research

Источник: компания, SberCIB Investment Research
#продвинутый уровень
#инвестиции
В избранное
Комментариев пока нет
«Борец Капитал» разместил локальные облигации на $221,05 млн для замещения евробондов с погашением в 2026 году. Доля фактически размещенных бумаг от общего числа, подлежавших размещению, составила 63,16%. Об этом сообщает «Интерфакс».

Инвестирование – вложение капитала в активы с целью получить прибыль в долгосрочной перспективе. Это может быть покупка акций, облигаций и других ценных бумаг – или даже недвижимости. Поговорим о потенциальной доходности и рисках в инвестициях и обсудим, как заработать и не потерять деньги.

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruНа этом сайте используются Cookies.
Подробнее
Вам понравилась статья?
0 / 2000