Онлайн-курсыЖурналПроверь себяСпецпроектыПодкасты
От копилки до криптокошелька. Как детям хранить и распределять деньги

От копилки до криптокошелька. Как детям хранить и распределять деньги

06.08.25

3 мин

Первые деньги у детей появляются рано — в 4-5 лет — монетки, «бумажки» и личные заначки. До 7 лет закладываются привычки. Дальше денежная система растёт и развивается на том фундаменте, который заложен в самом начале. Давайте разберёмся вместе с Анной Деньгиной, экспертом Национального центра финансовой грамотности, как научить малышей распоряжаться первыми финансами.

«Коплю, трачу, помогаю»

Всё, что вы скажете ребёнку вместе с появлением у него первых денег, будет основой основ. В дошкольном возрасте у детей ещё нет своих представлений о том, что хорошо, что плохо. Поэтому они будут учиться действовать по инструкции. Выбирайте свой путь: положить первые деньги в специально созданную для этого коробочку для бережного хранения или позволить затеряться среди игрушек и фантиков. Уверена, что первый вариант родителям нравится больше.

Система бережного хранения поможет сыну/дочери понять ценность денег и ресурсов. А также сформирует привычку регулярного пополнения и распределения бюджета на несколько частей. Как это сделать?

Отличный инструмент — умная копилка, сделанная своими руками вместе с ребёнком. Выделите время, запаситесь материалами и хорошим настроением.

фото из личного архива автора

фото из личного архива автора

Умная копилка — это нехитрая конструкция, которую можно смастерить из обычных коробок. Пусть сын или дочь украсит её по своему усмотрению: предложите сделать аппликации, рисунки, приклеить игровые деньги, наклейки — дайте волю творчеству.

Для маленьких детей в этой копилке три отсека: «коплю», «трачу», «помогаю». Смысл очень простой: когда вы начинаете выдавать личные деньги ребёнку, сразу расскажите ему, что их надо делить на три части.

  • Сначала мы откладываем деньги на свою большую мечту. Часть тратим. А третью часть отдаём на помощь другим людям или животным. Это базовое правило распределения денег. Здорово, если оно есть и в вашем взрослом бюджете, и вы можете доказать сыну или дочке на своём примере, что живёте по этому принципу: заработал — отложил, потратил, помог.
  • Чтобы ребёнку было удобно следовать правилу, выдавайте ему регулярные деньги так, чтобы они легко делились. Например, 160 рублей (100, 50 и 10 рублей).
  • Вот твои карманные деньги на неделю. Давай вместе положим их в умную копилку: 50 в накопления, 100 на траты и 10 на благотворительность.
  • Помните, что эти карманные деньги — тренажёр для ваших детей.
  • Вы можете начать выдавать деньги в такой логике в 4-5-6 лет. Но нужно поддерживать систему и помогать ребёнку бережно раскладывать их в копилку.

Важно

Наличный формат денег для многих родителей неудобен. Однако именно он полезен для финансового развития детей на первом этапе. Детям важна физическая сенсорная, а не цифровая финансовая среда — это гораздо лучше работает для развития осознанности.

Копим на мечту

По мере взросления сына/дочери карманные деньги будут пополняться из других источников дохода: подработки, продажи игрушек, подарков на день рождения и т. п. Логика хранения и распределения остаётся той же – все поступающие деньги должны бережно храниться и распределяться.

Когда ребёнок будет учиться писать и считать, добавьте к процессу трекер «сколько в копилке» — пусть записывает дату и сумму поступления.

Вы также можете использовать наклейки с надписями, которые крепятся на банку или коробку.

По мере взросления финансовая среда сына или дочери будет меняться и расширяться. Появится кошелёк, банковская карта, банковские счета: деньги будут наличными, безналичными, возможно, цифровыми. Принцип остаётся таким же. И если вы заложили его в голову дошкольника, то вопросов, почему мы меняем систему, не будет — вы её не меняете, просто усложняете инструменты.

Все поступающие деньги мы продолжаем хранить и распределять. Только теперь это не просто коробка-копилка, а несколько мест хранения:

  • кошелёк, где мы храним деньги для трат в наличной форме;
  • банковская карта, где мы храним деньги для трат в безналичной форме, а также с банковской карты мы можем перевести деньги на накопительный счёт;
  • собственно накопительный счёт — где мы копим деньги на мечту;
  • возможно, останется и физическая копилка, но детям 8-9+ уже пора рассказать, что копить деньги в наличной форме невыгодно, их съест инфляция. А вот банк начислит проценты — это выгоднее.

«Коплю, трачу, помогаю… инвестирую»

В подростковом возрасте набор инструментов также будет расти. Возможно, появится несколько целей и несколько копилок. Вероятно, возникнет интерес к приумножению денег и инвестициям — это также отдельная ячейка в системе распределения денег: коплю, трачу, помогаю, инвестирую.

  • Добавим к системе хранения электронный кошелёк. Не за горами внедрение цифровых рублей, поэтому тема коснётся нас всех.
  • Здесь же игровые валюты, которые есть в компьютерных играх. Они тоже как-то хранятся, и это часть общей системы. Может, вам это кажется бессмысленным, но для детей игровые валюты — часть их экономической среды. И если вы хотя бы пару раз погрузитесь в неё, то не только лучше узнаете, как мыслит ваш подросток, но и найдёте массу тем для разговоров, включая безопасность и защиту от мошенников.

Пример из личного опыта: в последнее время мой 8-летний сын увлёкся фермерской картой в Роблоксе. Закупает семена, выращивает сад, продаёт урожай. У него там миллионные бюджеты локальной валюты. Отличный экономический контекст: он с большой радостью рассказывает, что и как устроено в его хозяйстве, мы с мужем задаём неудобные вопросы о связи с реальной жизнью, он делает выводы и рассуждает о работе в сельском хозяйстве. Добавим экскурсию на ферму, и получится отличный симбиоз цифровой и игровой среды с реальностью.

  • Инвестиции — также часть среды, которую надо формировать как образ жизни. Для начала некоторая доля бюджета может просто отправляться в копилку «Инвестирую». Чуть позже сын/дочь может открыть брокерский счёт (с 14 лет с согласия родителей) и начать реальное формирование своего капитала.
  • Криптокошелёк способен стать отдельной сущностью. В России мы не используем криптовалюты как средство платежа. Однако ситуация может измениться.

По мере дальнейшего роста и развития у подростка появится пенсионный счёт, страховка и другие финансовые инструменты, между которыми надо будет распределять свои доходы. Но базовые принципы останутся неизменными — заложенными с детства:

  • тратим не всё, что зарабатываем;
  • бережно и организованно храним в понятных для себя ячейках;
  • подсчитываем своё богатство и радуемся успехам.

Запутаться невозможно, если внедрять полезные финансовые привычки с самого детства.

#дети

#родителям

В избранное

Комментариев пока нет

Вам может быть интересно

  • Другие статьи этого раздела

    Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

    © 1997—2025 ПАО Сбербанк

    Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

    www.sberbank.ru

    На этом сайте используются Cookies.

    Подробнее