Онлайн-курсыЖурналПодкастыПроверь себяБанк-РокВклад в Победу
header-image

Лето, лагерь, сборы. Как развивать у ребёнка навыки самоорганизации

18.04.25

5 мин

Старший сын нашего постоянного автора, эксперта Национального центра финансовой грамотности Анны Деньгиной, в 5 лет впервые отправился на спортивные сборы без родителей – с тренером. В этой статье Анна делится своим подходом к формированию важных жизненных навыков через подобные поездки.

Содержание

Шаг 1. Формирование ценности свободы и духа приключений

Поездка к бабушке, друзьям, в лагерь или на спортивные сборы может вызвать много волнений. Для родителей это стресс из-за потери контроля, а для ребёнка – испытание, связанное с новыми эмоциями и возможным дискомфортом. Однако такой опыт становится значимой вехой на пути к самостоятельности. Как поддержать ребёнка в этом процессе и заложить основу для будущих путешествий?

Готовя ребёнка к поездке, родители нередко сосредотачиваются на мелочах: что положить в чемодан, как ничего не забыть, как предусмотреть все риски. Это важно, но такой подход сужает восприятие и порождает страхи.

Главное – создать у ребёнка мотивацию. Любая поездка без родителей – настоящее приключение! И если заранее сформировать правильный настрой, сын или дочь будет ждать путешествия с радостью, а не с тревогой.

Как это сделать?

  • Через семейный опыт. Если родители сами любят путешествовать, пробуют новое и делятся впечатлениями, ребёнок впитывает эту энергию.
  • Через игры и истории. Можно рассказывать о своих детских поездках, читать книги о приключениях и вместе их обсуждать.

Когда у сына/дочери закрепляется положительная установка, самостоятельные поездки становятся не стрессом, а возможностью проявить себя. Конечно, не все дети сразу воспринимают это с энтузиазмом, но шансы значительно выше, чем в семьях, где путешествия – редкость.

Шаг 2. Проектный подход: умение видеть картину целиком

Прежде чем собирать чемоданы, важно научить ребёнка воспринимать поездку как управляемый проект. У любого путешествия есть:

  • старт – идея и подготовка;
  • цель – зачем едем (отдых, соревнования, встреча с друзьями);
  • ресурсы – что поможет (вещи, знания, поддержка, финансы);
  • потенциальные сложности – и способы их преодоления;
  • финал – триумфальное возвращение с новыми впечатлениями!
header-icon

Как это реализовать?

I. Визуализация и сторителлинг

Превратите планирование в игру – создайте «карту приключения».

Вместе с сыном/дочерью:

  • нарисуйте маршрут, отметив ключевые точки (дорога, место проживания, мероприятия);
  • проговорите возможные трудности (ТУЛТИП - «Что делать, если потерялся?», «Как попросить о помощи?») и решения. Здесь можно составить список ответов на сложные вопросы, собрать номера телефонов, куда звонить в случае чего;
  • добавьте элементы сказки – например, сравните поездку с квестом, где герой (ТУЛТИП - ребёнок) получает награду за смелость.

Важно! Оформите карту ярко – как настоящий пиратский маршрут или космическую миссию. Отдайте её ребёнку в дорогу – это артефакт, напоминающий о его самостоятельности, его шпаргалка.

II. Путевой дневник

Даже если у ребёнка будет телефон, вручите ему бумажный блокнот для записей, карту из предыдущего пункта можно вклеить прямо в него.

Такой дневник помогает с рядом задач:

  • развивает осознанность – учит замечать детали и анализировать опыт;
  • помогает прожить эмоции – страхи, радость, удивление можно выплеснуть на бумагу;
  • станет памятным сувениром – через годы будет приятно перечитать, а может быть, и сохранить для будущих поколений.

Для малышей используйте картинки вместо текста, для подростков – чек-листы или трекер.

Ниже приводим пример такого трекера для поездки в лагерь.

Шаг 3. Список и сборы

Когда «карта приключения» готова, пора переходить к сборам. Главный принцип: ребёнок участвует на всех этапах – от составления списка до упаковки. Это не только учит ответственности, но и снижает тревожность (он точно знает, что взял с собой и где это лежит).

I. Составляем список вещей – задаём правильные вопросы

Не диктуйте, что брать, а помогите ребёнку самому прийти к решению. Примеры вопросов:

«Как будет строиться твой день? Что тебе для этого понадобится?»

  • Утро: зубная щётка, расчёска.
  • Тренировка: форма, кроссовки, бутылка для воды.

«Какая погода будет там? Что надеть, если похолодает?»

«Какие вещи могут пригодиться для неожиданных ситуаций?» (например, плащ от дождя).

Важно! Запишите ответы в блокнот – это живой список, который можно дополнять. Обсудите, что можно исключить: «Тебе точно понадобится 10 игрушек? Давай выберем 3 самые любимые».

II. Собираем чемодан – учимся расставлять приоритеты

  1. Ребёнок упаковывает сам – даже если это будет хаос.
  2. Вместе анализируем: «Всё ли помещается? Что можно заменить на более компактное?». «Что ты будешь использовать каждый день, а что – один раз?»
  3. Добавляем «страховочные» вещи: пакет для грязного белья; копия списка с контактами родителей (в карман чемодана).

Кстати, сами вещи можно подписать или пришить бирки.

III. Самоконтроль перед возвращением

Напомните, что перед отъездом домой ребёнок может свериться со списком.

  • «Все ли вещи на месте? Не забыл ли что-то в шкафу?»
  • «Грязное бельё сложено в отдельный мешок?»

Шаг 4. Общение во время поездки

Первые дни после отъезда ребёнка – эмоциональные американские горки: гордость смешивается с тревогой, а телефон так и просится вам в руки. Но именно сейчас важно проявить мудрость – ваша забота не должна превращаться в гиперопеку.

I. Договорённости вместо тотального контроля

Перед отъездом обсудите с организаторами и ребёнком:

  • форматы связи – допустим, звонки раз в 2 дня или краткие сообщения вечером;
  • экстренные каналы – контакты тренера/вожатого для критичных ситуаций;
  • границы – например, «в лагере телефоны выдают только после ужина».

Пример: на сборах тренер собирает гаджеты на время тренировок. Родители могут позвонить с 19:00 до 20:00 – это дисциплинирует и детей, и взрослых.

II. Первые 72 часа – самые важные

  • У ребёнка может быть «кризис третьего дня» – тоска по дому, слёзы.
  • У вас – навязчивые мысли: «А вдруг он замёрз или не поел?»

Дайте время адаптироваться и доверяйте! 90% детей привыкают к новой среде на 3-4 день самостоятельности, а на случай экстренных ситуаций есть взрослые, которые придут на помощь.

III. Когда ребёнок вернётся

Не набрасывайтесь на него с потоком тревожных вопросов: что ты ел, никто ли тебя не обижал. Это может подорвать чувство гордости у ребёнка – он же справился, вернулся живым и здоровым! Лучше обратить внимание на то, как он вырос, окреп, как вы рады его видеть и очень ждёте интересных рассказов о его приключениях.

Например, в нашей практике сын (в 7 лет) вернулся с очередных спортивных сборов с горячим желанием поделиться своими достижениями:

● в своём путевом блокноте он не только писал заметки, но и составил целый список больших желаний и целей;

● привёз пряник, который сделал своими руками на мастер-классе и бережно хранил, чтобы поделиться со всей семьёй;

● попросил купить новую книгу, как у его старшего товарища, и самостоятельно её прочитал.

Напоследок

Помните, что каждая поездка без родителей – это не просто событие, а инвестиция в будущее вашего ребёнка. Через планирование, сборы и даже моменты тоски по дому и родителям он учится главному:

  • доверять себе – принимать решения и нести за них ответственность;
  • адаптироваться – находить выход из незнакомых ситуаций и учиться решать задачи с помощью других людей;
  • ценить заботу – понимая, что ваша поддержка не исчезает никогда, даже когда вы далеко.

Как родители, вы даёте ему не просто чемодан с вещами, а навыки, которые останутся на всю жизнь!

#дети

#финансы и деньги

Вам понравилась статья?

В избранное

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2025 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru