Что такое виртуальная реальность

05.07.24

7 мин

header-image

Виртуальная реальность, в которой можно побывать с помощью VR-очков, стала популярной благодаря выходу новых игр. Но эта технология применяется не только в развлекательной индустрии, но и в производстве, маркетинге, образовательной сфере. Рассказываем, что это такое и какие бывают виртуальные реальности.

Понятие и виды виртуальной реальности

Виртуальная реальность, или VR – технология погружения в интерактивный мир при помощи специальных устройств. Виртуальные очки, шлемы, перчатки и геймпады помогают человеку создать эффект присутствия в интерактивном мире.

Эти девайсы отслеживают все движения пользователя – например, вращение головы, перемещение рук и ног. Поэтому в какую бы сторону человек ни посмотрел, вместо реальности он увидит компьютерную симуляцию.

В начале 2024 года в РФ в несколько раз повысился спрос на различные VR-устройства. По сравнению с началом прошлого года продажи аксессуаров выросли на 320%, а средний чек – на 30%, до 29 800 рублей. Самые частые покупатели VR-устройств в России – мужчины 28-42 лет.

Виды интерактивной реальности

VR – виртуальная реальность – обозначение, которое известно уже практически всем за счёт распространения этой технологии в игровой индустрии. Но существуют и другие аббревиатуры, обозначающие различные типы интерактивной реальности. Рассмотрим каждую из них подробнее.

header-icon

AR – дополненная реальность

Дополненная реальность, или AR – среда, которая совмещает в себе реальный мир и виртуальные объекты. Она даёт возможность дополнить то, что мы привыкли видеть вокруг себя, цифровыми элементами – например, текстом, анимацией и т. д.

Чтобы погрузиться в дополненную реальность, потребуется устройство, принимающее и передающее видеосигнал – это могут быть камера телефона или AR-очки.
По оценкам экспертов, уже в этом году количество мировых пользователей мобильных приложений с AR превысит 1,73 млрд.

header-icon

Где можно использовать эту технологию:

  • навигация – составление виртуальных указателей;
  • медицина – обучение персонала, проведение тренировок по выполнению сложных операций;
  • архитектура – оценка, как будет выглядеть здание на выбранной локации ещё до момента строительства или реставрации;
  • образование – дополнение бумажных учебников и методических указаний интерактивными иллюстрациями;
  • маркетинг – создание приложений, в которых пользователь может дистанционно посмотреть, как, например, на нём будет смотреться выбранный элемент гардероба.

Пример: дизайнер работает над внешним оформлением многоэтажного дома. Чтобы понять, как будет выглядеть настенная роспись на фасаде здания, он снимает на камеру строение и накладывает при помощи программы изображение. Так он ещё до реализации проекта может оценить, как будет смотреться композиция.

header-icon

MR – cмешанная реальность

Смешанная реальность, или MR – технология, напоминающая по своему принципу работы AR. Она предполагает смешение реального и интерактивного мира, но дополнительно пользователь может взаимодействовать с виртуальными объектами при помощи гарнитуры.

header-icon

Где чаще всего используется эта технология:

  • медицина – при планировании сложных операций врач может визуализировать процесс вмешательства;
  • взаимодействие с носителями разных языков – сотрудники могут общаться друг с другом на разных языках, получая перевод речи каждого участника в реальном времени;
  • дизайн – разработки концепций можно наложить на реальные макеты и протестировать их;
  • туризм – посетители музеев и выставок смогут посмотреть на голограммы исторических личностей, а также детально ознакомиться с различными экспонатами;
  • строительство – инженеры могут проверить в реальном времени конструкционные решения и пересмотреть их в случае необходимости.

Пример: команда инженеров ведёт совместный проект по строительству прототипа здания. При помощи MR-гарнитуры они могут взаимодействовать и вместе выявлять потенциальные проблемы с конструкцией. Это поможет до момента физической разработки ознакомиться с возможными проблемами и понять, что необходимо поменять, а что оставить в исходном виде.

header-icon

XR – расширенная реальность

Расширенная реальность, или XR – более широкий термин виртуальных технологий. XR заложен в фундамент различных метавселенных – это своеобразные онлайн-пространства, где совмещены физическая, дополненная, а также виртуальная реальности. Более подробно об этом мы рассказывали здесь.

Подобное обозначение может применяться, если в каком-то проекте или сфере задействованы одновременно VR и MR.

Пример: для обучения медицинского персонала используется виртуальная реальность – будущие врачи изучают строение органов и клеток человеческого организма. Образовательный процесс предполагает не просто просмотр 3D-изображений и полное погружение, но и выполнение определённых манипуляций, взаимодействие с изучаемыми интерактивными объектами.

Расширенная реальность задействуется в самых разных сферах – это игровая индустрия, наука и промышленность, градопланирование и туризм, маркетинг и реклама и др.

Сколько стоит знакомство с виртуальной реальностью

На маркетплейсах и в магазинах техники представлен обширный ассортимент VR-устройств. Их стоимость будет зависеть от набора функций, производителя и наличия дополнительных модулей.

Например, стоимость VR-очков для смартфона начинается в среднем от 2 тысяч рублей, а полноценного автономного шлема – от 50 тысяч рублей.

Чтобы протестировать эту технологию, необязательно покупать всё необходимое оборудование. Во многих городах предлагают свои услуги клубы виртуальной реальности: там можно арендовать шлем и поиграть в самые популярные VR-игры в комфортном и оборудованном всем необходимым зале. За один часовой сеанс в среднем нужно будет отдать 1200-2500 рублей.

#любопытно
#технологии
#отдых и развлечения

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Лайфстайл/

Что такое виртуальная реальность

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru