Сервис HeadHunter провёл исследование, чтобы разобраться, на какие нужды уходит основная часть бюджета и как изменились расходы граждан относительно 2021 года.
Результаты исследования не удивили — львиная доля бюджета традиционно уходит на следующие нужды.
HeadHunter также изучил, как траты распределяются среди людей разных специальностей.
Например, статья расходов «платежи по кредитам» чаще всего встречается у сотрудников розничной торговли. А реже всего долговые обязательства перед банками встречаются у работников сферы безопасности.
Ипотеку и аренду жилья чаще платят менеджеры среднего и высшего звена. А бухгалтеры и специалисты по финансам — значительно реже.
При этом количество россиян, которые расходуют деньги с кредитных карт, за год выросло на 10 п. п. — до 36%. Зато берущих в долг у родственников и друзей стало куда меньше — 32% против 41% в 2021-м.
Также в опросе изучалась регулярность трат. По сравнению с 2021 годом, ожидаемо постоянными остались расходы на еду, коммунальные услуги, связь и интернет. А вот на что стали тратить чаще — это одежда (65% против 56%) и расходы на детей (39% против 31%).
В начале декабря 2024 года опросы ВЦИОМ показывали, что россияне планировали потратить на праздник около 62 тысяч рублей, что на 8,5 тысяч больше, чем в прошлом году. В эту сумму вошли подарки, праздничный стол и развлекательные мероприятия.
Однако почти половина россиян в итоге потратили больше, чем планировали. Согласно опросу, проведённому в январе 2025 года, треть россиян (31%) потратили на новогодние праздники от 70 до 100 тысяч рублей. Следующими по популярности стали расходы в пределах 20-50 тысяч рублей (23%) и 100-150 тысяч рублей (16%). Основная часть расходов пришлась на подарки родным и близким.
Сервис электронных платежей ЮMoney, который регулярно проводит исследования сезонных трат, выявил интересную закономерность: расходы могут значительно меняться накануне отпускного сезона или с наступлением холодов.
В мае 2024-го появились данные, что 62% россиян обычно совершают специальные покупки к лету. К ним относится следующее.
А вот в конце осени и начале зимы выросли траты на всё то, что можно купить на распродажах. На Чёрной пятнице и предновогодних распродажах россияне традиционно тратят больше, чем обычно.
В этот раз лидерами по расходам стали электроника (средний чек вырос на 26%) и одежда (на 5%). Также в холодный сезон люди стали чаще ходить в кафе/рестораны и на массаж, больше тратить на БАДы и благотворительность.
Исследование Ромир показало, что в 2024 году россияне были настроены больше сберегать. Многие планировали провести год в режиме экономии, но в реальности цифры не сильно изменились с 2023 года. Заметней стало только разделение между поколениями: пожилые люди стали более бережливы, а зумеры, наоборот, стали больше тратить на походы в кафе и рестораны, гаджеты и поездки за границу.
Также Ромир проанализировал, насколько, по личному ощущению россиян, изменился ассортимент товаров за последние пару лет и что люди думают о замещении зарубежных брендов отечественными.
Интересно, что почти половина респондентов вообще не отметили каких-либо значимых изменений в своих покупках. При этом около 40% опрошенных ощутили разницу, но считают её незначительной.
Меньше всего ощутили перемены люди старшего возраста. А вот молодое поколение отнеслось к изменениям более чувствительно: ⅔ зумеров обратили внимание на сложности в категориях «одежда и обувь», «продукты», «безалкогольные напитки», «косметика, парфюмерия и личная гигиена».
Ответы показывают, что люди по большей части довольны замещением брендов, особенно когда речь идёт о продовольствии и безалкогольных напитках. А вот бытовая техника, современные гаджеты и автомобили в этом вопросе устраивают потребителей гораздо меньше. Причём недовольство наблюдается как в отношении качества товаров, так и достаточного выбора среди брендов.
Частично помогли импортозамещению небольшие локальные бренды, которые имеют неплохой спрос, в том числе благодаря развитию маркетплейсов.
Меньше всего довольны тем, как идёт импортозамещение, жители городов-миллионников. А если смотреть по уровню доходов, то наиболее удовлетворены процессом люди с доходом выше среднего.
Респондентов также просили назвать свои любимые бренды. В сфере финансовых услуг больше всего опрошенных назвали Сбер. Среди любимых продуктов питания в топ лидеров вошли исключительно российские торговые бренды, такие как «Мираторг», «Черноголовка», «Добрый», «Простоквашино», «Макфа». А среди зарубежных напитков остались в любимчиках только Martini и Coca-Cola.
При этом большинство респондентов отметили, что предпочитают покупать зарубежные бренды в категориях одежды, косметики и электроники, и хотели бы вернуть некоторые из тех, что покинули российский рынок (например, Samsung). Среди электроники, которую можно найти на полках наших магазинов, в лидеры вышли Xiaomi, Huawei, Honor и Lenovo.
Российский бренд LADA впервые появился в тройке лидеров в категории «автомобили» (на первом месте в топе любимчиков с большим отрывом — Toyota, на втором — BMW). Но в целом в этой категории ниже всего процент довольных замещением брендов.
В целом можно сказать, что страна сумела приспособиться к изменениям на рынке. Траты всё больше смещаются в сторону товаров российских производителей, а раз есть спрос, будет увеличиваться и предложение.
#сэкономить
#бюджет
Вам понравилась статья?
В избранное
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruСберСова подготовила для вас подборку увлекательных и познавательных статей, опубликованных в 2023 году, которые помогут с пользой провести новогодние каникулы и построить планы на новый 2024 год. А с новыми силами, знаниями, запасом энергии и положительных эмоций это будет проще простого.
Рождение ребёнка — это большая радость и важная новость в семье. Главное, что требуется малышу, — конечно, внимание и забота мамы и папы. А им, в свою очередь, стоит основательно подготовиться перед появлением ребёнка на свет. СберСова выяснила, что нужно молодым родителям и маленькому человеку в первые месяцы его жизни.