Онлайн-курсыЖурналПроверь себяСпецпроектыПодкасты
Финансовая грамотность в школе: как использовать знания на практике

Финансовая грамотность в школе: как использовать знания на практике

10.09.25

5 мин

Финансовую грамотность преподают в школах уже четвёртый год. Руководитель Национального центра финансовой грамотности Анна Деньгина на примере своего сына рассказывает, как можно применять в реальной жизни учебные темы и как помочь ребёнку стать финансово грамотным человеком.

Мир, который нас окружает

В 1-9 классах преподавание основ финансовой грамотности стало обязательным с начала 2022-2023 учебного года. Оно включено в программу уроков по математике и алгебре, информатике, географии, окружающему миру и обществознанию.

Если это действительно так, и на уроках в школе детям рассказывают теорию, для нас, родителей, это может стать хорошей помощью в практической сфере. Важно периодически интересоваться, изучал ли что-то ребёнок, обсуждать с ним этот опыт и продумывать, как интегрировать его в реальную жизнь.

В этой статье я покажу, как это сделать на нескольких примерах из 3-го класса начальной школы в 2025-2026 учебном году. Там учится мой старший сын, и чтобы разобраться в вопросе на старте учебного года и продумать план, я взяла его учебник по окружающему миру.

Специальных тем по экономике и финансовой грамотности в первой части учебника нет (они все будут в конце года – во второй части, см. рис.).

рис. Школа России. А. А. Плешаков, Окружающий мир, часть 2, издательство «Просвещение», 2025 г.

рис. Школа России. А. А. Плешаков, Окружающий мир, часть 2, издательство «Просвещение», 2025 г.

Но нам это даже на руку. Ждать до конца года не надо. Да и более того, когда эти темы будут на уроках, ребёнок может оказаться перегруженным и едва ли захочет говорить об этом дополнительно. Наша задача – пока в «окружайке» уроки попроще, донасытить их экономической практикой.

Полистав оглавление, я зацепилась за три темы: 📌 Проектное задание «Богатства, отданные людьми»; 📌 Тема урока «Превращения и круговорот воды»; 📌 Проектное задание «Школа кулинаров».

Круговорот денег в природе

Давайте посмотрим, как можно связать это с финансовым и экономическим развитием.

Цель проектного задания «Богатства, отданные людьми» в том, чтобы выбрать одного или несколько замечательных людей, которые внесли вклад в общество и рассказать о тех «богатствах», которые они отдали другим людям.

Возможные вопросы для диалога с ребёнком с пользой для его финансового развития: 📌 О, какое классное задание у тебя по «окружайке». Как ты думаешь, почему это назвали «богатством». Богатство – это же про деньги, но задание как будто совсем о другом? 📌 Как думаешь, а есть такие примеры среди тех людей, кто работает на финансовом рынке – в банке, например. Что вообще полезного для людей делают банкиры? 📌 Помнишь, мы каждую неделю используем банковский перевод, чтобы отправлять деньги в благотворительный фонд, а банк удваивает эту сумму. Тебе не кажется, что это тоже такое дело, которое можно назвать «вкладом в общество»?

Если ребёнок выберет для проекта кого-то, связанного с миром денег или бизнеса, например Уоррена Баффета, Билла Гейтса, которые известны своими проектами благотворительности — это откроет широкие горизонты для диалога и развития кругозора. А также поможет формированию установки, что с помощью денег можно менять мир к лучшему.

Вторая тема из мира природы — «Превращения и круговорот воды». Это всем нам хорошо известная тема про три состояния воды и то, как одно состояние меняется другое.

Вы удивитесь, но это отличный пример, чтобы показать круговорот денег в экономике.

Давай представим, что деньги — это вода. Они тоже «путешествуют», меняют форму и очень важны для «погоды» в нашей жизни

Давайте посмотрим:

  1. Труд превращается в деньги. Когда мы прилагаем усилия, используем свои знания и умения — это превращается в доход. Когда солнце нагревает воду, даёт энергию, получается новая форма воды — пар.
  2. Деньги превращаются в сбережения. Пар превращается в облако — вода конденсируется, также и люди накапливают «фонд денег», чтобы накопить силы для будущего «урожая» или непредвиденных условий.
  3. Деньги превращаются в товары и услуги. Мы тратим деньги на то, что нам нужно и тем самым развиваем экономику, наши расходы превращаются в доходы других людей. Облако тоже проливается дождём, чтобы подпитать землю.
  4. Деньги возвращаются в экономику. Деньги в форме вложений (инвестиций) и налогов возвращаются в большую экономику: на строительство дорог, больниц и развитие предприятий. Также и вода, которая возвращается в землю, стекает в реки, собирается в озера, чтобы снова стать паром.

Так, можно очень просто объяснить важную экономическую тему кругооборота денег. Можно использовать ещё более близкий пример. Я взяла тему конструктора, на который в своё время копил сын.

И третья история — проектное задание «Школа кулинаров». Смысл этого проекта в том, что ребята изучают рецепты и кулинарные традиции разных народов и создают «Книгу полезных рецептов»: щи, гречневая каша, блины, пряники и т. п.

И конечно, с точки зрения экономического развития детей, мы можем добавить классное упражнение про расчёт себестоимости каждого блюда, например, всеми любимых блинчиков.

Сделали проект по «окружайке»: выбрали несколько рецептов, приняли участие в конкурсе кулинаров, время — потренироваться на практике.

Давай приготовим блинчики и посчитаем, сколько денег мы потратим на закупку ингредиентов. Все эти затраты входят в себестоимость блюда — это такой экономический термин. Когда мы покупаем готовые блины, их цена складывается из себестоимости плюс ещё некоторые затраты, которые несёт магазин и производитель.

Из чего складывается цена блинчиков в магазине:

  1. Стоимость теста и начинки (прямые затраты / себестоимость). Это то, без чего блинчиков просто не будет. Мука, яйца, молоко, сахар, масло для жарки, начинка (творог, ягоды).
  2. Плата за труд (зарплата). Кто-то же должен замесить тесто, пожарить блинчики, завернуть их и упаковать. Повару и работникам на конвейере нужно платить зарплату.
  3. Счёт за свет и газ (коммунальные расходы). Чтобы пожарить блинчики, нужна плита, которая «ест» много электричества или газа. На фабрике свет горит целый день.
  4. Износ сковородки (амортизация — можно сказать «износ оборудования»). Сковородки и машины на фабрике со временем ломаются и изнашиваются. Надо откладывать деньги на покупку новых.
  5. Расходы на магазин (накладные расходы). Чтобы блинчики увидели и купили, их нужно привезти в магазин (логистика), положить на полку, а за само место в магазине тоже нужно платить (аренда). Ещё нужно оплатить работу кассира, который пробивает наш товар на кассе.
  6. Налоги. Часть денег компания-производитель обязана отдать государству. На эти деньги строят дороги, больницы, платят учителям в школах.
  7. Прибыль. Наконец, тот, кто организовал всё это производство (инвестор или владелец фабрики), тоже хочет получить вознаграждение за свой риск и идею. На эти деньги он сможет купить себе что-то или вложить их в развитие, чтобы сделать ещё больше блинчиков.

А теперь давай посчитаем какие у нас будут затраты, и подумаем, а какую цену мы могли бы поставить, если захотим эти блинчики продать, например на школьной ярмарке.

Таким образом, мы связываем различные темы из уроков по окружающему миру с реальной жизнью и практикой. Полезно для всей семьи. Обязательно выберите 2-3 темы из разных предметов, которые можно связать с экономикой и финансами, и поэкспериментируйте!

#дети

#родителям

#финансы и деньги

В избранное

Комментариев пока нет

Вам может быть интересно

  • Другие статьи этого раздела

    Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

    © 1997—2025 ПАО Сбербанк

    Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

    www.sberbank.ru

    На этом сайте используются Cookies.

    Подробнее