

06.08.25
3 мин
Всё, что вы скажете ребёнку вместе с появлением у него первых денег, будет основой основ. В дошкольном возрасте у детей ещё нет своих представлений о том, что хорошо, что плохо. Поэтому они будут учиться действовать по инструкции. Выбирайте свой путь: положить первые деньги в специально созданную для этого коробочку для бережного хранения или позволить затеряться среди игрушек и фантиков. Уверена, что первый вариант родителям нравится больше.
Система бережного хранения поможет сыну/дочери понять ценность денег и ресурсов. А также сформирует привычку регулярного пополнения и распределения бюджета на несколько частей. Как это сделать?
Отличный инструмент — умная копилка, сделанная своими руками вместе с ребёнком. Выделите время, запаситесь материалами и хорошим настроением.

фото из личного архива автора
Умная копилка — это нехитрая конструкция, которую можно смастерить из обычных коробок. Пусть сын или дочь украсит её по своему усмотрению: предложите сделать аппликации, рисунки, приклеить игровые деньги, наклейки — дайте волю творчеству.
Для маленьких детей в этой копилке три отсека: «коплю», «трачу», «помогаю». Смысл очень простой: когда вы начинаете выдавать личные деньги ребёнку, сразу расскажите ему, что их надо делить на три части.
Наличный формат денег для многих родителей неудобен. Однако именно он полезен для финансового развития детей на первом этапе. Детям важна физическая сенсорная, а не цифровая финансовая среда — это гораздо лучше работает для развития осознанности.
По мере взросления сына/дочери карманные деньги будут пополняться из других источников дохода: подработки, продажи игрушек, подарков на день рождения и т. п. Логика хранения и распределения остаётся той же – все поступающие деньги должны бережно храниться и распределяться.
Когда ребёнок будет учиться писать и считать, добавьте к процессу трекер «сколько в копилке» — пусть записывает дату и сумму поступления.
Вы также можете использовать наклейки с надписями, которые крепятся на банку или коробку.
По мере взросления финансовая среда сына или дочери будет меняться и расширяться. Появится кошелёк, банковская карта, банковские счета: деньги будут наличными, безналичными, возможно, цифровыми. Принцип остаётся таким же. И если вы заложили его в голову дошкольника, то вопросов, почему мы меняем систему, не будет — вы её не меняете, просто усложняете инструменты.
Все поступающие деньги мы продолжаем хранить и распределять. Только теперь это не просто коробка-копилка, а несколько мест хранения:
В подростковом возрасте набор инструментов также будет расти. Возможно, появится несколько целей и несколько копилок. Вероятно, возникнет интерес к приумножению денег и инвестициям — это также отдельная ячейка в системе распределения денег: коплю, трачу, помогаю, инвестирую.
Пример из личного опыта: в последнее время мой 8-летний сын увлёкся фермерской картой в Роблоксе. Закупает семена, выращивает сад, продаёт урожай. У него там миллионные бюджеты локальной валюты. Отличный экономический контекст: он с большой радостью рассказывает, что и как устроено в его хозяйстве, мы с мужем задаём неудобные вопросы о связи с реальной жизнью, он делает выводы и рассуждает о работе в сельском хозяйстве. Добавим экскурсию на ферму, и получится отличный симбиоз цифровой и игровой среды с реальностью.
По мере дальнейшего роста и развития у подростка появится пенсионный счёт, страховка и другие финансовые инструменты, между которыми надо будет распределять свои доходы. Но базовые принципы останутся неизменными — заложенными с детства:
Запутаться невозможно, если внедрять полезные финансовые привычки с самого детства.
#дети
#родителям
В избранное
Комментариев пока нет
Роблокс и Майнкрафт — это уже давно больше, чем просто видеоигры. В них дети строят дома и города, придумывают правила, общаются с другими, осваивают английский и даже учатся программировать. Некоторые делают внутри этих игр свои проекты, которые могут принести деньги — пусть и небольшие, но свои.

Почти у каждого родителя, который начинает заниматься финансовым воспитанием ребёнка, возникает вопрос — как же научить его ценить деньги, беречь вещи, аккуратно относиться к ресурсам. Говоришь, говоришь, ругаешь иногда, а воз и ныне там: все карманные он потратил на чипсы, вещи в комнате снова разбросаны, свет горит и днём и ночью. Что сделать, чтобы это изменить? Разбираемся вместе с Анной Деньгиной — экспертом Национального центра финансовой грамотности.

Большинство россиян признаются в нехватке знаний, которые позволяли бы им эффективно управлять семейным бюджетом, формировать сбережения и инвестировать. Одна из возможных причин такого положения вещей — отсутствие привычки обсуждать с детьми финансовые вопросы. Но отношение к деньгам формируется в самом юном возрасте, и грамотный подход к тратам и накоплениям — один из самых важных навыков, которые родитель может передать ребёнку. О том, почему важно разговаривать с детьми на тему денег и как сделать этот процесс комфортным для всех — в нашей статье.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок умел оценивать свои качества, характер и поступки — ведь это сильно влияет на жизнь уже с самого детства. Вместе с коллегами из канала «Счастливый родитель» в СберБанк Онлайн мы подготовили удобный чек-лист, который поможет проверить, как вы влияете на самооценку ребёнка. Бонус — инструкция для её повышения.

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruНа этом сайте используются Cookies.
Подробнее
Вам понравилась статья?
0 / 2000